Веды объясняют, почему людям в наше время так трудно разбогатеть. Большинство людей — это рабочий класс, и они заняты бесполезной деятельностью. Заводы, фабрики точат детали, болты, гайки, выпускают машины. Но в случае кризиса это не поможет нам. Болты и гайки есть нельзя. Много тракторов и комбайнов, но зачем они нужны, если нет урожая? Кто делает эти трактора и комбайны? Люди, которые ушли из деревень. Считается, цивилизованная жизнь — это жизнь в городе. Но Веды говорят, что город с населением более ста тысяч становится неблагоприятным для духовной жизни. Там начинают развиваться мафиозные, преступные структуры. Вы видели когда-нибудь в деревне мафиозные структуры? Города создают прекрасные условия для развития преступности.
Говорят, виной всему перенаселение, слишком много людей. Но посмотрите, сколько земли пустует. Люди живут только в городах. Между городами огромные пространства — и люди не могут воспользоваться этими богатствами, которые дает им природа. Люди стали ленивыми, они потеряли свои отношения с природой, они думают, что жить можно только в городе. На самом деле, цивилизация начинается не в городе, а на селе. Города поддерживаются с помощью земли. Откуда молоко? Из магазинов. Многие даже не знают, что молоко получают от коровы. А откуда хлеб? Тоже из магазина. Люди никогда не видели пшеницу, не видели, как из нее получают хлеб. Так мы потеряем себя… Основа экономики — это хлеб и молоко. Чтобы дети росли, чтобы развивался их интеллект — нужно молоко. Никто мясом ребенка кормить не будет… Коровье молоко — это бесценный продукт. В Ведах говорится, что корова — это центр и глава экономики. Она дает еще и навоз — это идеальное удобрение, его никакая химия не заменит. Земля потеряет все свои качества, если не будет коровы. Коровий навоз — самое важное для земледелия. А остальное — это поля и дождь.
Теперь нужно разобраться, отчего возникают дожди. В природе все отрегулировано, закономерно: дождь, засуха, экономический кризис, война. Все зависит от наших отношений с природой. Если мы сотрудничаем с природой — войны просто исчезают из нашей истории.
Если мы станем вегетарианцами, что станет делать мясная промышленность? Что будут делать производство табака и винно-водочная промышленность, если мы откажемся от этих привычек? Что будут делать производители наркотиков, которые сейчас процветают, если им не оказывать поддержку? При помощи рекламы греховная деятельность проникла в жизнь людей — и поэтому греховный бизнес процветает. Пока он процветает — не может быть и речи о развитии экономики.
Это не революция. Мы просто делимся сейчас некоторыми мыслями. Это объясняется в Ведах — как поддерживать здоровую экономику: прежде всего надо дать людям знание о том, что греховно, а что нет. Тогда вся эта преступная экономика просто рухнет. И останется только полезное, нужное, необходимое.
Если мы соблюдаем принципы чистой жизни, 70% того, что продается в магазинах, становится ненужным. Сколько энергии может освободиться! Чтобы накормить одного человека бифштексом, нужно пустить на корм столько зерна, что можно было бы сорок человек накормить кашей. В природе нет проблемы экономического выживания. Во всем лесу вы не найдете даже одного муравья, который бы лежал и умирал от голода. Все сыты. Люди создают эти проблемы искусственно.
Западная цивилизация очень хорошо развита с материальной точки зрения. Но при этом люди теряют здоровье, теряют разум, теряют знание, становятся все примитивнее и примитивнее. Образ мысли становится примитивным — а жизнь очень сложная. Веды говорят, что человек должен жить не в условиях роскоши, а в условиях аскезы. Аскеза делает человека здоровым, сильным, с острыми чувствами, интеллектом. С такими людьми легко общаться. То, что сейчас считается устарелым — на самом деле, это самое ценное. Мы теряем самое ценное…
Как возникает вера?
Суть религии — это вера. Это то, что присуще всем религиям. Если человек верит в Бога — он религиозен.
Вера в Бога обычно возникает тогда, когда человек сталкивается с какой-то превосходящей его силой. Например, человек заболел, и наука не может ему помочь — и он ищет силу за пределами науки. Или экономические потрясения. Или он просто любопытен, хочет заглянуть за рамки... Но есть и особая категория людей — те, кто осмысленно ищут Бога — буквально с детских лет. Можно увидеть в жизни все эти примеры.
Вера, сама по себе, может и не быть религиозной. Вера присуща любому нашему поступку. Даже, чтобы сейчас мне просто сидеть в кресле и рассуждать — нужна вера, что это кресло не сломается! Когда вы включаете телевизор, вы верите в то, что вам показывают. Но иногда это может быть что-то вовсе даже и не полезное — например, реклама. Привлекательная реклама — это способ заставить вас поверить во что-то. А цель нашей беседы — показать привлекательность высшей, божественной природы. Есть внутренняя, божественная природа человека. Наш мир может быть наполнен до краев. Человек может иметь глубокое, масштабное развитие. Цена его жизни может увеличиться многократно благодаря вере и развитию трансцендентного знания.
Материальная наука открывает какие-то факты и затем опирается на них с верой. Но наука должна задать и еще один вопрос: почему законы природы именно таковы? С некоторыми законами природы я не хотел бы соглашаться. Почему я должен испытывать влияние силы тяжести? Иногда мне хочется отдохнуть и просто зависнуть в пространстве… Мне хочется парить, как птице, — но закон не подчиняется мне. Поэтому я должен задуматься: почему законы таковы, что не всегда приносят мне исполнение желаний и счастье? В чем смысл устройства этого мира? Эту науку мы тоже должны знать. И первый шаг знания — это вера.
Вера — это еще не само знание, это шаг. Как альпинисты, они забрасывают вверх особый крючок, зацепляются и потом подтягиваются. Так и вера мне позволяет подняться повыше, посмотреть что там. Потом нужно будет закрепиться.
В Абсолютную Истину нужно верить, уважать ее. Это то, с чего начинаются все ведические книги — с предложения почтения Абсолютной Истине. Это первый шаг. Мы выражаем почтение Богу, даже если не знаем о Нем. Таков этикет. Высшие силы существуют, и я должен выражать им почтение. Не враждовать с ними, а сотрудничать. Мы должны сменить умонастроение, и это происходит благодаря вере.
Какова цель религии?
Цель одинакова во всех религиях — возлюбить Бога. Мы обычно говорим о Боге больше философски — такой подход объединяет всех людей. Поэтому Бога мы с вами определим философски — как Абсолютную Истину. И цель религии — осуществить связь меня, маленькой живой частички с Абсолютным Целым. Моя жизнь, мой опыт, путь познания, творчество — все это должно осуществляться как связь с Богом. Тогда все становится совершенным. В отрыве от Бога человек утрачивает даже то, что уже имеет: талант, деньги, лучшие качества. Нам нужна хорошая, духовная среда. Это и есть назначение религии. Научить чистой жизни, осуществить связь с Богом, научить жить с Богом. Это не так сложно, как кажется. Нужно просто избавиться от пороков, хотя бы на 75%.
Религия может меняться. В детстве моим кумиром был В.И.Ленин. Это была наша религия, идеал, эталон самопожертвования, добродетели, любви к народу. Мы пели о нем песни в детском саду и плакали. Потом я сменил эту веру — потому что результата не было. Вера должна проверяться на практике. Но коммунизм так и не наступал... И я стал искать ответы в христианстве, в буддизме. Меня очень привлекала личность Иисуса Христа. Я увидел, что эта философия намного сильнее любого коммунистического атеизма. Так постепенно менялась моя вера.
Религия временна по своей природе. Я верю во что-то, но потом моя вера может измениться. Но есть вечные принципы, которые не меняются. Это — принцип служения, то, что может объединить все религии. Служение Богу и всем живым существам. Я могу служить как христианин, мусульманин, буддист. Но лично я не согласен с тем, что люди говорят о служении Богу, и при этом перерезают глотки животным. Я хочу быть там, где принцип милосердия формулируется шире. Поэтому я выбираю ведическую религию.
Как доказать существование Бога?
Существование Бога можно доказать логически, но можно и опровергнуть. Логика — это всего лишь инструмент. Она никогда не установит окончательную истину. Это просто уровень догадок, рассуждений. Все зависит от нашего желания. Атеист может стать религиозным человеком, а религиозный человек может стать атеистом.
Например, я прошу у Бога: «Дай мне денег». И я молюсь в храме, вкладываю все деньги в какое-то дело — и теряю их. Тогда я становлюсь атеистом. Атеизм возникает из неудовлетворенных материальных желаний. Когда я обращаюсь к Богу с материальными желаниями — это уже основа атеизма. Поэтому в Ведах говорится: любая религия, преследующая материальные цели, является ложной. Но если глаз поражен катарактой, то это не значит, что нужно выкалывать глаз. Если религия оказалась загрязненной, то не нужно от нее отказываться — нужно просто ее очистить. Для этого нужно знание.
Какая из религий истинная?
Ответ заключается в том, что все религии ложны и все религии истинны. Любой религией можно воспользоваться как истинной, а можно сделать из нее что-то ложное. Религия проявляется в поведении людей. Если религиозные люди начинают взрывать дома, то мы начинаем бояться такой религии. Но сама религия — это милосердие, чистота, аскетизм, правдивость. Именно этого мы ожидаем от религии. Сначала милосердия, любви, понимания — а потом уже какого-то закона. Те, кто не научился любить Бога и своих ближних, требуют исполнения закона: «Побить камнями!». Но Иисус сказал: «Кто без греха, пусть первый бросит камень». Сначала — любовь. Религиозный фанатизм очень опасное проявление религии. Сначала должен быть хотя бы здравый смысл.
На самом деле, религия дает жизнь всему человеческому обществу. Как Ганга — прекрасная полноводная река. По ее берегам бурлит жизнь. Но вырастают на этих берегах и колючий кустарник, и прекрасное манговое дерево. Так и религию можно превратить в яд, в колючки — постоянно враждовать с кем-то. Есть люди, которые вообще склонны к тому, чтобы враждовать. Религия здесь и не при чем.
Дерево познается по плодам. Если мы хотим понять, что такое настоящая религия, мы должны смотреть на великие примеры. Иисус Христос, пророк Мухаммед, Шри Чайтанья — это самые великие святые. Мы должны смотреть на них — тогда мы не будем сбиты с толку. Так что это наш выбор: что мы выберем в религии. Если мы выбираем самую чистую часть любой религии — это истинная религия.
Чтобы претендовать на истинность религии, нужно следовать ее заповедям. Но большинство людей не следуют — а просто спорят, чья религия лучше. Но суть не в этом. Выбирай то, что тебе по сердцу. Затем, ты должен следовать тому, что выбрал. Затем развить добродетель. Затем обрести духовные качества. Затем принести благо всему миру. Такова последовательность.
Истинная религия — та, которая удовлетворяет Бога. Если удовлетворен желудок — все части тела получают энергию. Нам не хватает счастья, блаженства, творческой энергии? Значит, мы не удовлетворяем Бога. Желудок принимает не любую пищу. Если мы хотим предложить Богу наше вожделение, вражду, войну — Он это не принимает. Начинаются социальные катаклизмы, все не удовлетворены… Сейчас совершается столько всякой деятельности — но все не удовлетворены.
Когда человек ощущает полное удовлетворение от своей деятельности, избавляется от зависти, жадности, похоти — это угодная Богу деятельность.
Казалось бы, зачем поливать корень дерева? Можно поливать ветви и листья. Зачем люди собираются и молятся? Сколько земли успели бы вскопать за это время! Но нет, мы должны знать, как удовлетворить Бога. Это принесет наилучшие результаты. Бог скрыт в нашем сердце, как корень дерева скрыт в земле.
Если Бог един, почему религий так много?
Если мы постараемся смешать и объединить все — мы потеряем разнообразие и вкус. Если же мы будем подчеркивать только различия — это приведет к противоречиям. Мы должны понять одновременное единство и различие. Всему нужно дать свое место. Мы должны признать, что любая религия — это творческое развитие души.
Бог дает вдохновение какому-то пророку — и возникает целое движение, на тысячи лет вперед. Потом оно угасает из-за людских недостатков — и начинается новое. Каждые пятьсот лет кто-то приходит на землю, чтобы поддерживать процесс развития души.
Каждая религия имеет свое предназначение. Мы никогда не должны быть высокомерны по отношению к другим людям. Мы должны сохранять смиренную позицию служения. Это объединяет. Служить Богу — в этом заключается единство всех религий.