Склодовская-Кюри, Мария - Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и по химии (1911), первый дважды нобелевский лауреат в истории.
Публикуемая статья о жизни Марии Кюри представляет собой краткое изложение книги «Мария Кюри», написанной ее до-черью Евой Кюри и впервые опубликованной на английском языке в 1937 году. Эта книга переведена на многие языки, в том числе и на русский. Письма, дневники Марии и Пьера Кюри, свидетельства современников — документальная канва книги — делают ее незаменимой для всех, кто интересуется удивительной жизнью, великими научными открытиями и лич¬ностью этой замечательной женщины, о которой ее дочь сказала: «Она не умела быть знаменитой».
Ночь, стук колес, гудки паровоза, скрежет и дребезжание видавшего виды вагона четвертого класса. Поезд идет через Германию. На откидном стуле кое-как примостилась молодая женщина. Ее зовут Мария Склодовская. Впоследствии она приобретет всемирную известность под именем Марии Кюри.
Она вспоминает о прошлом и думает об этой долгожданной поездке; старается представить себе будущее: однажды — пройдет два, быть может, три года — она возвратится в родную Варшаву и займет скромное место учительницы.
Зима 1891 года. Ей 24 года, она едет в Париж, в Сорбонну. О, это было нелегко: покинуть любимую родину, скопить необходимую для поездки сумму денег.
Больше всего на свете ей хотелось продолжить образование, трудиться. В Польше об этом не могло быть и речи: страна под игом царизма, женщинам, как и везде в России, доступ в университет закрыт. Мария мечтает учиться в Париже. Отказывая себе во многом, она с трудом собрала необходимую для поездки сумму денег.
Этот миг настал, когда она вышла из вагона и ступила на платформу Северного вокзала. Впервые в своей жизни Мария вдыхает воздух свободы.
С присущим ей пылом она окунулась в новую жизнь.
Пещера Ласко в департаменте Дордонь (Франция) — одно из самых интересных собраний доисторического искусства. Она была обнаружена в 1940 году; с тех пор тысячи посетителей ознакомились с замечательными изображениями лошадей, быков, оленей, диких баранов, сохранившимися в том виде, в каком их создал человек 18 тысяч лет назад. Если бы мы больше знали о биохимической коррозии в подземной среде, можно было бы принять меры предосторожности. Навешенные у входа двери и движение тысяч посетителей изменили тот режим воздуха, который содействовал сохранению рисунков. Стены пещеры начали покрываться множеством микроскопических водорослей и бактерий. После того, как комиссия экспертов изучила состояние пещеры, были приняты соответствующие меры для ее сохранения. На снимке слева: один из рисунков, изучавшихся экспертами; указками отмечены места наибольшего скопления микроскопических водорослей. Водоросли были удалены до того, как краски начали блекнуть. Сейчас пещера «выздоравливает», но все еще находится под строгим наблюдением и с апреля 1963 года закрыта для посетителей.
Любуясь великолепием зданий, волшебной игрой света и красок Венеции, невольно забываешь, на каком зыбком основании она покоится. А между тем Венеция — это поистине тонущий город.
Венеция выросла на бесчисленных: островках, разделенных каналами, и эти каналы стали ее улицами и проспектами. Море было защитой города, непреодолимым препятствием для орд варваров, которые начиная с V века не раз опустошали землю Италии. И вот постепенно среди прозрачных вод Адриатики вырос один из замечательнейших городов земного шара.
Венеция строилась не хаотически, а на базе продуманных научных принципов. Строителям Венеции надо было не только досконально знать тайны морского дна, но и очень точно учитывать баланс течений — речных, идущих от суши, и приливных, порождаемых морем. В результате возник город, в облике которого ни одна деталь не вызы-
вает диссонанса; так и кажется, что он создан в одном чудесном творческом порыве.
Давно известно, что в организация каждого конкретного общества большое значение имеет определенно роли полов. Но лишь недавно мы стали понимать, насколько трудно установить специфику каждого пола. Подход к этой проблеме зависит от типа культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества. Мир не стоит на месте ни в социальном, ни в биологическом смысле. По мере приближения к будущему существенный прогресс биологии и генетики коренным образом меняет наши представления о роли, обязанностях и специфических чертах мужчин и женщин, хотя еще 60 лет назад эти характеристика считались бесспорно однозначными.
Парковый скульптор, умеет легко выйти за пределы материального, даже если он делает свои работы из металла.
Открытая концепция пространства, которое охватывает его работы, формы пространства преодолевают ограничения объектов пространства. Использование света в качестве средства для перекрестного проникновения между объектом и пространством, он рушит границы внутри и снаружи.


Когда-то семнадцатилетним юношей из штата Масcачусетс, с растерзанной рокерской душой, Алекс Грей взмолился: «Бог, если ты есть, покажись!» И его просьба была в...