Выделенное 

Персеполь - Застывшие в почтительном поклоне

Персеполь - Застывшие в почтительном поклоне

Персеполь, Иран

Сгибаясь под тяжестью драгоценных даров, посланники отдают почести «царю царей». Целая процессия склоняется перед ним: вавилоняне преподносят изысканные ткани, эламиты из Двуречья протягивают оружие и приводят диких зверей. Армянин ведет за собой на поводу лошадь: кувшины на плечах индусов до краев полны золотой пылью. Эфиопы приезжают с жирафами и драгоценными камнями: из рук сирийцев могущественнейший из земных владык принимает сосуды и роскошные одежды. 21 марта, вдень самого главного в году Праздника весны, сатрапы персидской мировой империи торжественно шествуют вверх по ступеням монументальной открытой лестницы к резиденции царя Дария I. По его приказу около 515 года до н. э. в плоскогорье Марв-Дашт, на искусственной каменной платформе, примыкающей к склону горы Милосердия, специально для прстеденпя представительных царских церемоний была заложена новая его лица — Персеполь.

Спусти две с половиной тысячи лет и сами руины, и хорошо сохранившиеся рельефные фризы на стенах и лестнице напоминают о той эпохе, когда мировая империя персов простиралась от Дуная до Инда и от центральноазиатских степей до самого Нила Придя к власти, Дарий повелел заложить в самом сердце Фарса (античном Парсы), примерно в 80 километрах к северо-востоку от Шираза город, призванный стать олицетворением баснословного богатства древней Персии. В течение 58 лет трудились ионийские каменотёсы, вавилонские кирпичники, мидийские и египетские золотых дел мастера над строительством Персеполя, ставшего на два столетия воплощённым в камне символом империи Ахеменидов.

Персеполь занимал площадь 125000 квадратных метров и был окружен городской стеной. где ворота охраняли статуи крылатых быков, напоминающие людей. В черте города располагались дворцы и гаремы, казармы и конюшни, гигантская сокровищница и приемный зал. Дарий правил империей 36 лет. На одном из пилонов городских ворот он повелел изобразить себя самого: царь убивает чудовище с головой льва и хвостом скорпиона, то есть персонифицированное Зло.

Монументальные дворцовые сооружения

Все постройки резиденции возвышались на насыпной террасе, а к ней вела монументальная открытая лестница. Каменные дворцовые сооружения Дария I в плане имеют квадрат, причём центральный и колонный залы равны по высоте. Все без исключения отдельные здания заложены по единой прямоугольной системе координат и связаны между собой открытыми площадками и воротами. Пропилеи, ападана, дворцы Дария I и Ксеркса I, сокровищница и сто колонный зал принадлежат к числу самых впечатляющих памятников Пересеполя, пережившего, хоть и в руинах, все повороты истории Востока,

Рельефы на лестницах и дверях помогают составить живое представление о придворной жизни и торжествах во время Праздника весны, когда нагруженные дарами посланники от двадцати с лишним народов осыпали подарками «царя всей Земли».

Эти изображения, украшающие в основном ападану (большой приёмный зал), позволили учёным предположить, что весь дворцовый комплекс использовался исключительно во время празднования Нового года. Сегодня можно с уверенностью сказать, что персидские цари отдавали предпочтение Персеполю как возведённой по плану резиденции, но все-таки держали двор еще и в Сузах, и во дворце Кира II Великого.

Величие и безграничная власть

На восточной стороне террасы были выстроены из сырцового кирпича сто колонный тронный зал Ксеркса I и сокровищница. Тронный зал поистине огромен, а вот здания расположенной к юго-востоку от него сокровищницы отличаются спартанской скромностью: строители отказались даже от украшения фасада. Представителям высочайшей власти в громадном царстве предназначалась ападана — самая роскошная из всех построек Персеполя; из золота и серебра выполнены надписи, сообщающие о её основании. Символом величия и безграничной власти были великолепные «врага всех стран», называемые также пропилеями Ксеркса. Сооружение, состоявшее из четырех колонн, было украшено фигурами двуглавых быков и сказочных существ, над головами которых надписи на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках сообщали о царях-строителях — Дарии I и Ксерксе I. В центре архитекторы возвели не менее величественный трипилон, «ворота царей», где великолепные рельефы изображают схватку львов (символ доброй власти) и быков (они воплощают зло). Широкая улица меж высоких и глухих стен ведет к незавершённым Военным воротам, к Военной площади и к залу, чью крышу поддерживали 32 деревянные колонны на каменных колоколообразных основаниях. Дворец Ксеркса I (Хаддиш) считается одной из самых совершенных построек Персеполя. Татшару, выстроенную по прямоугольному плану резиденцию его предшественника Дария I, из-за отполированных до блеска камней называют зеркальным дворцом».

Месть за Акрополь

Александр Великий, завоевав Персеполь в 330 году до Р.Х., сжег дотла столицу побеждённого персидского царства. Тем самым Македонец отомстил за разрушенный войсками Ксеркса I в 480 году до Р.Х. афинский Акрополь. Каменные фигуры, выстроенные своеобразными парадными рядами и олицетворявшие вечную верность властителю, были погребены под тоннами золы и пепла и поэтому сохранились.

Лучший сезон для поездки

Весна и осень

Средства сообщения

Международный аэропорт Тегеран. Внутренние авиарейсы в город Шираз

Проживание

Рекомендуется заранее резервировать номер в отеле.

Советы

Экскурсия в город Шираз.



Местоположение

Персеполь, Иран
Крепость и сады Шалимара
Петра - Скальный город на перекрестке культур

Читайте также:

 

Комментарии (0)

Еще нет неодого комментария, будь первым кто оставит комментарий

Оставьте свой комментарий

Вы сейчас представлены, как гость, введите ваше имя. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location