Выделенное 

Тадж-Махал - легендарный венец дворца

Тадж-Махал - легендарный венец дворца

Каждое утро правитель торопился как можно раньше покинуть дворец: он спешил на берег Джамны, откуда его на вёслах переправляли к мавзолею. Именно это здание Шах-Джахан, индийский Великий Могол, считал делом всей своей жизни. Он едва мог дождаться минуты, когда в ту склом утреннем свете перед его взором возникнет луковица белого купола на главном здании. Придворные хронисты специально для потомков отмечали, что монарх особенно часто любовался Тадж-Махалом со стороны реки. Тадж-Махал («венец дворца») невдалеке от города Агры в нынешнем индийском штаге Уттар-Прадеш был закончен в 1651 году. Великолепное здание, слева и справа от которого возвышаются две мечети из красного песчаника, стало для всего мира сказочным символом индийской части континента.

Сегодня в Тадж-Махал входят через большой портал из красного песчаника и мрамора, украшенный элегантными арабесками. Выстроенные стройными рядами 22 купола, символизируют число тех лет, что понадобились для завершения этого шедевра индо-исламского искусства.

Джахан сам принимал участие в проектировании этого здания, но почему он принял решение начать его строительство, точно неизвестно.

Возможно, Тадж-Махал как дворец существовал уже с XIV века, а в годы правления Джахана был обновлён и превратился в мавзолей. Новое время окрасило историю этой постройки в романтические тона: легендарная мечеть, с башен которой никогда не призывали на молитву верующих, была будто бы посвящена любимой и глубоко почитаемой жене Шах-Джахана по имени Арджуманд Бану, или Мумтаз Махал (что означает «жемчужина дворца»).

Мудрая Мумтаз делом и советом помогала своему супругу в трудных политических ситуациях. Когда она в 1629 году, после 17 лет супружеской жизни, умерла, родив на свет 14-го ребенка, безутешный Великий Могол установил ей надгробный памятник, «равного которому свет никогда еще не видел ». Для осуществления тоски, воплощенной в камне», были призваны искуснейшие мастера. Около 20000 рабочих под руководством турецких инженеров, персидских каллиграфов и специалистов но парковой архитектуре из Кашмира возвели на мраморном цоколе главное здание ясных и простых очертаний. Его персидский фальшивый купол достигает 59 метров в высот) . Для строительства 40-метровых минаретов по четырем углам окружающей стены строители использовали мрамор из каменоломен близ Макраны в Раджастхане. Для оформительских работ Джахан пригласил венецианца Джеронимо Веронео и француза Остена де Бордо. Последний участвовал в работе над серебряными дверьми входа и золотыми пластинами саркофага (эти предметы были похищены в XVIII веке). Высочайшим достижением искусства считаются ребристые надсводные части арки, придающие изящество тяжелому переходу от прямоугольного основания к круглому куполу.

Шедевр зодчества

Мумтаз Махал и ее супруг обрели вечный покой в главном здании. Их саркофаги, украшенные филигранной мраморной решеткой, посетитель может увидеть и сегодня. Но это — только копии, как обычно и бывает в индийских мавзолеях. Настоящие саркофаги находятся в склепе под ценотафом.

Художественный вкус властителя во время строительства был законом. Точность и тщательность в укладке камней для инкрустаций свидетельствуют о том, насколько высоко было развито мастерство строителей в те далекие времена. Художники создали не только надписи-цитаты из Корана, цветочные полурельефы, рисунки и разноцветные
зигзагообразные орнаменты. Они украсили стены инкрустациями, цветочными и растительными узорами из алмазов, граната, бирюзы, сапфиров и оникса всех мыслимых оттенков. Для инкрустаций использовались до 60 видов полудрагоценных камней. Они подобраны и уложены настолько ровно и точно, что невооружённым глазом никак нельзя обнаружить швы.

Рай на земле

От входных ворот канал ведет к центральному порталу, чьи очертания отражаются в зеркале воды. Общая площадь сада — 18 гектаров. Кипарисы и пруды словно превращают его в видение рая Божьего на земле. Между воротами и главным зданием декоративные каналы перекрещиваются и делят сад на классически пропорциональные 4 части: это вообще характерно для садов персидского образца. Благодаря своему расположен ню ансамбль Тадж-Махала создает впечатление поразительной глубины и в разное время суток снова и снова представляется посетителю совершенно иным. После полудня и в полнолуние соотношение света и тени особенно благоприятно: тогда пропорции отдельных зданий и отделка стен раскрываются во всей полноте.

Свет и тени

Согласно легенде, Шах-Джахан собирался построить себе на другом берегу реки мавзолей из чёрного мрамора. Но этот план осуществить ему не удалось: в 1658 году он был свергнут собственным сыном Аурангзебом и вскоре закрыл глаза навеки. Расходы на строительство легендарного мавзолея привели страну в Северной Индии почти к полному разорению. А сегодня Тадж-Махал с трудом переносит загрязнение окружающей среды.

Лучший сезон для поездки

Главное - не в июле и не в августе.

Средства сообщения

Международный аэропорт Дели, внутренние авиарейсы и экспрессы в Агру.

Места резервировать заблаговременно.

Проживание

Отели для туристов расположены в основном к югу от Тадж-Махала. Зимой свободных номеров не так много.

Советы

Экскурсия в «красный город» Фатех-пур-Сикри (37 километров в западном направлении), мавзолей Великого Могола Акбара в центре Обезьяньего парка.







Местоположение

Тадж Махал, Дхармапери, Форест Колони, Теджгиндж, Агра, Уттар-Прадеш 282001, Индия
Появление пшеницы и кукурузы
Итальянский художник Александро Фантини / Alessand...

Читайте также:

 

Комментарии (0)

Еще нет неодого комментария, будь первым кто оставит комментарий

Оставьте свой комментарий

Вы сейчас представлены, как гость, введите ваше имя. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location