Выделенное 

Мейдане-Шахская площадь

Мейдане-Шахская площадь

Эсфахан, Иран

К 1600 году, когда шах Аббас I из династии Сефевидов принял решение перестроить свою резиденцию Исфахан и создать его новый «образ, прекраснейший в мире», он правил страной уже почти 25 лет. Сначала шах повелел реконструировать дворец Нак-ши-Джехан, подобный саду. Потом он приказал архитекторам незамедлительно приступить к работам над главной площадью, прямоугольной и обнесенной аркадами. Времени у Аббаса было так мало, что он потребовал от перепуганного главного архитектора начать строительство кирпичных степ Шахской мечети еще до того, как был завершен ее фундамент. Прекрасно понимая. что в его отсутствие работы продолжаться не могут, и надеясь выиграть время, архитектор попросту спрятался. А когда фундамент был наконец готов, беглец предстал перед правителем и просил о помиловании.

Осталось неясным, простил ли тогда своего зодчего нетерпеливый властитель. Но точно известно, что Аббасу, в 17 лет взошедшему на трон и твердой рукой управлявшему государством, так и не довелось увидеть достроенной Шахскую мечеть на Шахской площади. Когда освящали этот великолепнейший из персидских храмов, правителя уже три года как не было на свете.

Мечеть строили в общей сложности 19    лет. Как и шахские дворцы, она принадлежит к значительнейшим архитектурным сооружениям Исфахана - города, который в античной древности называли Аспадана и который на протяжении истории неоднократно разрушали до основания.

«Исфахан — это половина мира» — восхваляли средневековые поэты резиденцию монарха в Центральной Персии. Путешественники с восхищением и тоской. вспоминали позже тенистые
аллеи, что вели к окруженным прудами сказочным дворцам в городе с полумиллионным населением. Один француз-скип хронист в своих путевых заметках упоминает 102 мечети, 273 открытые купальни и 1802 караван-сарая, которые насчитал в Исфахане.

Мейдане-Шах, главная площадь (в длину 700 метров), была средоточием общественной жизни в эпоху Сефевидов. За время их 200-летнего правления Исфахан, центр шелкового и хлопкового производства, превратился в подлинную цитадель искусств всего Востока. За двойными аркадами площади начинался квартал базаров. По всему ее периметру возвышались величественные здания — достойнейшие архитектурные творения. Для дипломатических приемов и всеобщей молитвы архитектура царственной площади также создавала достойное обрамление. На северной стороне приглашали отдохнуть уютные кофейни, а в соседнем рыночном квартале торговцы зазывали к прилавкам, ломившимся от товаров.

Дворец

Купола Шахской мечети на 60-метровой высоте, ее внутренние дворы и минареты. выложенные изразцами с цветочным и геометрическим орнаментом, должны были напоминать о зороа-стровых огненных храмах доисламской Персии. На .западной стороне Мейдане-Шах вскоре после 1(300 года появилась Ал и-Капу, грациозная постройка с пропилеями, которая вела к самому дворцу шаха Аббаса.

Вестибюль, приемные залы, помещения для прислуги занимают во дворце монарха два нижних этажа. Стены и лестницы второго этажа украшены геометрическими и цветочными узорами. На верхнем этаже располагался концертный зал, называемый также 'фарфоровой комнатой»: маленькие гипсовые ниши повторяли форму тех фарфоровых сосудов, что в них хранились. Истинным шедевром искусства считается изящный колонный зал в Али-Капу («цветные ворота»). Колонны из дерева — такие тонкие, что кажутся даже хрупкими, поддерживают здесь кесонный потолок, украшенный драгоценными интарсиями.

Личная мечеть шейха

К востоку от площади возвышается мечеть шейха Лотфоллы. Ее пропорции столь гармоничны, а купольный декор столь роскошен, что она вовсе не уступает Шахской мечети по красоте и величию. Правитель вместе со всей семьей молился в этой мечети по пятницам. а кроме того, здесь проводились занятия. Драгоценные изразцы (основной фон — цвета карамели) украшают храм. Цветные изразцы использовали также для орнаментальных решеток 16-ти купольных окон, придающих своеобразие внутреннему пространству мечети.

Нелегкое спасение

Преемники Аббаса I, не желая отстать от него, продолжали украшать Исфахан. Но изысканные постройки этих времен явно разрушались, а в 1722 году афганская армия завоевала и разграбила город. Когда в XX веке реставраторы отважились наконец приступить к восстановлению исторических памятников Исфахана, им пришлось пережить серьезное разочарование. Художественный замысел каждого здания заслуживает высочайшей похвалы, но строительное исполнение страдает существенными недостатками. — гласил приговор реставраторов. Основные ошибки были допущены именно при закладке фундаментов, и потому спасти от разрушения шедевры архитектуры эпохи Сефевидов будет очень трудно.


Лучший сезон для поездки

Весна и осень.

Средства сообщения

Международный аэропорт Тегеран. Поездки на автомобиле затруднительны.

Проживание

Рекомендуется заранее резервировать номер в отеле.

Совет

Шолфа. армянское предместье.

 

Местоположение

Эсфахан, Иран
Махабалипурам - храмовый комплекс
О правде

Читайте также:

 

Комментарии (0)

Еще нет неодого комментария, будь первым кто оставит комментарий

Оставьте свой комментарий

Вы сейчас представлены, как гость, введите ваше имя. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location