Катхакали - Индийский балет

Катхакали - Индийский балет

Катхакали — основная форма танцевально-драматического представления штата Керала, занимающего узкую полоску побережья на юго-западе Индии. Однако, несмотря на территориальную ограниченность, катхакали является неотъемлемой частью всеиндийского наследия традиционных форм классического театра и обладает некоторыми общими характерными чертами, роднящими его с искусством других районов Индии и резко отличающими от традиций западного искусства.

 Невозможно, да и нет необходимости, обсуждать в данной статье все те общие черты и направления, которые способствуют формированию единого индийского национального театра. В то же время нельзя, однако, не принять во внимание отдельные отличительные особенности и ряд обстоятельств, определявших характер развития индийского традиционного театра — его формы и содержания.

b2ap3_thumbnail_kathakali6.jpg

Одна из таких особенностей — тесная и устойчивая взаимосвязанность между театром катхакали с момента его зарождения и религией на всех этапах ее развития, а также религиозной литературой. Наиболее значительными из многочисленных подобных источников являются великие, вдохновенные эпические поэмы «Рамаяна», «Махабхарата» и позднее — «Бхагаватгита».
Значение этих произведений заключается не только в их исторической и культурной ценности, но и в том, что они представляют собой первые индийские летописи, образцы коллективной мудрости, мировоззрения, религиозных и морально-этических воззрений. Они содержат не только толкование учений различных философских школ, морально-этиче-ские кодексы, абстрактные определения добра и зла, счастья и несчастья, благородства и подлости, но и живые художественные образы, воплощающие эти принципы.

В этих произведениях живут и действуют благородные герои, героини и всевозможные злодеи. В них описываются борьба между добром и злом, неизменно заканчивающаяся победой добра, сошествия богов на землю и их жизнь среди людей, в гуще простых человеческих радостей и горестей, низвержение в ад грешников, привлекающихся к ответу за черные дела, творимые на земле, и прославляется вознесение на небо праведников, которым воздается должное в ином мире за их земные добродетели. Если боги в этих описаниях опускаются иногда до человеческих слабостей, то смертные нередко поднимаются до уровня божества.

В этих эпических повествованиях всегда содержится готовый ответ на любой вопрос и проблему, омрачающие человеческое существование. В них всегда можно было найти тонко и убедительно подсказанный совет, подтверждаемый неоспоримым примером. Вот почему они были так близки и дороги людям, зачастую отождествлявшим эти произведения с собственным бытием.

Немудрено поэтому, что священные книги, и прежде всего «Махабхарата», «Рамаяна» и «Бхагаватгита», оказывали столь сильное и долгое влияние на умы и поступки людей и выдержали испытание временем как неисчерпаемый источник тем для литературы и искусства Индии. Редко художник чувствовал потребность
обращаться за вдохновением к другим источникам.

b2ap3_thumbnail_Kathakali-art-begin.jpg

Это отнюдь не свидетельствует о статичности индийского общества. Общественная жизнь претерпевала разнообразные изменения, однако они не были настолько радикальными, чтобы ниспровергнуть доминирующее влияние великих эпических творений. Все новые веяния, отражавшие изменения в социальной жизни общества и приводившие к переоценке культурных ценностей, легко приспосабливались к критериям эпоса путем небольшой переделки старого материала.

Преобладание эпоса как источника драматургических произведений препятствовало развитию реалистических тенденций в театре. Легенды и мифы со свойственными им гиперболизацией и полетом фантазии, удалявшими их от реальности, вряд ли поддаются реалистической интерпретации без ущерба для их художественных и эстетических достоинств.

Кроме того, было еще одно важное обстоятельство, мешавшее развитию реализма в театральном искус стве Индии. На протяжении всего процесса своего развития индийская драма никогда полностью не отделялась от танца, музыки и поэзии, как это произошло на Западе. Несмотря на то что эти три вида искусства имели собственную историю, они сохранили свою первоначальную связь с драмой. Их самостоятельное развитие в отдельные виды искусства потребовало более высокого уровня синтеза с драмой — в формах, где преобладание получает один из трех видов искусства.

В индийском театре упор делался на музыку, танец и поэзию, что значительно способствовало закреплению преобладающего значения мифологии и закрыло дорогу реализму. Единственным логически вытекающим из этого положения путем, который мог избрать индийский театр, был путь дальнейшего абстрагирования от действительности, более высокая степень стилизации и совершенствование техники.

В каком отношении находится искусство актера к поэзии, музыке и танцу? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем концепцию абхинаям, разработанную в трудах индийских теоретиков. Часто этот термин произвольно переводится как «актерская игра». В действительности же он включает понятие более емкое — не только мастерство актера, но и поэзию, музыку, танец.

Абхинаям — это искусство передачи зрителю языком, символов мыслей и чувств персонажей в их связи с причиной и следствием.

Чувства, эмоции и настроения классифицируются и анализируются по степени интенсивности и длительности. Предметом особого рассмотрения является высшее проявление этих чувств путем изменения цвета, движения, положения, осанки, жеста, модуляции голоса, мимики актеров и т. д. Движения, жесты, различные голосовые интонации выделяются в абстрактные символы, стилизуются, гиперболизуются и приобретают значение соответствующих чувств, построений и действий.

Абхинаям заключается прежде всего в показе, «разыгрывании» этих элементов; тем самым зрителю передаются соответствующие чувства, вызывающие у него эстетическое наслаждение. По средствам его выражения индийские теоретики различали четыре элемента абхинаям: тело (ан-гикам), речь (васикам), разум (сатви-кам) и внешние выразительные средства (ахаръям).

Ангикам — это правильное использование актерами жестов, походки, осанки, мимики и пантомимы.

Васикам — правильное использование проивношения, модуляции- голоса, ритма и ударений, правильная передача драматургического текста (прозы, стихов и песен).

Сатвикам — передача основных психологических состояний такими средствами, как неподвижность, дыхание, изменение голоса и т. д.

Ахаръям — грим, костюм, декорации, реквизит.

В более широком смысле ангикам включает танец, а васикам — музыку.

Принимая во внимание эти характерные черты, представляющие собой почти полную противоположность концепции западной драмы, было бы более правильным называть традиционный индийский театр (в том числе музыкально-танцевальные представления) «лирико-драматическим театром». Попутно заметим, что в большей или меньшей степени это определение справедливо и по отношению к театру ряда стран Юго-Восточной Азии, считавшихся ранее «Большой Индией»..
Основные формы индийского танца имеют программный характер.

Танцевально-драматические представления бхаратнатьям, катхак, ма-нипури, катхакали, кучипуди, бхага-вата-лила, якшаганам и т. д., возрожденные за последнее пятидесятилетие, взросли на этой традиции, получившей развитие во всех районах Индии. Однако, воспринимая ее, каждая из локальных форм танца использовала свои собственные художественные методы и средства, по-своему расставляла акценты. Каждая из них питается местными традициями народного искусства, приобретая благодаря этому оригинальность и свой собственный путь развития.

Катхакали означает в переводе танцевальный спектакль. В 1655— 1661 годах Коттараккарой, правителем небольшого княжества, был создан цикл из 8 пьес, в основу которого легло жизнеописание Рамь:. героя «Рамаяны» (некоторые ученые считают, что эти пьесы написаны в 1484—1497 годах). За последние три века различными поэтами были написаны сотни пьес для катхакали, но не более тридцати из них сохранили свою популярность до наших дней; в том числе 9 пьес основаны на «Рамаяне», 13 — на «Махабхарате» и 7 — на «Бхагаватгите».

Более древние танцевальные представления Кералы - — народные и классические, религиозные и светские — подготовили почву для появления этой новой формы театрального представления. Многие из хореографических средств катхакали (например, основная позиция танцовщика — ступни ног широко расставлены, руки вытянуты вдоль туловища; движения.

изображающие битву, а также детали грима и костюма) несут на себе следы явного влияния оригинальных форм народного искусства.

На катхакали заметно также сильное влияние старейшей классической формы драмы — куттиятам, основанной на санскритской драматургии и развившейся в IX—X веках нашей эры. Особенно много заимствований прослеживается в средствах актерской выразительности и многих других сценических канонах. Именно в наследство от куттиятам получены катхакали общеиндийские традиции театра. Таким образом, катхакали является блестящим образцом синтеза двух традиций — дравидийского и общеиндийского искусства.

Представление катхакали обычно дается под открытым небом и длится всю ночь. Согласно традициям сценическая площадка (16 квадратных метров) находится прямо на земле; зрители также сидят на земле. Над «сценой», как правило, на высоте трех с половиной метров, возвышается тент.

Представление идет под аккомпанемент трех барабанов (ченды, мадала-мы и едакка), гонга, двух цимбал и рожка из раковины. Барабан ченда не используется для аккомпанемента, сопровождающего появление на сцене женских персонажей, а едакка — мужских. В спектакле участвуют два вокалиста: ведущий играет на гонге, второй — на цимбалах.
Представлению предшествует следующая церемония: примерно в 6 часов вечера раздается короткая дробь барабанов, извещающая о программе дня; эта «увертюра» называется кели.

И только приблизительно в половине девятого начинается само представление. В центре сцены водружается огромный светильник с фитилем, плавающим в масле. Церемония сопровождается барабанной дробью мадалама и называется арангукели. Затем два ассистента натягивают занавес перед сценической площадкой. В сопровождении мадалама один или два танцора разыгрывают пролог, воздавая хвалу богам. Танец сменяет молитва, исполняемая двумя певцами.

Следующее явление программы — традиционное представление главного персонажа или действующих лиц пьесы. В полном гриме и театральных костюмах они исполняют несколько танцевальных номеров в сопровождении оркестра; эта часть представления называется пураппат. Затем сцена переходит в распоряжение музыкантов, которые дают своего рода концерт — мелаппадам, получая возможность проявить свои таланты в значительно большей степени, чем
при музыкальном сопровождении спектакля.

Мелаппадам завершает предварительные церемонии. Остальная часть времени отводится для исполнения непосредственно самой пьесы или отрывков из нескольких пьес. Пьеса катхакали — литературный текст, созданный драматургом, — является основой абхинаям. Обычно текст состоит из высокопоэтических по своему содержанию стихов и песен. Песни передают диалоги, стихи — повествование рассказчика о событиях, происходящих за пределами сцены. (Как правило, они служат связующим звеном между отдельными сценами.)

Отличие катхакали от других форм танцевального искусства Индии выражается в том, что актер-танцовщик использует три формы абхинаям, четвертая (васикам — речь) — это приоритет певцов. Актер-танцовщик совершенно безмолвен, лишь изредка издает он малопонятные звуки. Исключение речи из арсенала средств актерской выразительности привело к замечательному развитию чрезвычайно выразительной, отточенной мимики, редко встречающейся в столь совершенной форме в других театральных представлениях.

Произносимые нараспев стихи и песни — это и есть васикам. В то время как певец исполняет отдельные куплеты песни, актер-танцовщик передает выраженные в них мысли и чувства средствами танца и пантомимы. Первостепенное значение имеют мелодия, ритм и темп песен, выбор которых определяется различными оттенками настроений, необходимостью замедления или ускорения действия и жестикуляцией в зависимости от идей и эмоций пьесы. Например, песня, сопровождающая батальную сцену, и песня лирической сцены отличаются по манере исполнения, мелодии и темпу.

Единственное средство выражения ангикам — тело актера. Актер безмолвен, но в движении, жесте, мимике передает он мысли и чувства, которыми пронизаны песни, сопровождающие действие. Сюда же относятся также определенные движения рук, мимика, танец и т. д. В промежутках между декламацией и песней, как правило, исполняется танец, но не отвлеченный от действия пьесы, а подчеркивающий своим характером, темпом и содержанием мысль, заложенную в предшествующей или последующей строфе песни.

Правило о движении рук в катхакали изложено в коротком наставлении, называющем 470 различных жестов, основанных на 24 главных позициях пальцев рук. Движения классифицируются как жесты одной руки, двух, смешанные (каждый последующий основан на предыдущем) и многозначные. По другой классификации жесты катхакали подразделя-
ются на 8 типов. Каждому жесту соответствует определенная поза, направление движения, положение туловища и место на сценической площадке. Глаза обычно следуют за жестом. Жест, его характер, мимика и пантомима определяется контекстом, темпом и ритмом действия, а также характером изображаемого персонажа.

Импровизация и выступления солистов — часть спектакля. При отсутствии текста актер импровизирует. Например, идя по лесу, он изображает встречи с дикими животными или наслаждение созерцанием небес. В этих случаях без помощи каких-либо декораций актер импровизирует серию зрительных образов и передает через них соответствующую тему.

Важной частью представления является аккомпанемент, определяющий все действия актера-танцов-щика, в,том числе жест, танец и т. д. В этовГего основное назначение.

Ахаръям — это прежде всего грим, костюм, украшения актеров и сценический реквизит. Катхакали не знает декораций. Грим и костюм играют важнейшую роль в спектакле, указывая не только на происхождение, возраст, общественное положение персонажа, но и на его характер. Намеренное преувеличение, абстракция и гротеск костюма и грима действующих лиц — это отражение соответствующих характеристик мифологических персонажей.

До нас дошло около 60 разновидностей грима и костюма катхакали. Девять из них являются основными: пакка — зеленый (для благородных и добродетельных персонажей — богов и героев, например Рамы); катти — нож (для персонажей, наделенных такими пороками, как жадность, похоть, тщеславие, например Равана — демон и правитель Ланки, побежденный Рамой); тати — борода (ассоциируется с разрушительными силами в образе устрашающих демонов); мепукку — блестящий (для изображения женщин, брахманов, мудрецов и других персонажей); кари — черный (для изображения туземцев, охотников и т. д.); ражуппу — смесь желтого и красного (для изображения Брахмы, Шивы, Кришны и его братьев); чу-ваппу — красный (для изображения Солнца, огня и т. д.); теппу — нарисованный (для изображения птицы, змеи и т. д.); поймукхам — маски (маски обезьяны, свиньи, оленя и других зверей).

Накладывание грима и облачение в костюм занимает порой до четырех часов. Особенно это относится к персонажам с чутти (обрамления для лица из рисовой пасты, лимонного сока и иногда бумаги). Сначала актер сам намечает на лице контуры грима. Затем он ложится на спину, и гример постепенно накладывает ему на лицо чутти, на что уходит большая часть времени. Актер сам завершает свой грим: в глаза он закладывает зерновидную косточку, извлеченную из растения семейства подсолнечных; благодаря ей белки актера становятся красными, что придает взгляду особую выразительность (эта косточка остается в уголке глаза и вынимается после представления). Помощники помогают актеру надеть костюм. Перед выходом на сцену актер отдает дань уважения своим учителям.

Материалы, используемые для грима, — это красный мышьяк, индиго, домарская смола, колириум, красная пудра, рисовая паста, лимон, бумага, пробка, камедь, масла.

Техника абхинаям, используемая в представлении, и бесчисленное разнообразие в высшей степени стилизованных и четко определенных движений предполагают продолжительный курс настойчивой и длительной тренировки тела и духа будущего танцора-актера. Обучение начинается в возрасте от 10 до 12 лет и продолжается 12 лет. Для достижения необходимой пластичности и выразительности тела используются многочисленные упражнения.

После второго года обучения ученик принимает участие в представлении, исполняя второстепенные роли.

С июня по декабрь он ежегодно проходит специальную подготовку, остальное время участвуя по мере возможности в спектаклях под руководством учителя. В течение трех месяцев ученик ежегодно проходит курс массажа и масляных притираний, делающих его тело стройным и гибким.

Наряду с этим ведется и духовное воспитание ученика. Он изучает тексты пьес, вникая в их сущность, композицию и характеры персонажей. Ученик изучает и многие другие теоретические дисциплины. К моменту завершения образования он знает по крайней мере 15 пьес из основного репертуара театра катхакали.

В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению срока обучения актера путем введения круглогодичного курса. Однако и при этих i условиях длительность обучения не 4 может быть менее восьми лет. У каждого преподавателя обучается не более четырех учеников. Девушки в представлении не участвуют. Одной из причин является, видимо, продолжительность обучения и большая физическая нагрузка.

Типичное расписание классных занятий при обучении искусству катхакали в прошлом таково:

с 3 до 4 ч. утра — тренировка движений глаз, бровей, губ, шеи, обучение мимике;

с 4 до 6 ч. — умащение тела маслом, курс физических упражнений, танцевальных занятий, сопровождаемых массажем (учитель массировал тело ученика, лежащего на циновке, своими ногами);

с 8.30 до 11.30 дня — репетиция танцев, исполняемых в прологе (тото-ям и парапату), и репетиции пьес;
с 19.30 до 21.00 — тренировка выражения различных чувств, эмоций при помощи глаз, щек, бровей, губ, шеи и т. д. Интерпретация основных частей пьесы.

b2ap3_thumbnail_kathakali-heands.jpg

Современные школы театра катхакали, несомненно, должны пожертвовать частью этого трудоемкого и длительного учебного процесса ради общеобразовательных предметов.

По мере появления интереса к нашим традиционным формам искусства — в связи с культурным возрождением Индии, начавшимся в прошлом веке, — музыка, танец и драма вновь получили права гражданства. Одним из самых видных представителей этого возрождения в Керале был ныне покойный национальный поэт Валлатхол, основавший в 1930 году с помощью друзей «Керала ман-далам», — первую и наиболее известную в настоящее время академию, в которой ведется обучение катхакали и другим танцам Кералы. Валлатхол ездил по Индии и многим другим странам, пропагандируя катхакали и обращаясь с просьбой помочь его школе. (Сейчас эта академия является государственной организацией Кералы.) Труппа академии совершила весьма успешное турне по Европе и Канаде в мае — сентябре 1967 года.

В 1939 году была создана другая школа — «Коттакол натья сангам». Теперь катхакали как вид театрального искусства растет и развивается. В некоторых городах Индии открыты школы, ведущие обучение искусству катхакали.

ВЕДАНТА КАК РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО?
ТАИЛАНДСКИЙ ТАНЕЦ МАСОК

Читайте также:

 

Комментарии (0)

Еще нет неодого комментария, будь первым кто оставит комментарий

Оставьте свой комментарий

Вы сейчас представлены, как гость, введите ваше имя. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location