Герман Лукомников и вся русская литература

Герман Лукомников и вся русская литература

В русском поэтическом авангарде существует такое направление как комбинаторика. Вообще-то под этим понятием чаще всего понимают раздел дискретной математики (ее изучают в техникумах и вузах). Но литераторы у нас в стране – это иногда бывшие математики и нынешние программисты, поэтому технические термины в науках, изучающих тексты, отнюдь не удивительное явление. Впрочем, знаковые системы бывают разные, а вот законы в них часто одинаковы. Для поэтов-математиков литература формальных ограничений – это прикольно и со всех сторон замечательно. Что же, такое мнение имеет право на существование. И хотя я думаю, что комбинаторика всех видов в литературе – это скучная профанация собственно литературы, это не помешало мне попробовать в минувший четверг разобраться в тонкостях палиндромов и центонов на примере диалога Германа Лукомникова (одного из интереснейших российских палиндромистов) со всей русской литературой. 20 сентября в клубе «Билингва» состоялся поэтический вечер из цикла «Полюса». Эти вечера обычно делает группа «Культурная инициатива». Вот что об этом написано от лица организаторов в фейсбуке: «На вечере в качестве обоих «полюсов» выступит Герман Лукомников. От себя он прочитает вариации на темы русской и (отчасти) мировой поэзии, в качестве противоположного полюса представит классические произведения, послужившие поводом для написания его вариаций».

Фишка такого подхода в его полнейшей логичности. Дело в том, что одним из приемов комбинаторики является так называемый уже упомянутый мною центон (составление нового стихотворения из строк уже написанных стихотворений). Этакий формалистический пост-модерн в литературе. Обычно центоны – это не только вторично, но и смешно. Так что вечер Германа Лукомникова в «Билингве» проходил весело. Кривоколенный переулок содрогался.


Герман Лукомников (он же – Бонифаций) – поэт, прозаик и составитель антологий. Поэтому в литераурном вечере учавствовали не только поэт, вся русская поэзия, но и антология «Русские стихи» в двух томах. Лукомников родился в 1962 году в Баку, но с тринадцати лет живет в Москве. Его можно назвать профессиональным литератором, несмотря на неоконченное техническое образование. Но более всего он известен своими палиндромами (текстами, читающимися одинаково в обоих направлениях). Именно играм со словом был посвящен этот вечер.


А теперь, после короткой справки, представьте себе темный и тесный зал «Билингвы». Для того, чтобы попасть в него, нужно спуститься вниз по лестнице и аккуратно, не задевая книги, найти себе место. Задача трудна и в обычных обстоятельствах. 20 сентября зал был полон, ложи не блистали. С верхней площадки со столиками свешивались русские поэты. Вся русская литература одновременно безмолвно внимала и активно звучала. Мимо стульев бегал Файзов с подносом, на который надо было класть записочки с вопросами для Лукомникова и литературы. Сначала свои произведения читал Герман Лукомников, потом произведения русских поэтов второй половины двадцатого века читались Германом Лукомниковым. Несколько чередований, и вот – нам пытаются смешно отвечать на смешные вопросы из зала. Публика действительно смеялась. Я видела ухохатывающихся людей. Я видела кивающих людей. Я видела тех, кому есть дело до комбинаторики. И думала, а вдруг это такой странный способ любить литературу, язык и законы формальной логики?


Бонифаций однажды написал: «Я – искатель приключений в мире слов и их значений». Можно было бы предположить, что это лингвистический талант, если бы не примитивность и лубочность «поисков», которые у румяных филистеров обычно заканчиваются в возрасте пяти-шести лет. Впрочем, разве художественный примитивизм не занял прочное место в современном искусстве? Минимализм и игра. Всего лишь минимализм и игра… Впрочем, все любят играть. И почти никто не любит думать. В сети я не нашла о нем никаких более-менее серьезных публикаций. О творчестве Германа Лукомникова нечего писать. И уж во всяком случае это нельзя делать серьезно. Каждый выбирает свой путь сам из конечного числа возможных. Осуждать какой-либо из них я не имею права. Но могу делить услышанное и увиденное на приятное и неприятно. Палиндромы Лукомникова – не из первой и не из второй.


Про Германа Лукомникова и его творчество еще можно посмотреть на сайте «Литературная карта России», на «Топосе». Собрание его сочинений доступно на «Вавилоне». Книга «Буковки» со всеми иллюстрациями в свободном доступе висит в сети. Также как и «Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии». С вашего позволения не буду приводить здесь примеры комбинаторики. Вы сможете сами посмотреть на них и сделать свои собственные выводы. Сам Герман Лукомников иногда называет себя «воинствующим графоманом», относится к своему творчеству иронически. Тем более странно наблюдать, как серьезно к его творчеству относятся прочие литераторы.

Юрий Орлицкий и русский верлибр
Марина, спасибо за мир...

Читайте также:

 

Комментарии (0)

Еще нет неодого комментария, будь первым кто оставит комментарий

Оставьте свой комментарий

Вы сейчас представлены, как гость, введите ваше имя. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location