Школа мировой науки в IX веке

Школа мировой науки в IX веке

Когда орды варваров вторглись в пределы Западной Римской империи (V век), казалось, навсегда были утрачены великие сокровища античной науки, накопленные Римом, Грецией и еще более древним цивилизациями Востока. Но спустя несколько столетий, в смутную эпоху раннего средневековья, возникла международная научная организация, процветавшая вопреки косным предрассудкам христианского мира.

В IX веке в приморском южноитальянском городе Салерно была основана школа, которой суждено было возродить и сохранить медицинскую науку минувших времен, стать основным центром сотрудничества деятелей средневековой культуры.

О первых днях этой школы, получившей в честь великого медика античной Греции название «города Гиппократа» (Civitas Hippocratica), сохранились крайне скудные сведения. Современные историки сходятся на том, что основателями ее были четверо ученых: мастер Адела, араб, мастер Хелинус, еврей, мастер Понт, грек, и мастер Салернус, итальянец. Каждый из них преподавал на своем языке, и, стало быть, Салернус читал лекции на латинском, а Хелинус на древнееврейском языке.

 О международном характере этой школы свидетельствует и то, что национальность ее многих прославленных лекторов осталась неизвестной. В город Гиппократа стекались тысячи студентов из Аравии, Африки, Испании, Англии, Палестины, северной Франции и других стран. Меньше всего их интересовала национальная принадлежность профессоров этой школы. Так и не установлено, например, происхождение одного из ее виднейших ученых - Габриопонта, умершего примерно в 1050 году. Некоторые историки полагают, что он был грек; другие считают его ломбардцем; третьи доказывают, что он уроженец Салерно.

Один из известнейших его последователей, Константин Африканец, был родом из Карфагена. В салернской школе он читал лекции о последних достижениях восточной науки, широко привлекая сведения, почерпнутые во время своих странствований по Сирии, Египту, Эфиопии и Индии.

Дух научного познания был настолько силен в Салерно, что побеждал многие средневековые предрассудки. На заре этой школы первостепенную роль играла женщина-медик Тротула. О ее личности известно немного, но некоторые ее труды использовались авторами учебных пособий
вплоть до XVI века и впервые были напечатаны в 1547 году в Венеции. Известны и другие женщины-ученые этой школы, а также женщины-студентки, посещавшие ее.

Тротула приобрела такую славу, что имя ее стало популярным в староанглийской литературе («Дама Трот» английских писателей), а в песнях медика-трубадура XIII века Рютбёфа (автора «Сказа о лекарственных травах» - Le Dex de L'Erberie) -она фигурирует под именем «Мадам Трот».

Об универсальном характере научных исследований в Европе — универсальном даже в условиях «темных веков» - свидетельствует тесное сотрудничество христиан, иудеев и мусульман в период крестовых походов.

А между тем каждый, кто не принадлежал к правоверной христианской церкви — будь то иудей, мусульманин, индус или, того хуже, еретик, — вообще не считался в глазах тогдашнего рядового европейца существом человеческой породы.

Письменные источники салернской школы свидетельствуют о большом влиянии, которое оказывали на нее великие арабские школы Востока и мусульманской Испании. В Салерно прилежно изучали труды иранского врача Резы (865—925), великого медика Авиценны — Ибн-Сины (980 - 1037) и ученых арабской Испании Авенсоа-ра (1113 - 1162) и Аверроэса — Ибн-Рошда (1126 - 1198), а также великого Маймонида, испанского еврея (1135 -1204). Два наиболее известных еврейских врача - уролог Исаак Юдеус (IX или X* век) и окулист Бенвенут Грасс (родившийся в Иерусалиме в XI или в XII веке) — учились и преподавали в Салерно.

Салернская школа возродила дух научного познания, свободного от догматики. Здесь обрели вторую жизнь произведения античной классики, и, изучая эти труды, салернские ученые утвердили традиции критического отношения к фактам реальной действительности. Таким образом, путь к университетской науке эпохи Возрождения лежит через Салерно.

Но самым выдающимся достижением салернской школы, оказавшим стойкое влияние на все последующие эпохи, было то, что вместе с созданием 5. научного центра оказались опрокинутыми барьеры религиозных и национальных предрассудков. Благодаря этому в Салерно наука стала доступ- ной широчайшему кругу людей всех стран средневекового мира.   

Двадцать веков назад Антиох, царь Коммагены, воздвиг в память о себе и своих богах величественный храм на вершине Немруд-Дага (Турция). Высеченное в скалах святилище состоит из трех террас, украшенных гигантскими статуями Антиоха и богов, которым поклонялись его греческие и персидские предки. Над ними возвышается курган из каменных глыб, который, как полагают археологи, скрывает гробницу Антиоха; исследовать ее до сих пор не удалось. Колоссальные статуи, охраняющие тайну анатолийского царя, все еще покоятся на своих местах, но большинство из них «обезглавлены». На снимке слева: головы богов на западной террасе Немруд-Дага. Пострадавшие от землетрясений, выветривания или варварства завоевателей, статуи Немруд-Дага до сих пор остаются одним из самых замечательных памятников античного искусства. На верхнем снимке: головы статуй Геракла (слева) и Зевса высотой в два человеческих роста. На верхнем снимке слева: бородатый Геракл и прекрасный Аполлон кажутся великанами, по самую шею закопанными в землю.

Иероглифы острова пасхи
Челочевество в век космоса

Читайте также:

 

Комментарии (0)

Еще нет неодого комментария, будь первым кто оставит комментарий

Оставьте свой комментарий

Вы сейчас представлены, как гость, введите ваше имя. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location