Иску́ccтво — образное осмысление действительности процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Под категории из раздела:

Живопись, Прикладное искусство, Художники

Пейзаж в западноевропейской живописи

Жан-Батист Камиль Коро
Эжен Буден - пляж
Каспар Давид Фридрих - горный пейзаж

Наследуя богатые традиции предшествующего времени, особенно живописи XVII—XVIII веков, пейзаж в западноевропейском искусстве XIX столетия достигает нового подъема. Современники, свидетели этого процесса, считали, что пейзаж становится ведущим жанром, оказывает благотворное влияние и па развитие других жанров, будь то бытовой, исторический или портрет. Именно в пейзаже они видели отражение новых настроений человека, затронутого великими социальными преобразованиями, начало которым положила в 1789 году Великая французская революция. Пейзаж показывал стремление проникнуть в тайны природы, насладиться красотой мира, выражал чувства людей, особенно ценящих дух свободы, Поэты и писатели, все чаще обращавшиеся к красочным описаниям ландшафтов, лишь поддерживали подобное убеждение, нередко своими произведениями являя впечатляющие примеры «откровений», оставляя одиноких любителей прогулок любоваться восходами и закатами солнца пли показывая людей действия, активно вторгающихся в неведомые страны. Увеличилось число художников, специализирующихся в этом жанре, все больше картин природы, то умиротворенной и идиллической, то бурной и неистовой, было представлено на выставках.
Познание неисчерпаемости действительности будило фантазию, требовало анализа. Далекие страны манили к себе путешественников с этюдниками в руках. Однако и свой родной край оказывался подчас неведомой до сих пор сокровищницей. Укромные уголки, куда редко ступала нога человека, вид из окна, возделанные поля, тропинки в рощах, речные заводи, морское побережье, старинные памятники архитектуры, жизнь городов, приметы современной цивилизации, будь то железнодорожные пути, или трубы заводов, привлекали внимание. Патриотические чувства волновали многих, поиски «местного колорита», тогда столь ценимые, заставляли проникновенно исследовать каждую местность, создавая ее особые «портреты». При этом нельзя забывать, что в XIX веке природа воспринималась не только как «храм», но и как «мастерская». Развитие производства, связанного с капитализмом, готово было лишить образ природы поэтического ореола, некогда навеянного мифологическими преданиями. Но чем враждебнее природе становились производственные силы, вызванные определенными общественными отношениями, тем больше росло желание понять ее своеобразный язык. Человек, преодолевающий сковывающие его воображение мифологические и религиозные предания, некогда отделявшие его от истинного лика природы, сумел приблизиться к ней. 

Продолжить чтение
  281 просмотров

Японская живопись школы Укиё-э

Red_Fuji_southern_wind_clear_morning Кацусика Хокусай. «Южный ветер. Ясный день». Цветная гравюра на дереве. 1823—1831. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи».

В начале XVII века сёгун (военный правитель) Иэясу Токугава завершил начатое его предшественниками
объединение Японии. После многолетних опустошительных феодальных междоусобиц в стране наступил длительный период мира и процветания. Все большее значение м общественной н культурной жизни государства начали приобретать интенсивно растущие города, ставшие центрами развития торговли и ремесел. Горожане считались третьим сословием, занимая после самураев м крестьян самую низкую ступень в общественной иерархии. В эту категорию входили представители других социальных слоев, которые в силу определенных обстоятельств оседали в городах и становились купцами, мелкими торговцами, ремесленниками, а также деятелями интеллектуальных профессий — учеными, художниками, писателями, актерами. По мере роста материального благосостояния роль третьего-сословия кардинально менялась, и все более усиливалось его влияние на экономическое состояние страны. Обретая уверенность в своем положении, но по-прежнему лишенные возможности политической деятельности, горожане стали активно проявлять свои вкусы и жизненную позицию в культуре, достигшей к концу XVII —началу XVIII века выского расцвета. Общая демократизация культуры привела к появлению и жанровой живописи, целиком связанной с жизнью и бытом третьего сословии.

Китагара Утамаро (1754 - 1806) Перенос красавицы через ручей. Свиток. Шелк, цв. краски

 В Государственном музее искусства народов Востока (ГМИНВ) в Москве хранится около двадцати свитков, представляющих эту школу, отличающихся высоким художественным мастерством, поскольку они принадлежат лучшим мастерам Укиё-э. Особо следует выделить свиток Перенос красавицы через ручей» Утамаро (1754- 1806), так как в мире известно всего около десяти живописных произведений этого художника Музейное собрание небольшое, но тем не менее дает представление о разных линиях в живописи Укис и понятие об основном характере этого художественного течения.

Живопись в Японии всегда занимала важное мести в иерархии искусств и достаточно наглядно выражала главные тенденции культурной и общественной жизни страны. Наиболее ярко и многообразно это проявилось в эпоху Эдо (1603—1867), когда за сравнительно короткий срок возникло несколько новых живописных течений. Одним из них и стала школа Укиё-э («картины повседневной жизни»). Термин «укиё» первоначально был связан с буддийской философией и понимался как «суетный мир», «горестный мир». С XVII века возникло другое толкование - «изменчивый мир», свидетельствующее об ином мировосприятии, при котором для человека ценна каждая мимолетность настоящего, и он «живет мгновением, весело покачиваясь на волнах неведомого, как тыква на воде».  

В начале XVII века сёгун (военный правитель) Иэясу Токугава завершил начатое его предшественниками объединение Японии. После многолетних опустошительных феодальных междоусобиц в стране наступил длительный период мира и процветания. Все большее значение м общественной н культурной жизни государства начали приобретать интенсивно растущие города, ставшие центрами развития торговли и ремесел. Горожане считались третьим сословием, занимая после самураев м крестьян самую низкую ступень в общественной иерархии. В эту категорию входили представители других социальных слоев, которые в силу определенных обстоятельств оседали в городах и становились купцами, мелкими торговцами, ремесленниками, а также деятелями интеллектуальных профессий — учеными, художниками, писателями, актерами. По мере роста материального благосостояния роль третьего-сословия кардинально менялась, и все более усиливалось его влияние на экономическое состояние страны. Обретая уверенность в своем положении, но по-прежнему лишенные возможности политической деятельности, горожане стали активно проявлять свои вкусы и жизненную позицию в культуре, достигшей к концу XVII —началу XVIII века выского расцвета. Общая демократизация культуры привела к появлению и жанровой живописи, целиком связанной с жизнью и бытом третьего сословии.

Продолжить чтение
  278 просмотров

Анри де Тулуз-Лотрек - Французский художник

Henri-De-Toulouse-lautrec-Dance-at-the-Moulin-Rouge Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж»

 Среди наигранного веселья заведений Монмартра конца прошлого столетия выделяется печальный гений Анри Тулуз-Лотрека. Наследник богатого аристократического рода, ставший из-за несчастного случая - перелома ног - калекой, он провел среди артистов кабаре и цирка, завсегдатаев злачных мест и продажных женщин более, десяти лет своей короткой жизни. Как у многих мастеров постимпрессионизма, особенно Ван Гога и Гогена, у Лотрека имелась определенная философия личного бытия, которую можно определить двумя слонами — «желание деклассироваться». Арльскому уединению Ван Гога, бегству на Таити Гогена он противопоставил свое одиночество в одном из уголков Парижа, не менее изолированного для высшего света и благополучного буржуа, чем далекая провинция Франции и еще более далекие Полинезийские острова. Если Сезанн уехал в Экс, чтобы никто не мешал ему творить «параллельную природу» в пластических формах живописи, то эти мастера черпали свое вдохновение из стихии жизни, из скользящего на грани сумасшествия сознания, как у Ван Гога, из мифотворчества. как у Гогена, из искусственного самовозбуждения, как у Лотрека. В их творчестве, обостренном подобными внешними причинами, временами озаренном какой-то беззаботностью, верой в лучшие начала человеческого устройства, явственно звучали трагические ноты; да все они шли к своему концу с желанием покончить жизнь самоубийством. Что и говорить, эти художники сами превращали свою жизнь, словно следуя традициям романтизма, в «роман», они артистически лепили свою биографию, делая ее похожей на свое искусство, а искусство растворяли в жизни, почему впоследствии она слала не только частью истории иссуства, но и наследием для писателей, эссеитов, кинематографистов. Лотрек жил лихорадочно, исступленно работая, нося маску нелепого циничного карлика, которая защищала его ранимую душу. С Ван Гогом и Гогеном его роднила всепроникающая антибуржуазность и желание увидеть, каким бы оно ни стало, естественным или придуманным, «человеческое в человеке».

Продолжить чтение
  300 просмотров

Ван Гог - Звёздная ночь, ожившее полотно

Посмотрите 30 секунд на изображение, картина зведная ночь оживает.

a_surreal_trip_to_rapture_11

Продолжить чтение
  1106 просмотров
  0 комментарий

Живопись Каналетто и восстановление

Живопись Каналетто и восстановление

В январе 1945 года, когда в Варшаву начали возвращаться первые жители, она представляла собой усеянную развалинами пустыню. От города не осталось ничего, кроме неясных очертаний прежних улиц, проступавших сквозь руины и обломки. На этом огромном кладбище были погребены сотни тысяч человек. Лишь кое-где высились здания, чудом избежавшие разрушения; уцелел и один из беднейших районов довоенной Варшавы на правом берегу Вислы. Практически же от Варшавы оставалось лишь географическое местоположение да название...

Вскоре разгорелись споры о будущем Варшавы. Одни выдвигали немало проектов некоего фантастического города. Другие хотели строить на основе старого города, реставрируя и восстанавливая все лучшее из прошлого. Но жизнь шла своим чередом и не могла ждать, когда окончатся дискуссии и будут разработаны все эти планы и теории. Словно муравьи, рылись варшавяне в развалинах, разыскивая под грудами битого кирпича все, что могло пойти в дело.

И за пятнадцать лет они сделали так много, что другим странам на это потребовались бы столетия. На глазах встали из руин средневековые площади и здания XVII века. Но интерьеры этих зданий отвечают самым современным требованиям. Из старых камней вновь складывались стены готического собора, пышные дворцы вельмож XVII и XVIII веков, тщательно восстановленные во всех деталях, превращались в культурные и административные учреждения. Классический фасад оперного театра — точная копия того, который был сооружен в начале прошлого столетия, — украшает вполне современное театральное здание, одно из лучших Ь Европе по техническому оснащению. На опорах разрушенных мостов через Вислу возведены новые, гораздо более широкие.

Продолжить чтение
  1420 просмотров
  0 комментарий

Итальянский художник Александро Фантини / Alessandro Fantini

Итальянский художник Александро Фантини / Alessandro Fantini

О таких людях, как Алессандро Фантини говорят, что они делают себя сами. Яркий представитель медиаискусства, произведения которого создаются и демонстрируются с помощью информационно-коммуникационных (по другому – медиа) технологий, он называет себя мультимедийным художником.

Смешивая и комбинируя собственноручно написанные мистические рассказы с видеосюжетами, музыкой, живописью, рисованием и другими подобными им жанрами, он добился удивительных результатов, которые принесли ему мировую известность.

Продолжить чтение
  2474 просмотров
  0 комментарий

Сенегальский художник Папа Ибра Талл

Сенегальский художник Папа Ибра Талл
Сенегальский художник Папа Ибра Талл изобразил мужчину, рассказывающего ребенку, который уютно устроился на его плечах, о тайнах природы. Эта картина — одна из ...
Продолжить чтение
  1867 просмотров
  0 комментарий

Уход за картинами древних мастеров - Реставрация Тайной вечери

Уход за картинами древних мастеров  - Реставрация Тайной вечери

Картины — самые хрупкие произведения искусства, доставшиеся нам в наследство от прошлого. Издавна хранителей музеев занимал вопрос о том, как уберечь картины от воздействия времени, как их сохранить и реставрировать. Много произведений искусства пострадало в прошлом от неуклюжих стараний реставраторов. Работа некоторых реставраторов была даже осуждена как «святотатство». До недавнего времени вопрос ухода за старыми полотнами вызывал яростные споры. И сейчас некоторые повреждения мы не в силах устранить, но мы по крайней мере достаточно компетентны для того, чтобы при реставрации картин не нанести им ущерба. Теперь признано, что каждая картина нуждается в индивидуальном подходе при исследовании и консервации; для этого существуют хорошо оборудованные лаборатории — «художественные клиники», в которых при помощи современной техники искусство реставрации достигло наивысшего эстетического уровня. С 1946 года Международный совет музеев собирает информацию о всех новейших достижениях в теории и практике реставрации в различных странах. Это дает возможность реставраторам повысить свое мастерство и сохранить для человечества многие шедевры живописи.

Продолжить чтение
  2408 просмотров
  0 комментарий

Живопись японии

Живопись японии

 

Коллекция японской средневековой живописи Государственного музея искусства народов Востока — наиболее крупная и значительная среди собраний художественных музеев России. Она включает около двухсот произведений и охватывает период с конца XV до второй половины XIX века. Большая часть коллекции относится к XVII—XIX векам. В ней представлены работы известнейших художников, занимающих значительное место в истории японской живописи. Многие произведения, вошедшие в данное издание, публикуются впервые.

 

Продолжить чтение
  7864 просмотров
  0 комментарий

Иван Иванович Шишкин

Иван Иванович Шишкин

 

Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в небольшом городе Елабуге на Каме в семье небогатого купца. Широкий круг научных и художественных интересов его отца, а также природа Предуралья, ее неоглядные просторы, бескрайние леса, красота их опушек и таинственная глубина дремучих дебрей — все это с ранних лет определило характер и круг интересов будущего художника.

Большое воздействие на изобразительное искусство второй половины XIX века оказала идейно-творческая концепция русской революционно-демократической эстетики, определявшая не только его общественную позицию, но и помогавшая каждому художнику найти свой круг тем, сюжетов, неповторимую манеру их воплощения.

 

Продолжить чтение
  7200 просмотров
  0 комментарий

ОСАДА ЛАНКИ

ОСАДА ЛАНКИ
На этой замечательной миниатюре (22x33 дюйма), выполненной в 1720 году мастером из Пенджаба (Северная Индия), запечатлен один из эпизодов «Рамаяны»: в своем дво...
Продолжить чтение
  1425 просмотров
  0 комментарий

РУБЕНС (1577-1640)

РУБЕНС  (1577-1640)

«Перед его картинами я ощущаю то внутреннее содрогание, тот трепет, который вызывает во мне мощная музыка. Вот он, истинный гений, рожденный для своего искусства! Он всегда дает самую сердцевину, самый сок сюжета, одевая все блеском исполнения, которого достигает как бы играя» — так говорил о покоряющей силе искусства Рубенса Эжен Делакруа, известный французский художник XIX века, страстный поклонник гения фламандской живописи.

Продолжить чтение
  2469 просмотров
  0 комментарий

В. А. Тропинин (1776-1857)

В. А. Тропинин (1776-1857)

Долгая жизнь Василия Андреевича Тропинина не отмечена какими-либо эффектными событиями. История сохранила нам образ художника как человека исключительной скромности. И вместе с тем биография Тропинина дает все основания считать пройденный им жизненный путь образцом героизма в самом подлинном и глубоком значении этого слова. Тропинин родился в 1776 году, крепостным графа Миниха.Затем он переходит к графу Моркову, оказавшись в составе приданого, полученного Морковым при женитьбе на дочери Миниха. Произвол владельца будущего художника ярко выразился в том, что, когда дарование юноши в области живописи уже явственно обозначилось, он был послан в Петербург учиться не живописному искусству, а кондитерскому. И все же привязанность Тропинина к любимому делу была столь велика и успехи, достигнутые здесь, по-видимому, настолько значительны, что, в конце концов Морков решил отдать его в Академию художеств. Однако по академическому уставу крепостные в число учащихся не принимались. Поэтому Тропинин был определен «посторонним учеником», как сказали бы теперь «вольнослушателем». Это было в 1798 году. Тропинину шел ужа двадцать второй год. Занимавшийся до сих пор урывками, самоучкой, он, попав наконец в настоящую художественную школу, с жаром принимается за работу, стремясь наверстать потерянные годы. Основным учителем Тропинина оказывается С. С. Щукин, замечательный портретист конца XVIII и начала XIX века. Тропинин сближается с несколькими товарищами по академии. Среди них был О. А. Кипренский, уже тогда обнаруживавший исключительную одаренность, а также А. Г. Варнек, впоследствии крупный мастер портрета. Хотя оба они были значительно моложе Тропинина, но долгие годы их пребывания в академии сглаживали эту разницу в возрасте - в области живописи и рисунка они являлись людьми, располагающими большим опытом, чем их новый сотоварищ по академическим классам. Таким образом, Тропинин попал в настоящую художественную среду, что, несомненно, содействовало успеху в его творческой работе.

Продолжить чтение
  9618 просмотров
  0 комментарий

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов родился в семье известного русского композитора и музыкального деятеля А. Н. Серова.

Портрет композитора А.Н.Серова, отца художника. 1888-1889

Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др.). Это благоприятное окружение помогло Серову впоследствии стать на позиции идейного реалистического искусства. Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он [Антокольский. — П. С.] не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». Первый биограф Серова Игорь Грабарь в своей книге о жизни и творчестве художника вспоминает: «Все эффектное и необычайное было ему тогда чуждо, и он часто говаривал, что это нисколько не трогает, а волнует лишь самое обыкновенное. Он был слишком правдив». Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я, извините за выражение, все-таки реалист».

Продолжить чтение
  9953 просмотров
  0 комментарий

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов
Московский дворик. 1878
Право господина. 1874
Дмитриевича Поленова, особенно в той его части, где художник является создателем лирического, «интимного» пейзажа, оказало сильнейшее влияние на все последующее...
Продолжить чтение
  6954 просмотров
  0 комментарий

Клод Моне (1840-1926)

Клод Моне (1840-1926)

Клод Моне — имя, которое хочется назвать первым, когда заходит речь об импрессионизме.

Клод-Оскар Моне родился более чем 170 лет тому назад — 14 ноября 1840 года, в Париже.

Свой творческий путь Моне начал в середине 50-х годов в Гавре, куда переехала из Парижа его семья. В Гавре юноша Моне сблизился с Буденом, превосходным маринистом. Знакомство с Буденом оказало благотворное влияние на все дальнейшее развитие Клода Моне. В Париже Моне посещал некоторое время мастерскую Тройона, позже мастерскую Глейра. Тогда же Моне знакомится с произведениями Курбе и Эдуарда Мане, которые на некоторое время делаются для него примером. Все это десятилетие (60-е годы) Моне уже плодотворно работал как живописец. В одних произведениях этого периода Моне выступает как ученик Будена и голландского пейзажиста Ионкинда. В других произведениях, начиная с 1865 года, переплетаются влияния Курбе и Эдуарда Мане.

Продолжить чтение
  8402 просмотров
  0 комментарий

Репин, Илья Ефимович

Репин, Илья Ефимович

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ

Гениальный русский живописец Илья Ефимович Репин — краса и гордость русской живописи. С именем Репина связан самый яркий период истории русской живописи. Его искусство, выросшее на волне революционного подъема 60-х годов, формировалось и крепло под идейным воздействием эстетических и философских воззрений просветителей. Проникнутое передовыми идеями своего времени, глубоко демократичное и народное по своему духу, искусство Репина приобрело значение огромного общественного фактора.

Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. Свыше тридцати лет Репин шел в авангарде русского искусства, завоевав русской реалистической живописи всемирное признание.

Продолжить чтение
  11629 просмотров
  0 комментарий

Искусство Китая

Искусство Китая

Искусство Китая, отличаясь большим разнообразием и богатством своих форм, занимает вполне самостоятельное и значительное место среди художественного творчества других народов. В различные периоды своего существования, с глубокой древности и до наших дней, искусство Китая оказывало глубокое влияние на художественную культуру других стран. Так, в искусстве Японии, Ирана, Кореи, Монголии можно наблюдать влияние китайского искусства.

Благодаря раскопкам, которые производились в последние десятилетия на севере Китая, появилась возможность ознакомиться с древнейшей цивилизацией, которая около четырех тысяч лет тому назад существовала в долине реки Хуанхэ. Эти раскопки дали ценнейшие сведения о древней культуре и искусстве Китая.

b2ap3_thumbnail_bronze-sosud-kitai.jpg

Особый интерес представляют найденные изделия из тонко обработанной глины, относящиеся к 3000 году до нашей эры. Простые по форме сосуды обычно украшены росписью красной, черной и белой красками по светло-серой поверхности. Рисунки в виде сложных спиралей или кругов, покрывая поверхность ваз или наружные борты чаш, обнаруживают богатство приемов, явно свидетельствующих о высокой художественной культуре их творцов.

Наиболее характерным видом китайского искусства 2000—1000 годов до нашей эры являются изделия из бронзы, изготовление которых началось в глубокой древности.

Наибольшее количество бронзовых сосудов, найденных в раскопках около реки Хай, относится к эпохе династии Чжоу (1122—256 годы до нашей эры), когда начинает складываться китайское государство. Жертвенные сосуды этой эпохи отличаются простотой форм. Они украшены рельефными изображениями стилизованных животных и символическими орнаментами.

Продолжить чтение
  5319 просмотров
  0 комментарий

Керамика Пабло Пикассо

Керамика Пабло Пикассо

Обращение Пикассо к керамике объясняют широтой художественных интересов, универсальностью, а то и просто капризом великого маэстро, настолько несоединимы, на первый взгляд, творчество Пикассо — живописца и керамиста и широта интересов, и универсальность действительно были присущи Пикассо.
Но не каприз или любопытство, а логика развития его творчества, глубокие причины мировоззренческого порядка подвигли художника заняться росписью и изготовлением (при участии керамистов) кувшинов, ваз, блюд, горшков и панно.

Продолжить чтение
  6527 просмотров
  0 комментарий

Гархвол живопись Индии - Кришна и Радха

Гархвол живопись Индии - Кришна и Радха
Здесь Кришну и Радху показывают усаженных на красиво украшенном чауки это такой украшенный столик, на террасе дворца. Кришна восхитительно пристально смотрит на...
Продолжить чтение
  2184 просмотров
  0 комментарий