“Я НЕ ВЫБИРАЛА СЕБЕ МУЖА. МОЙ ОТЕЦ ВЫДАЛ МЕНЯ ЗА НЕГО,,

Хотя повсеместно в мире ведутся диспуты о положении женщины, редко приходится слышать мнение на этот счет самой африканской крестьянки. Зачастую неграмотная, не знакомая с радио и телевидением, она, возможно, и не подозревает обо всех дискуссиях, посвященных ее правам.

И все же, как я убедилась в ходе изучения местных условий, африканские сельские жительницы имеют по этому поводу совершенно определенное мнение и могут выразить его, если вопрос поставлен прямо и недвусмысленно.

Люди, о которых речь пойдет ниже, происходят из племени кассена. Эта народность, составляющая примерно 70 000 человек, обитает в покрытой лесами саванне, по обе стороны границы между Ганой и Верхней Вольтой.

Длительные засушливые периоды, не слишком плодородная почва резко снижают продуктивность сельского хозяйства в этом районе, и тем не менее более 90% населения — земледельцы, которые едва сводят концы с концами, питаясь лишь четырьмя сортами проса и ограниченным количеством овощей. Кассенская деревня с населением 200—300 человек состоит обычно из нескольких полигамных семей во главе с мужчиной.

За исключением немногих недавно обращенных христиан и мусульман, кассена исповедуют свою традиционную религию — смешение анимизма, культа земли и культа предков. Современные удобства, такие, как электричество и водопровод, есть только в районных центрах —в домах нескольких государственных служащих. Никто из опрошенных в деревнях никогда не располагал такими удобствами. Все они — часть неграмотного, обделенного вниманием мира сельских жителей, которые составляют огромное большинство населения страны.

Клаудиа Фонсека 

 КАВЕ 

Каве, женщина лет тридцати пяти, третья жена Алиру, мелкого земледельца. За свою жизнь она нигде не была, кроме этого селения (500 человек) и своей родной деревни, расположенной в 40 километрах отсюда. Мы приходим к ней в 10 часов утра и застаем ее во внутреннем дворике перед хижиной, где она купает свою двухмесячную дочку.

Каким образом девушка выходит замуж!

Показывая на свою дочку, Каве говорит, что девочка, вероятно, будет уже сама выбирать себе мужа. Даже если родители предложат ей кого-нибудь, она сможет отказаться. Вот какие стали теперь девушки.
Нет, я не выбирала себе мужа. Отец отдал меня ему. Я уж не помню, когда это было. Я была очень молода и знала лишь, что моя старшая «сестра»( любая женщина, связанная с данной семьей узами крови или брака) , которая была замужем за Алиру, хочет, чтобы я переехала сюда и помогала ей готовить еду и носить воду. Я не знала, что при этом я тоже стану женой ее мужа. Брак был заключен по желанию моей «сестры», так что мне не пришлось выбирать. Возможно, если бы я сейчас захотела уйти, я бы могла это сделать, но зачем? Здесь мои дети и мое арахисовое поле. 

Почему люди расходятся!

Если женщина не любит своего мужа, не готовит ему еду и холодна к нему, он может отослать ее обратно к родителям. Муж может побить свою жену, если она не выполняет его приказания, ведь он для того и женился на ней, чтобы она делала то, что ему нужно. Женщине лучше и не пытаться ударить мужа, потому что тогда ей придется совсем худо.
Если женщина чувствует, что стала неугодна мужу, если он не заходит к ней в дом, даже чтобы попить или поесть, она может уйти от него. Тогда ему придется поехать за ней в дом ее отца. Это как с цыплятами если ваш цыпленок забредет во двор соседа, вы должны забрать его оттуда, иначе его хозяином станет сосед. 

Кто больше работает: мужчина или женщина!

Ха! Конечно, женщина. Мужчинам забота только о просе, мы же должны помогать им в поле да выращивать арахис, кукурузу и специи. Это очень трудно, особенно когда в разгаре сев. А ведь нужно еще готовить еду, молоть муку, убирать дом, не говоря уж о детях. Часто ли приходилось вам видеть, чтобы женщина проводила время в «доло» (бар, где пьют пиво из проса), как это делают наши мужья?


Есть ли у вас собственные деньги!

Арахисовое поле у меня небольшое, урожая хватает только на семью, на продажу остается мало. Но на прошлой неделе, например, у меня было свободное время, и я выжала немного арахисового масла и продала его по хорошей цене. Обычно я трачу вырученные деньги на лук, помидоры или горький перец. Но на этот раз муж забрал их у меня, потому что его молодая жена только что родила ребенка в больнице и там потребовали, чтобы, кроме лекарств, он купил для ребенка белье и одежду.

Кто решает, кому из детей — мальчикам или девочкам — идти в школу!

Не могу ответить на этот вопрос, потому что никто из наших детей в школу не ходит. Чтобы записать ребенка в школу, нужна метрика, а где ее берут, знают только мужчины; значит, думаю, им и решать. Дети ведь принадлежат семье моего мужа, поэтому, как они захотят, так и будет.
По-моему, в нашей деревне ни одна девочка не училась в школе. Школа далеко, и родители боятся, как бы девочка не сбежала навсегда. Я думаю, что лучше посылать в школу мальчиков. Ведь мальчик все принесет домой, родителям, а девочка отдаст мужу.

Каковы обязанности ваших сыновей и дочерей!

Воспитывать дочерей — забота матери. Она учит их рушить просо, печь просяные лепешки и ходить по воду. Когда девочка приближается к возрасту женщины, она начинает помогать матери в поле или получает собственное поле. А сыновей воспитывает отец. Мальчики ищут термитов для цыплят и носят воду для скота. Становясь старше, они ходят с отцом в поле и помогают ему в полевых работах. Мальчик больше слушается отца, чем мать. Если мать посылает сына с каким-нибудь поручением, которое он не хочет выполнить, отец может сказать: «Он не девочка, зачем ты его посылаешь?» Дочери же подчиняются матери беспрекословно.

ПАУЛИНА

Паулине 25 лет, она единственная жена своего мужа. Она католичка и регулярно ходит в районный центр к мессе. Помимо обычных обязанностей матери, хозяйки и работы в поле, она успешно торгует на рынке.

Кто больше работает: мужчина или женщина!

Думаю, что мужчины, а может быть, и нет. У каждого своя работа. Женщины возятся по хозяйству и с детьми, а мужчины выполняют более тяжелую работу в поле. Они расчищают землю для своих и наших посевов и должны обрабатывать далёко расположенные обширные поля проса. Мы помогаем им лишь во время  сева и уборки — веять и отвозить зерно. Обрабатываем же мы только наши небольшие и расположенные близ дома участки, засеянные специями, да и то некоторым женщинам помогают зятья.

Есть ли у вас собственные деньги!

Конечно!Если я не больна или не работаю в поле, каждые 3—4 дня хожу на базар и продаю просо мужа и  домашний сыр «самбара» или масло из плодов масляного дерева. Но самый большой доход нам дает просяное пиво, которое я варю и продаю в базарные дни в городе.
Деньги, которые я выручаю за просо, идут главе семьи (старшему брату мужа). Часть заработка от продажи пива в «доло» я оставляю себе, чтобы купить приправы к еде, но основная его часть тоже поступает главе семьи. А вот весь доход от продажи масла и сыра достается мне. Поэтому я могу делать хорошие подарки семье моих родителей и по случаю празднеств или похорон. Я также покупаю все кухонные принадлежности; посмотрите, вот эмалированные кастрюли и сковороды, глиняные кувшины, ложки и даже крашеный стол.

Каковы обязанности ваших сыновей и дочерей!

В общем, мальчики и девочки выполняют почти одинаковую работу. У меня только сыновья, и они часто помогают мне по дому. Они не пекут лепешек, но приносят мне воду и убирают дом. Как все мальчики, они ходят собирать термитов и вечером пригоняют домой коров. В других семьях, главным образом в тех, где нет сыновей, за скотом ухаживают девочки.

АВУЯН

Авуян — молодой и сильный вождь деревни, в которой 1400 жителей. Он недавно взял вторую жену, с ней и проводит большую часть свободного времени. В ранней юности он работал на плантациях в Гане, теперь много времени у него отнимают дела по руководству деревней. Он, как и все мужчины, в основном занимается земледелием.

Каким образом девушка выходит замуж!

Мужа дочери выбирает отец, советуясь при этом с женой. Если у жены есть основания, она может не согласиться с его выбором. Они, конечно, спрашивают и у дочери, что она думает на этот счет, но, если они оба согласны, а дочь отказывается от брака, они очень расстроятся. Нехорошо, если девочку сосватают слишком рано, потому что за несколько лет она может передумать и решить, что не хочет этого мужа, тогда придется возвращать приданое и умиротворять мужа. Если же женщина выходит замуж уже взрослой, она может сразу же родить ребенка, тогда ей будет уже трудно уйти от мужа.

Почему люди расходятся!

Если жена отказывается сделать для мужа то, о чем он ее просит, он начнет нервничать — не нашла ли она другого. Если она откажется трижды, они поссорятся и она может уйти к родителям или к другому мужчине. Если муж заставляет жену делать тяжелую, неженскую работу, она может протестовать, но тем не менее выполнит ее. Если на следующий день он опять велит ей сделать эту работу и она очень устанет, тогда она может уйти к родителям, и они признают, что она права. Если муж часто бьет свою жену, родители могут вмешаться чтобы установить причину ссор. Если виноват муж, oни заберут его жену к себе. Если жена, она останется с мужем, получив нагоняй и от собственных родителей.

Могут ли женщины иметь собственные деньги!

Женщина, зарабатывающая деньги торговлей на рынке, может либо оставить их себе, либо отдать мужу на крупную покупку. Она не имеет права отдавать их своим родителям. Но и муж не может заставить ее поделиться с ним, если не помог ей материально начать дело. Богатая женщина может купить скот и отдать его своим сыновьям. Редко она оставляет его себе. Если же она станет владелицей стада, то рано или поздно она потеряет уважение к мужу, потому что поймет: она может делать все то же, что и он.

Кто решает, кому из детей — мальчикам или девочкам — идти в школу!

Обычно отец решает такие дела, а не мать. Однако он не запишет ребенка в школу, не сказав об этом жене. Если у нее есть основания не посылать ребенка в школу, она скажет мужу. Девочек тоже стоит учить. Тогда они смогут поступить на службу или выйти замуж за служащего. В обоих случаях семья окажется в выигрыше, так как она или ее муж смогут привозить хорошие подарки, а иногда и помогать деньгами.

КАССААНА

Кассаане около 50 лет, муж значительно старше ее. В то утро мы застали Кассаану в хижине-кухне, где она лущила зерна. Ее муж сидел на террасе перед домиком и сшивал шкуры.

Каким образом девушка выходит замуж!

Если вам хочется, вы можете выбрать мужа для своей дочери сами, но разве можно обещать ей, что она будет счастлива? Возьмите, к примеру, мою дочь. Вы видели, как она танцевала на празднике в прошлом месяце? Так вот, после этого она уехала со своей «сестрой», которая замужем и живет в соседнем районе. Теперь мы узнали, что наша дочь живет в том доме вместе с младшим братом «сестры». Мой муж трижды посылал за ней, но она не хочет возвращаться. Она как-то зашла к нам мимоходом и сказала, что побудет там еще немножко. Мы не можем заставить ее вернуться, раз уж она предпочитает оставаться в этой деревне.

Хорошо ли быть единственной женой!

Мне трудно ответить на этот вопрос. Некоторые женщины считают, что быть одной трудно. Но я довольна этим, потому что у меня есть здесь «сестры» и мы помогаем друг другу не хуже, чем жены одного мужа.

Кто больше работает: мужчина или женщина!

Мы с мужем уже старые, поэтому никто из нас много не работает. Но когда муж был помоложе, он работал очень много и, по обычаю наших предков, не хотел, чтобы я часто работала в поле. А знаете, некоторые мужчины вообще не хотят, чтобы их жены работали. Например, новая жена Авуяна не умеет даже пользоваться дабой (мотыга с короткой ручкой). Я всегда настаивала на том, чтобы помочь мужу. Когда ваш муж так день и ночь трудится, чтобы прокормить семью, как можно не помочь ему? Но есть и такая работа, которую женщина не может выполнять, потому что слишком тяжела для нее, например обрабатывать участок под салат или выращивать помидоры. Ведь для этого нужно вырыть колодец и каждый день поливать огород. Так же обстоит дело и с хлопком — выращивать его сама женщина не в состоянии.

Кто решает, кому из детей — мальчикам или девочкам — идти в школу!

Мои дети не ходили в школу. Когда им надо было бы начинать учиться, мы с мужем еще не слыхали о таких вещах. А теперь муж говорит, что было бы хорошо, если бы я научилась читать и писать, пока сижу дома и, как всегда, ухаживаю за ним.

КАЙИРА 

Кайире 65 лет, живет она в доме своего брата. За разговором с пожилыми женщинами она сшивает сарро (соломенная циновка) с помощью толстой иглы и кожи.

Каким образом девушка выходит замуж!

Моего мужа мне нашел мой отец. В первый раз я вышла замуж за человека, который ухаживал за мной — а в этом он знал толк, — но он был очень беден. Я родила ему сына, но он не мог заплатить за меня выкуп моему отцу. Его братья тоже ничем не могли ему помочь, и мой отец забрал меня назад. Потом я еще раз вышла замуж, а ребенок остался у моих родителей.
Мой второй муж был хороший человек, и я прожила с ним очень долго, но он тоже был очень бедным. Я была его единственная жена. Но сейчас, когда он уже стар, он не может больше работать в поле. У нас нет сыновей и нет зятьев, которые могли бы нам помочь. Нам было нечего есть, поэтому я вернулась сюда и живу здесь со своим отцом.

Кто решает, кому из детей — мальчикам или девочкам — идти в школу!

Муж. Ведь так и полагается, чтобы женщина во всем следовала своему мужу, приносила ему еду, воду и всегда ему повиновалась. Девочки не должны ходить в школу. Им положено быть дома, рядом с матерью, и помогать ей готовить пищу, носить воду. Потом они станут женами и матерями. Откуда же им взять время на школу? Для женщины важнее быть вместе со своими детьми. Она рожает их в мучениях, содержит их в чистоте, ухаживает, когда они болеют. Муж во всем этом ничего не смыслит.

САТА

Сата - ей около 40 лет - занята сушкой проса. У нее двое сыновей и дочь, все взрослые. Она была в столице три раза: дважды с мужем и один раз ездила сама — навестить брата, который работает в городе санитаром. Все они — мусульмане.

Каким образом девушка выходит замуж!

Мужа мне выбрал мой отец, а мужа для моей дочери— Азанда, сестра моего мужа. Это все потому, что она стала богатой торговкой в Гане и может позволить себе подарить своим братьям много лошадей и красивой одежды. У нее самой нет детей, вот она и верховодит в семье.

Почему люди расходятся!

После того как мы поженились, а это было очень давно, я жила с мужем. Но однажды — когда я носила под сердцем ребенка — я вернулась в дом моего отца и жила там все эти девять месяцев. Тогда я была совсем молоденькой. Мой муж взял себе новую жену, за это я его не сужу, но потом он дал второй жене просо, чтобы та продала его и принесла деньги ему, а ведь это просо я помогла мужу и вырастить и собрать. Женщины, которые были старше меня, приходили и нашептывали мне, что это несправедливо, но я не стала жаловаться, а просто забрала своего новорожденного и вернулась в дом к отцу. Мой муж, как положено, извинился и прислал своих друзей с подарками для меня и моего отца. Я вернулась к нему, но, уж будьте уверены, не раньше, чем все работы в поле были закончены. Пусть вторая жена знает, что значит работать одной в поте лица!

Кто решает, кому из детей — мальчикам или девочкам — идти в школу!

Решает мужчина. Когда речь идет о детях, все решает муж. Мальчиков легче послать в школу, потому что для девочек нужно просить разрешения у теток и у отца. А потом, никогда нельзя рассчитывать, что девочка сможет закончить школу, потому что стоит ей выйти замуж как муж тут же запрещает ей продолжать учиться. Он знает, что образованная женщина никогда не согласится жить с мужем — простым крестьянином.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы сделать точные выводы из того, что рассказали нам эти люди, необходимо помнить две вещи. Во-первых, жизнь земледельца зиждется на традициях, которые тем не менее меняются; во-вторых, существует определенное расхождение между тем, как люди воспринимают происходящие события (под влиянием тех же традиций), и тем, что происходит в действительности.
Кайира рассказала нам, чем жила женщина пятьдесят лет назад — ее мысли и представления о духовных и материальных ценностях. Девушка прежде всего повиновалась своему отцу (она выходила замуж, разводилась и даже отказывалась от собственного ребенка, повинуясь воле отца), а затем своему мужу, «следуя ему во всем». Девушки не ухаживали за животными, им не доверяли «важных», ответственных дел. Постепенно мы видим, как эти традиции меняются: Каве, которая признает, что ее дочь, возможно, сама выберет себе мужа; Паулина, которая считает, что девочки и мальчики должны выполнять более или менее одинаковую работу; Авуян, который считает, что образование одинаково необходимо и девочкам и мальчикам.

В то же время, несмотря на благоприятные сдвиги для женщин в определенных областях жизни, участилась загруженность их тяжелой работой. Как рассказывает Кассаана, женщины раньше выполняли более легкую работу. Однако в последнее время женщина вынуждена брать на себя часть тяжелой работы, помогая в поле мужу. Некоторые женщины выращивают даже собственный урожай проса и хлопка.

Итак, они выполняют всю традиционную работу: готовят пищу, заготовляют топливо, носят воду, убирают в доме, ухаживают за детьми, — и, кроме того, им все больше приходится работать в поле. Обычный же круг обязанностей мужа соответственно не расширился.

Все женщины — в том числе и представительницы нового поколения — заявляют, что мужа им выбрал отец, в большинстве случаев каждая из них не один раз выходила замуж. И как явствует из рассказов, подобные вещи не такая уж редкость в африканской деревне. Другие традиционные установки — «делами занимаются только мужчины», «девочкам незачем посещать школу», «мальчики не обязаны помогать матери» — также опровергаются рядом конкретных примеров. Правда, большинство женщин все еще считает, что мужчинам приходится работать больше, чем женщинам, но это просто потому, что так уж принято считать.
Подобные видимые противоречия объясняются тем, что в беседах, которые проводятся с женщинами, затрагиваются не только традиционные представления, но и более широкие аспекты поведения, однажды молчаливо принятого.
Всякому, кто пытается выявить общие черты, присущие той или иной народности, приходится сталкиваться с определенными трудностями. Кассена — всего лишь одна из почти сотни этнических групп, живущих в Верхней Вольте, каждая из них имеет свои собственные традиции, касающиеся женщин. Какая ступенька этой эластичной этической лестницы более всего подходит тому или иному индивиду, во многом зависит от его личных черт характера и жизненных обстоятельств. Поэтому, чтобы проникнуть во внутренний мир женщин земледельческой Африки, нужно обладать очень большой широтой взглядов, отсутствием предвзятости и принимать в расчет множество различных точек зрения.


Югославия