Терапия и хирургия предметов искусства

В области археологии хорошо изучен процесс коррозии металлов — основная причина их разрушения; мы научились бороться с коррозией или останавливать ее, не нанося ущерба эстетическим качествам произведения. Таким образом, можно надеяться, что многие памятники мирового искусства, подвергающиеся воздействию загрязненной копотью атмосферы, в том числе великолепные бронзовые кони на площади Святого Марка в Венеции или лев и грифон в Перудже, будут спасены. Не будь достижений в области сохранения памятников, эти произведения были бы обречены на скорую гибель. Но угроза будет висеть над ними, пока мы дышим воздухом, отравленным парами серы, воздействие которых на металл так же губительно, как на человеческий организм.

 

Совершенно новые возможности открыли физики, разработавшие методы исследования памятников, сохраняющие их целостность. Эти методы уже дали положительные результаты, в частности при обнаружении и раскопке этрусских гробниц.

Сначала ученый выслушивает землю специальным прибором, созданным институтом Леричи в Италии, который известен своими работами по исследованию этрусских могил. Обнаружив под поверхностью земли пустоту, он определяет центр подземного помещения. Затем бурят скважину диаметром десять сантиметров, опускают в нее своего рода перископ с осветительной аппаратурой для осмотра помещения, после чего в трубу перископа опускают миниатюрную фотокамеру и делают шесть цветных снимков, каждый раз поворачивая аппарат на 60°. На этих снимках будут отображены все росписи, обычно покрывающие стены этих гробниц, барельефы, находящиеся в могиле предметы и т. д.

Итак, могилу осмотрели, не вынув из нее и горсти земли. Теперь надо принять важное решение: настолько ли интересна могила, чтобы терять время и расходовать деньги на систематические раскопки? Если нет, то скважину закроют. Но она уже позволила получить материалы, обогащающие наши знания. Если же будет решено приступить к раскопкам, то снимки покажут, в каком направлении следует их вести. На них видно, где расположен вход в могилу, следовательно, можно установить, откуда нужно начинать раскопки. Раньше, чтобы проникнуть в склеп, делали пролом в стене или потолке. Теперь можно, ничего не ломая, войти в него через дверь. Но и это еще не все. Состояние склепа будет ухудшаться, если не поддерживать в нем определенную влажность, хотя бы до тех пор, когда настенная живопись будет снята и приспособлена для хранения в более сухой среде на поверхности земли.

Техникой консервации с наибольшим мастерством владеют итальянцы, что объясняется совершенством их мастерских и лабораторий и богатством их культурного наследия, требующего непрестанной заботы. Ибо памятники древности, пережившие многие века, часто гибнут после раскопок.

Все в природе изменяется, и изменения эти могут быть либо внезапными — когда памятник извлекается из земли, — либо медленными, но прогрессирующими, если, скажем, не следить за сохранностью здания.
Сначала оно подвергается действию дождей, на нем появляются мох и лишайники, штукатурка осыпается. Стены покрывает плющ, цепкие ростки которого разрушают камень. Отмирающие растения образуют перегной, уровень земли вокруг здания повышается, влага разрушает фундамент. Камни заброшенного здания используются для соседних строек, их берут для своих нужд крестьяне.

Дело выглядит совсем по-другому, если воспользоваться теми возможностями, которые дает наука. Архитектор и химик знают, как устранить опасность переувлажнения, как помешать развитию вредных растений или уничтожить их без ущерба для каменной кладки, как установить скрытую железобетонную арматуру, заполнить трещины в стенах цементом. Если фундамент недостаточно прочен или разрушается водой, можно его укрепить, пользуясь простыми средствами. Назовем, например, метод электроосмоса, примененный польским архитектором Цебертовичем для сохранения церкви св. Анны в Варшаве. Глинистая почва, на которой стоит эта церковь, начала сползать, и зданию грозило разрушение; сейчас глина закреплена, сползание прекращено, а здание держится как бы на скалистом цоколе в результате того, что почва была насыщена силикатом кальция с помощью электролитического метода.

Достигнуты большие успехи в области кондиционирования воздуха в музеях и картинных галереях для обеспечения постоянной температуры и влажности, для борьбы с пылью. Например, в одной из шахт, расположенных
глубоко под землей, где воздух всегда был до предела насыщен влагой и где раньше выращивались шампиньоны, было оборудовано прекрасное хранилище на случай войны для сбережения наиболее подверженных действию влаги предметов: архивных документов, тканей, книг. В нем сохранялась даже покрытая солью египетская стела и многие другие памятники древности. Ни один из них не пострадал.
Тем не менее многие важные проблемы еще не решены. Как, например, спасти памятники, высеченные из выветривающихся пород, которые в условиях муссонного климата подвергаются действию то сильной жары, то проливных дождей? Этого мы еще не знаем, но можем сделать некоторые предположения, которые часто предшествуют в науке опытам, позволяющим в конце концов найти решение проблемы. Еще недавно считали, что дерево, пропитанное водой, практически нельзя сохранить. Сейчас положение представляется в более благоприятном свете благодаря исследованиям, проведенным одновременно музееведами ряда стран: в городе Биско-пин в Польше, в Швейцарии, где проводились раскопки поселений железного века, и в Англии, где изучалось пропитанное водой дерево из шахт и колодцев. Каждая страна вносит свой вклад в дело сохранения памятников. Национальные музеи гордятся качеством своих работ, и дружеский обмен опытом по проблемам, связанным с этим делом, — характерная черта современности.

Проблема сохранения памятников имеет мировое значение. Существует межправительственная научная организация, занимающаяся вопросами сохранения и реставрации культурных ценностей, так называемый «Римский центр». Центр предоставляет всем странам сведения о новейших методах, оборудовании и материалах, содействует подготовке молодых специалистов по реставрации и музееведению.

О деятельности этого центра знают во многих странах мира. Центр в сотрудничестве с ЮНЕСКО вел работы по сохранению буддийских храмов в Южной Корее, города Мохенджо-Даро в Пакистане, росписей пещер в Индии, античных гробниц около Казанлыка в Болгарии, храмов майя в Бонампаке, в Мексике, а также памятников в Марокко, Тунисе, Ливии, Египте и многих районах Ближнего Востока. Проводились работы и по изучению средневековых золотых крестов и исследование библейских пергаментов.

Сохранение памятников требует терпения и настойчивости. Но оно позволит сохранить для наших потомков памятники прошлого, которые на протяжении веков были источниками радости и вдохновения для человечества и останутся ими для последующих поколений.
ГАРОЛЬД ПЛЕНДЕРЛЕЙТ — с 1959 г. занимает пост директора Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей, созданного ЮНЕСКО в Риме. До этого он был профессором химии в Королевской академии искусств и хранителем исследовательской лаборатории Британского музея. Им написана книга «•Консервация предметов древности и произведений искусства».

Бессмертие

Чтобы эта прекрасная деревянная статуя с молитвенно сложенными руками не превратилась в труху, ей делают инъекции. Как известно, почти 80 процентов деревянных скульптур и старинной мебели заражены древоточцами. Эти вредители живут и размножаются в сухом дереве, прогрызая бесчисленные ходы и питаясь древесным крахмалом и сахаром. Сейчас созданы химические препараты, которыми пропитывают зараженное дерево, убивают насекомых и препятствуют их появлению вновь, в том случае, если дерево источено сильно, его можно укрепить введением пластического раствора или эмульсии. Таким путем было излечено множество деревянных памятников во всех странах мира, включая и египетские саркофаги, деревянные панели в Вестминстерском аббатстве и в театре Версальского дворца.

МОРЕ НАСТУПАЕТ НА ВЕНЕЦИЮ
НАУКА О СОХРАНЕНИИ ПАМЯТНИКОВ

Читайте также:

 

Комментарии (0)

Пока еще нет комментариев

Оставьте свой комментарий

Вы публикуете как гость Авторизироваться or Войти в свой акаунт.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location