Выделенное 

Парусные суда получают признание

Парусные суда получают признание

В плодь до 1500 года самым распространенным типом военного и торгового судна в Средиземноморье была галера с одним ярусом весел. Длина весел постоянно увеличивалась, достигая 15 метров. Примерно треть длины весла находилась внутри галеры, и число гребцов, правивших одним веслом, иногда доходило до семи человек.

Очень скоро на смену рулевому веслу пришел руль, а на помощь гребцам — мачты и паруса. Венецианцы и генуэзцы плавали на больших галерах, оснащенных веслами и парусами (галеасы), и на грузовых судах малой скорости, вмещавших до 600 тонн груза (нефы или караки).
В 1571 году, при сражении в заливе Лепанто, испано-венецианская флотилия насчитывала 6 галеасов и свыше 200 галер, не считая более мелких вспомогательных судов. Лепанто — место последнего крупного морского сражения, в котором галеры были главной ударной силой флота, хотя их продолжали использовать еще более столетия.

А тем временем все большее распространение, особенно в Атлантике, получали парусные суда. Руль, навешенный на стойке ахтерштевня (с его помощью управление судом осуществляется быстрее), был, вероятно, известен в Китае уже в VIII веке, в Византии — в XII, а в Польше - в XIII    веке. Свое полное развитие он нашел на византийских судах XIV веха. Флот, собранный в 1413 году английским королем Генрихом V для вторжения во Францию, состоял из харак, барж, кокботов и им подобных судов грузоподъемностью до 500 тонн (наиболее известные суда такого типа — тупоносые, широкие, неповоротливые кокботы стран Северо-Западной Европы.

 

b2ap3_thumbnail_pervie-parusnie-korabli2.jpg

Тем временем португальцы и испанцы работали над созданием своей «каравеллы» — небольшого океанского судна с высоко поднятой кормой и латинским парусным оснащением. Именно на таких судах совершали сзои путешествия Васко да Гама и Колумб. Грузоподъемность «Санта Марии», каравеллы Колумба, составляла несколько больше 200 тонн. К этому времени оснащение кораблей было усовершенствовано; трехмачтовые суда с бугшпритом получали все большее распространение начиная с XV века, и моряки — при прямом парусном оснащении на двух мачтах и латинском — на третьей — могли идти даже против ветра.

Ветры над Атлантикой почти никогда не стихают полностью, и поэтому народы, имевшие выход к Атлантическому океану, смогли заменить неуклюжие, весельные суда более маневренными парусными. «Великая Армада» (1588 год), насчитывавшая всего 4 галеаса и 4 галеры, но почти 130 парусников (самый крупный — в 1300 тонн), — яркий пример того, как в атлантическом судоходстве парусный флот вытеснил галеры.

Совершенствование методов навигации, появление более крупных транспортных судов дали возможность морякам совершать плавания в открытом океане, а длительные рейсы в свою очередь позволили отказаться от многочисленных перегрузок.

Кроме известного морского пути из Северного моря в Венецию и Геную через Гибралтар, существовала и другая постоянная «морская дорога» — между портами Нидерландов и Балтики, где плавали голландцы и немцы. Еще один толчок развитию водных перевозок дали географические открытия XV и XVI веков. Требования к судоходству все время повышались:    этому способствовало не
только развитие торговли с возникающими колониями и Дальним Востоком, но и рост внутриевропейской торговли колониальными товарами...

В XVII веке передовой страной Европы в области кораблестроения и морского судоходства была, пожалуй. Голландия, даже несмотря на то, что большинство материалов для постройки судов ей приходилось ввозить из-за рубежа. В 1595 году Питер Дж. Ливорн разработал новый тип судна, получившего название флейт: легкое, изящное, с мелкой осадкой, оно по сравнению с судами предшествующих типов обходилось дешевле в постройке и лучше слушалось руля...

Голландские рыболовные боты долгое время были лучшими на Северном море, на голландских флейтах — широких и плоскодонных — осуществлялась значительная часть каботажных перевозок Европы, голландские китобойные суда были основными поставщиками ворвани. Голландцы изобрели и приспособление для подъема
судов над мелями и в мелких каналах — камели. А голландец К. ван-Дреббель построил первую подводную лодку, которая в 1620 году на несколько часов погрузилась в воды Темзы...

Длительные плавания уже не в такой степени утомляли голландских мореплавателей и моряков других европейских стран; этому способствовало совершенствование методов определения местонахождения судна, улучшение гигиенических условий на кораблях. Магнитный компас, известный штурманам уже несколько веков, был дополнен телескопом, сразу же приспособленным к нуждам кораблевождения в XVII веке. Наконец, в XVIII столетии появился судовой хронометр. В портах назначения начали выращивать овощи, и это помогало морякам бороться с цингой.

О правде
На заре географии

Читайте также:

 

Комментарии (0)

Еще нет неодого комментария, будь первым кто оставит комментарий

Оставьте свой комментарий

Вы сейчас представлены, как гость, введите ваше имя. Sign up or login to your account.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location