Романс - спасение мое...

«…Говорят, душа художника должна, как  Богородица, пройти по всем мукам…» 

(Александр Вертинский)

Любовь стерпит все, Всевышним ей дана большая сила и уверение в том, что ради того, кого любишь, можно преодолеть все мыслимые и немыслимые испытания. Именно об этом говорил Олег Погудин на московском концерте «Городской романс» 25 февраля 2019 года в день, когда православными почитается икона Иверской Божией Матери.

Любовь - состояние, вмещающее в себя весь спектр переживаний и эмоций, свойственных человеку. Наиболее точное образное воплощение любовь получает в городском романсе, вобравшем в себя черты романса бытового, камерного, народной песни и баллад.Именно ему было суждено создать панораму любви во всевозможных ее проявлениях: предчувствие, постижение, пребывание в любви и воспоминание о ней. Олег Погудин своим «Городским романсом» проводит зрителей по всем любовным уровням, кроме предчувствия. По его воле, древнее, основополагающее чувство, предстает перед удивленным, потрясенным и умиротворенным зрителем как небывалой красоты архитектурное творение – гармоничное, искусное, выразительное, многогранное – ставшее бесспорным доказательством таланта зодчего.

Полнота эмоциональной выразительности, присутствующая в концерте, не только побуждает сочувствовать, но и вовлекает зрителей в сюжет каждой, отдельно взятой истории. В городском романсе само повествование более эмоционально и открыто, нежели в романсе классическом (профессиональном). Самый популярный жанр городского романса – воспоминание. «Ночь светла», «Утро туманное», «Я помню вальса звук прелестный», «Динь-динь-динь», «Не пробуждай воспоминаний», «Мы вышли в сад», «Дремлют плакучие ивы», «Хризантемы»… Но и оно может быть очень разным: воспоминание-ностальгия, светлое, воодушевленное состояние, воспоминание-тоска, мучительное, рефлексирующее, - не столько о конкретной любви, сколько о той поре, когда герои этих историй были молоды и счастливы. В воспоминаниях также находится место и философским размышлениям, и благодарности, и сожалению о прожитых годах без любви.

По форме выражения чувств городские романсы можно разделить на любование («На заре ты ее не буди», «Калитка», Звезды на море»), признание («Ночь светла», «Я встретил вас…», «Не пробуждай воспоминаний», «Только раз бывают в жизни встречи…», «Мне не жаль…», «Гори, гори, моя звезда…»), утешение («Время изменится», «Поручение и молитва», «Эх, друг, гитара»). Были еще и романсы, напоминавшие собою драматичные, а иногда трагические рассказы русских писателей. К таковым можно отнести «Динь-динь-динь» («Троечка»), «У церкви стояла карета», «Мой костер в тумане светит».

Но все эти лирические музыкально-поэтические сюжеты объединяет то, что Олегу Погудину удалось передать в них не мимолетные эмоции, но глубокие чувства. Об их наличии говорит та благородная сдержанность артиста, что оттеняет откровенные, довольно страстные тексты романсов. Видна грациозность танцора, поэта, лирика, своевременно соединяющего многозначительность пауз с распевными, струящимися мелодиями и восходящими к свету стихотворными текстами, поющего с тем особым понимаем важности момента, когда вдруг осознаешь: слово, плывущее по музыкальной реке, способно на многое. Как говорил Николай Гумилев:«…Так век за веком — скоро ли, Господь? — под скальпелем природы и искусства кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства…».

Как знать, может способность любить и есть то заветное шестое чувство, рождающееся во время концертов подобных «Городскому романсу» Олега Погудина?!Ведь не зря же зрители уходят с них навеки покоренными, он обращает их в свою веру…

А еще благодаря Олегу Погудину открывается, что есть любовь-возрождение, ведь на словах «….Когда повеет вдруг весною, и что-то встрепенется в нас…» он бросает в зал настолько многозначительный взгляд, что невозможно не поверить в приближающийся ренессанс.В том городском романсе, который открыл нам Олег Евгеньевич, кроме признательности и искреннего любовного чувства, распахнутого, как паруса, есть мужество, спокойствие, свойственное людям, осознающим свою правоту. Романс Олега Погудина от описательно-сентиментального этюда переходит на уровень почти священного, молитвенного текста, в котором каждое слово - охранное:

«…О, я исполнил повеленье,
Сердечный друг, хранитель мой,
Я возносил мое моленье
В часовне Девы Пресвятой -

Осуществить путем чудесным
Мои заветные мечты
И защитить щитом небесным
Тебя от черной клеветы…»

Слово Романса – это великое слово Любви. Перед ним меркнет все, затихают досужие сплетни, умолкают злые языки, смиряются зависть и гнев. Романсы в исполнении Олега Погудина это и философия жизни, и притчи, и моление о лучшей доле, и беспокойство за родного человека. И еще в них есть сердечность высокого духовного порядка, та, что освещает их изнутри, теплится в глазах самого артиста, и пронизывает все пространство подобно тому свету, о котором на заре прошлого века писал Георгий Адамович: «….но брезжил над нами какой-то божественный свет, какое-то легкое пламя, которому имени нет».

Песни, прозвучавшие в программе Олега Погудина «Городской романс» 25 февраля нынешнего года в ММДМ - изящны и просты, мудры и искренни, но через понятные, давно знакомые слова открывается, что слово любимого человека стоит целого мира. Слушая Олега Погудина, понимаешь цену любви. 

Кристина Французова-Януш

Марокко
Олег Погудин: Преодоление границ