Однако в наши дни это чудо градостроительного искусства находится в опасности: фундаменты венецианских зданий постепенно опускаются, и весь город медленно погружается в воду, по мере того как оседает дно лагуны.
Точные измерения показывают, что за последние 50 лет Венеция опустилась на 111 миллиметров. По данным Венецианской академии искусств, опускание это происходит неравномерно, скорость его неодинакова в различных районах города. Максимума оно достигает в самом сердце Венеции, там, где возвышается колокольня св. Марка (183 миллиметра).
По мере роста местной промышленности городские власти, подгоняемые ростом темпов городского движения,
принялись углублять старые и строить новые каналы; однако при этом не было учтено, что такая перестройка нарушает естественный режим течений и, следовательно, равновесие вод в венецианской лагуне.
Старые каналы, хотя они и были проложены рукой человека, строго следовали прихотливым извилинам течений. А новые, гораздо более прямые каналы именно в силу своей прямизны подвергаются напору приливных течений, причем в первую очередь от этого страдают фундаменты и цокольные этажи зданий. Эти вредные воздействия проявились не только в поверхностных, но и в более глубоких горизонтах почвы, о чем говорят осадки и разрушения, наиболее наглядным и тревожным примером которых является обвал части стен цитадели Сант-Андреа на Лидо.
Чтобы устранить эту опасность, необходимо теперь же, пока не поздно, восстановить нарушенное равновесие системы, «держащей на якоре» всю Венецию.
Другая серьезная проблема — разрушение фундаментов. Она значительно обострилась в последние годы, поскольку гондола, традиционное транспортное средство Венеции, этого города с 378 мостами, где почти нет автомобилей, повсеместно вытеснена моторными судами. Проходя по каналам, мощные моторные суда приводят в движение большие массы воды, вызывая в каналах завихрения, разрушающие фундаменты городских зданий.
Это явление еще более усиливается в связи с тем, что вода каналов загрязняется горючим лодочных моторов, содержащим соли, которые оказывают вредное воздействие на фундаменты зданий. Углубление дна каналов также сыграло здесь свою роль.
Фото Архива Борлуи
Теперь каналы больше подвержены воздействию приливных течений, перемещающих массы песка, обладающего большой разрушительной силой. Знаменитый пляж Лидо, например, превратился в узкую песчаную полоску, в то время как у мыса Пунта-Саббиони, в нескольких километрах от Лидо, возник новый пляж.
Неповторимые особенности города требуют постоянного наблюдения и ставят ряд уникальных по своему характеру проблем. Архитектура этого единого ансамбля, каменное кружево зданий, страдает как от извечных, так и от современных зол, к числу которых относятся и выделения солей, и голубиный помет, и загрязнение воздуха, одинаково разъедающие и пышные фасады дворцов и церквей и самые скромные дома.
Постепенное обветшание превратило целые районы города в живописные развалины. Многие здания замечательной архитектуры служат ныне складами или жилищами бедноты. А между тем и эти менее важные сооружения вносят свой вклад в неповторимый облик города. Поэтому необходимо сделать, и без промедления, все возможное, чтобы предотвратить их окончательную гибель.
Только всеобъемлющий план восстановительных работ может спасти Венецию. Учитывая уязвимость фундаментов городских зданий, надо в корне пересмотреть всю систему транспорта; вполне возможно, что придется изменить и направление ряда каналов. Необходимо также оздоровить беднейшие кварталы города. Каждая из этих проблем требует своего, особого решения.
Проведение в жизнь такого всеобъемлющего плана не только откроет пути экономическому и социальному прогрессу, но и позволит сохранить навечно великие памятники замечательного города.
ГОРОД В ГОРОДЕ.
Этот уголок Венеции является как бы воплощением всего города. Мелкие каналы, вдоль которых стоят на причале лодки, пересекаются с большими. На первом плане виден один из множества венецианских мостов. От него начинается узкая улочка, ведущая к «кампо» — площади в центре района, на которой обязательно находятся колокольня, церковь и рынок.
ВИД С ВОЗДУХА.
Омываемая водами Адриатики, Венеция была построена на 370 островках. На снимке, произведенном с самолета, видны шоссейный и железнодорожный мосты, соединяющие Венецию с материком. Миновав виадук, автомобилисты сменяют машины на гондолы. Главная магистраль Венеции — Большой канал — делит город на две части.