Культурный-портал

20 лет без Виктора Цоя

Можно долго говорить о музыкальном влиянии, в основном, конечно же, западном, на группу «Кино» – юношеское увлечение Цоем ранними альбомами «TRex»-а, более взрослое – новой волной в лице «Duran Duran», элементами панк-готики от «Cure» и «Sisters of mersy». Нужно ли? Кто из творческих людей не имеет пристрастий, которые влияют на вдохновение, создание новых произведений искусства? Оторванность Цоя от западной музыки в середине 80-х годов выглядела бы странной. В то время, в СССР записи западных рок-групп переходили как завоеванный трофей из рук в руки, являясь бесспорной ценностью. Важно другое: почему Цой стал популярнее Башлачева, Шевчука и БГ – людей с высшим образованием, агрессивного революционера нарушителя Кинчева, обратившегося в конце 90-х в православие, оппозиционного, запрещенного Борзыкина с его «Телевизором», необычных, эксцентричных «Звуков Му» и «Аукциона», других советских рок-команд, перечисленных в песне «Алисы» «Тоталитарный рэп»? Дело ли тут только в машине шоу-бизнеса, в которую Цой попал незадолго до гибели или в чем-то другом? Долго раздумывая над этим вопросом, читая анализы текстов Цоя, то совершенно надуманные, то довольно-таки интересные, случайно наткнулся на статью, в которой тексты Цоя рассматривались с точки зрения психологии. На мой взгляд, именно эта точка зрения в какой-то степени, является ответом на вопрос популярности группы «Кино». Многие тексты Цоя строятся на противопоставлении природных явлений, понятий. Например: «земля-небо», «со щитом или на щите» (победа-поражение). Этот принцип – начальный способ познания мира древних людей, заложенный в наше подсознание, – наиболее понятен человеку и до сих пор. Тексты, основанные на этом принципе, легко воспринимаются и запоминаются. Еще одной особенностью текстов Цоя является лаконичность и пространственная неопределенность сюжета песен: «теплое место, но улицы ждут», «на холодной земле стоит город большой», а в некоторых даже абстрактность, основанная на отрицании близких, обычно ассоциирующихся друг с другом понятий «песня без слов, ночь без сна», «у меня нет братьев, но нет родных», «есть голова, только нет плечей». Пространственная неопределенность и абстрактность дает возможность людям в любой точке мира воспринимать песни «Кино» по-своему, без конкретно заданного вектора течения мыслей. Лаконичность Цоя подробно разбирает в своей книге знаменитый московский журналист, поэт, основатель московского рок-кабаре, - Алексей Дидуров, устроивший первый концерт Цоя в Москве на пороге 1982 года. Он сравнивает краткость, а где-то может и скупость фраз Цоя, с надписью на заборе или телеграммой – три слова, три буквы - понятно всем. Анализ текстов Цоя – задача филологов, а для других людей главное другое: Виктор Цой в наших сердцах. Почти каждый, кто начинает учиться играть на гитаре с песен группы «Кино». Почти каждый прохожий знает хотя бы одну строчку из песен Цоя. Почти каждый музыкант умеет играть хотя бы одну его песню. 
Дискография группы «Кино» состоит из восьми альбомов. Два из них – «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце» – однозначно являются одними из лучших альбомов русского рока. Последний «Черный» сложно назвать законченным, таким, каким его хотел бы видеть Цой. Всего восемь песен, одна из которых, «Когда твоя девушка больна», известна с середины 80-х и концептуально выпадает из настроения альбома, другая «Следи за собой» исполнялась на концертах с 1987 года и записывалась к альбому «Звезда по имени Солнце» в 1989 году. Несмотря на это, настроение автора в остальных песнях чувствуется очень ярко - нелегко и одиноко было Цою в новом формате «звезды стадионов». 
Цой погиб 20 лет назад, но его песни, настроение, память о нем продолжаются. Крайний альбом «Алисы» - «Пульс хранителей дверей лабиринта», а также песня «Жизнь струны» посвящены Цою. 16 сентября на экраны кинотеатров выходит реставрированная «Игла» с саундтрэком «Дети минут» в исполнении группы «Ю-питер». «Дети минут» - незаписанная по этическим соображениям песня Виктора Цоя, от которой сохранился только лишь текст. Саундтрэк выдержан в стиле группы «Кино» благодаря сдержанной манере исполнения Вячеслава Бутусова и аранжировке Юрия Каспаряна. Песни группы «Кино» постоянно звучат и на концертах Творческого движения Палитра N, являясь для многих из нас одним из ориентиров для собственного творчества. А значит, Цой – жив!

 

Павел Быков. Палитра N.