Культурный-портал

Баянихан, красочные танцы Филиппин - Танец возмездия

Именно этим духом общности и единения руководствовались создатели ансамбля.
именно этот дух определил развитие художественного коллектива, а сейчас продолжает вдохновлять его участников. В «Баянихане» нет звезд, и танцоры не считают себя профессионалами.

Впервые международное признание ансамбль «Баянихан» завоевал в 1958 году, когда молодые танцоры откликнулись на призыв филиппинского правительства представить национальную культуру на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия).

Мастерство, с которым молодой талантливый коллектив показывал в Брюсселе старинные и современные танцы своей страны, разнообразие репертуара, включавшего филиппинские, малайско-арабские и испано-американские танцы, красочные костюмы, изящество танцевального стиля — все это покорило зрителей. Выступления ансамбля доказали, что это самый эффективный способ познакомить мир с прошлым и настоящим Филиппин.

b2ap3_thumbnail_bayanihan-dance-company6.jpg b2ap3_thumbnail_bayanihan-dance-company3.jpg b2ap3_thumbnail_bayanihan-dance-company5.jpg

В 1959 году на «Баянихан» была возложена миссия «в течение года официально представлять культуру Филиппин в Америке и Европе...», а в 1960 году, на Фестивале наций в Париже, критики присудили ему специальный приз для ансамблей народных танцев. С тех пор «Баянихан» регулярно гастролирует за границей. Во время последних гастролей, в 1968 году, он побывал в Северной и Южной Америке, в Европе, где критики и зрители одинаково тепло принимали новую программу ансамбля.

Не меньшее значение имеют и выступления «Баянихана» на родине. Еженедельные концерты, поездки на отдаленные острова играют важную роль в укреплении возрожденного интереса филиппинцев к их разнообразным танцам и обычаям.

Начало этой деятельности относится к 30-м годам, когда при Филиппинском женском колледже, ныне университете, группой энтузиастов был создан комитет по филиппинской народной музыке и танцам, цель которого заключалась в сохранении и развитии народного музыкального искусства островов. Со временем комитет превратился в Центр народного искусства «Баянихан» (Манила), призванный изучать культуру Филиппин, вести работу по сохранению различных видов народного искусства, содействовать их распространению и организовывать выступления танцевального ансамбля на родине и за границей.

Конечно, традиционные танцы подвергаются некоторой модернизации, что, однако, не нарушает их основы — это гарантируется работой группы ученых, которые часто выезжают в леса южных островов или в горы северных районов, отыскивая неизвестные ранее танцы, сохранившиеся в отдаленных деревнях.

Хореограф «Баянихана» Лукреция Уртула не упускает случая побывать на народном празднестве где-нибудь в джунглях или высоко в горах. Религиозные по своему характеру, местные празднества отмечаются в определенное время года. Поэтому опаздывать на такой праздник нельзя: возможность заснять танцы на кинопленку и записать их музыку на магнитофон появится вновь лишь через год.

Ученые стараются не только точно воспроизвести музыку и танцевальные движения, но и воссоздать подлинные костюмы. Иногда это бывает не так просто. Однажды в каком-то южном районе ученые увидели изумительный костюм, шитый бисером; чтобы портнихи ансамбля могли скопировать его, пришлось просить крестьян продать образец костюма. Согласие было получено, и Филиппинский женский университет вскоре оплатил счет... шестью лошадьми.

Красочные танцы Филиппин

b2ap3_thumbnail_bayanihan-dance-company.jpg

Наряду с музыкальной и зрительной стороной танцев большой интерес представляет и их история. Поэтому ученые из Центра народного искусства подробно расспрашивают тех, у кого заимствуются танцы, об их жизни. Эти беседы часто приходится вести с помощью переводчиков, потому что на Филиппинах говорят на 87 диалектах.

Из поездок на места ученые привозят не только записи музыки и кинопленки, показывающие манеру игры народных музыкантов; собрана большая коллекция филиппинских музыкальных инструментов. Музыканты «Баянихана» учатся у знатоков игре на таких необычных инструментах, как кулинтанган (популярный у филиппинских мусульман инструмент из восьми хроматически настроенных гонгов), габбанг (бамбуковый ксилофон), баллинггинг (бамбуковая флейта, на которой играют, выдувая воздух через нос).

После поездок по стране Лукреции Уртула предстоит огромная и сложная работа: народные танцы нужно хореографически преобразовать так, чтобы их можно было показать на современной сцене и перед международной аудиторией, не лишив их при этом самобытных черт, характерных для культуры, породившей эти танцы.

Например, «Пагдивата» — танец выращивания риса, открытый на острове Палаван, — длится 48 часов, Чтобы придать ему нужную театрализованную форму, танец пришлось сокращать, выбирая самое главное.

В этой работе очень пригодились магнитофонные записи и киноленты, снятые на месте. Хореографы отобрали важнейшие моменты двухсуточного танцевального марафона и создали яркий семиминутный танец-представление:    величественно    кружатся верховная жрица и ее слуг жанки, на головах и тыльных сторонах ладоней у них — зажженные свечи, их общий танец — молитва благодарности за щедрый урожай, просьба о    защите и покровительстве богов.

Большинство танцоров в ансамбле моложе 20 лет. Зачисление в труппу проводится после тщательного отбора. Когда артисты вступают в брак, они должны покинуть ансамбль. Чтобы обеспечить приток новых молодых танцоров, Центр народного искусства «Баянихан» обучает мальчиков и девочек, которые впоследствии пополняют труппу ансамбля. Этим в какой-то степени объясняется молодой динамичный дух искусства ансамбля, покоривший зрителей в разных частях мира.

Филиппинский женский университет, в стенах которого впервые расцвел «Баянихан», по-прежнему играет немалую роль в успехах ансамбля: именно его деятельность дает возможность труппе продолжать свои поиски и воспитывать новое поколение танцоров.

b2ap3_thumbnail_bayanihan-dance-company2.jpg

Панорама, которую раскрывает перед зрителями ансамбль «Баянихан», дает возможность увидеть народное искусство, представляющее собой не только прошлое, но и яркую, существенную часть сегодняшней жизни Филиппин. Огромное разнообразие танцевальных стилей: неистовые племенные пляски, движения, символизирующие отвагу, величавые светские или религиозно-церемониальные танцы, наконец, танцы гротесковые, подлинные взрывы ослепительной виртуозности — все это родилось здесь, на Филиппинах. Но в то же время это и отголоски культур иных народов, оставивших следы своего влияния на островах этой страны, расположен

Запечатленные на снимках зоды из танцевального представления липлинского ансамбля «Баянихан» вое шают легенду племени тагабили, наш мающую по силе выраженных в ней чу классическую трагедию. Блещут мол гремит гром, поэт и хор ведут повеете ние; ковер на заднике сцены — символ «кое изображение сюжета, в котором с темы картины любви, ревности и воз; дия. Развертывается цепь горестных ситуаций... Любимая жена Дату, вождя племени тагабили на острове Минданао, влюбляется в младшего брата своего мужа.

В танце она открывает мужу свои истин чувства. Дату вызывает своего брата на поединок и убивает Но приходит возмездие — заболевает принцесса, дочь Дату. У членов племени существует поверье, что спасти ее может только замужество. Собираются соседние племена, четыре знатных жениха соперник между собой, добиваясь ее руки». В присутствии гостей принцесса выбирает себе жениха — прнинца-поэта, который пленяет ее сердце сочиненной песней. Но накануне свадьбы приходит беда: принцесса погружается в беспробудный сон. Любимая жена Дату подавлена последствиями своего безрассудного поступка... Представление заканчивается символическим пожаром дома вождя, означающим конец его рода.