«Дай мне усталых, сбившихся в кучу с мечтой о свободном дыханье людей», — писала поэтесса Эмма Лазарус в стихотворении «Новый колосс», выразив этими словами сокровенные чаяния большинства переселенцев. Высота статуи. «озаряющей мир», — 46 метров. В правой руке она держит факел Свободы. Этот памятник победы над угнетением и бедностью с течением десятилетий превратился в самый выразительный символ американского самосознания. Полные надежд пассажиры, приближаясь к берегам «страны безграничных возможностей» и миновав Золотые ворота в порту, сразу видят металлическую фигуру в венце из семи лучей.
В годы правления Наполеона III группа французских демократов, восхищенная величием республики по ту сторону Атлантики, приняла решение выразить свои чувства подарком. Они предложили эльзасскому скульптору Фредерику-Огюсту Бартольди подготовить проект статуи Свободы. Поначалу скульптор из Кольмара полагал, что заказанный ему монумент станет сигнальным маяком у северного края Суэцкого канала. Женская фигура с факелом в руке должна была убедить весь мир. что свет прогресса озаряет отныне и североафриканский берег. Однако ответственные за этот проект лица изменили свои планы. В итоге колоссальную статую разобрали на детали, запаковали в 214 ящиков и отправили в Новый Свет. Когда президент Гровер Кливленд 28 октября 1886 года открывал «Статую Свободы, озаряющую мир», в небе был устроен грандиозный фейерверк, а сирены ревели так. что перекрывал их только грохот пушечного салюта.
Скульптор принялся за работу. Вместе с инженером Гюставом Эйфелем ему нужно было решать, каким образом памятник сможет противостоять ветрам и непогоде. Главный архитектор Эйфелевой башни разработал новаторскую металлическую рамную конструкцию. которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе из нержавеющей стали была укреплена внешняя оболочка из меди весом 100 тонн, а толщиной с медную монетку. На создание этой статуи Бартольди был вдохновлен картиной Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Скульптор начал с постройки модели величиной 1,2 метра, а потом изготовил еще три другие, постепенно их укрупняя. И только после этого он взялся за выполнение основного задания. Лучезарный венец на голове великой матери эмиграции, а в левой руке — американская Декларация независимости с датой 4 июля 1776 года, у ног — разорванные путы рабства. Длина одной только правой руки статуи — 12.8 метра. Для размещения фигуры с факелом был избран остров Бедлоу в нью-йоркском порту, позже переименованный в остров Свободы. Здесь был сооружен каменный цоколь высотой 47 метров. на который и поставили памятник. Современники действительно воспринимали статую Свободы как напоминание о Независимости. Но в годы Первой мировой войны «мисс Свобода» стала символом борьбы союзнических армий за спасение демократии. Однако воспоминание о временах великого переселения не могло померкнуть в стране, где половина населения имеет иностранные корни. С 1892 года все новоприбывшие подлежали первичному учету в специальном здании на соседнем острове Эллис. В первом десятилетии нашего века через эти залы проходили но 2000 человек ежедневно, а в одном только 1907 году власти зарегистрировали более миллиона людей, навсегда покинувших свои родные страны. На острове Эллис, а также внутри цоколя статуи Свободы специальные выставки показывают историю заселения Америки в документах: начиная от индусцев. которые двинулись из Азии на не ведомый тогда континент, от западно африканских рабов и вплоть до массовой эмиграции из Европы в XX веке.
В наши дни по винтовой лестнице можно совершить нелегкий подъем до самой головы статуи, ставшей символом. Нельзя сказать, что увиденная вблизи мисс Свобода с ее кустистыми бровями, серьезным взглядом и опущенными уголками рта отличается привлекательностью. Чертами лица она на поминает властную мать Фредерика Огюста Бартольди, известную среди современников антисемитскими высказываниями. Скульптор чистосердечно признавал, что его статуя Свободы как произведение искусства воплощением красоты не является. На зрителя должно было производить впечатление. в первую очередь, величие идеи: «масштаб формы соответствовал масштабу замысла».