Культурный-портал

Сан-Джиминьяно - Дворянские раздоры в орлиных гнездах

Когда Сан-Джиминьяно достиг вершин своего могущества, в центре этого города, окруженного двойным кольцом оборонительных стен, возвышались 70 родовых башен-домов. Каждый владелец старался превзойти соседа в доказательствах своего могущества и престижа. Только в конце XIII века специальным городским указом удалось остановить строительный раж боевых петухов: отныне ни одна родовая башня не должна была превосходить высотой Большую башню Палаццо Коммунале,где размещалось городское управление.

До наших дней в Сан-Джиминьяно сохранились 11 башен, и благодаря им город среди холмов и оливковых рощ Тосканы сохранил свой средневековый облик. Во время Второй мировой войны Citta delle belle torri (город прекрасных башен) получил серьезные повреждения. но все-таки современный посетитель сможет составить представление о жизни Сан-Джиминьяно в XIV веке.

Основанное этрусками и позже названное Джиминьяно по имени епископа Моденского, поселение это лежало когда-то на «франкском пути». Период наивысшсго расцвета независимая коммуна пережила в XII—XIV веках, достигнув богатства благодаря успешной торговле и разведению шафрана для окраски шелков. Состоятельные заказчики возводили храмы и дворцы и предлагали оформлять их известным художникам.

До 1199 года маленьким городом управляли консулы, а потом высшую исполнительную власть в коммуне взял в свои руки подеста (мэр), которого избирали сроком на один год. Из-за постоянной вражды дворянских кланов это место всегда занимал пришлый, человек со стороны, призванный устранять конфликты как третейский судья. Помогло это мало. В 1354 году Сан-Джиминьяно оказался под властью Флоренции. Впоследствии важные торговые пути через город уже не проходили, и он очень быстро обеднел. Первые распоряжения о необходимости охраны исторических памятников города появились очень рано, уже в начале XVII века. Но только тогда, когда центр Сан-Джиминьяно с его кривыми улочками. узкими площадями и закоулками был объявлен достоянием культуры всего человечества, стало возможным остановить его разрушение.

Палаццо дель Полаю

От южных ворот Сан-Джиованно улица плавно поднимается вверх, к центру средневекового городка, где запрещено автомобильное движение. Сразу за романской церковью Сан-Франческо открывается Пьяцца делла Чистерна треугольная покатая площадь с фонтаном, где мостовая выложена кирпичным узором. В мощной Большой башне Палаццо дель Пололо (бывший Палаццо Коммунале) находится зал Данте. Здесь Липпо Мемми создал свою «Маэста», прославленную фреску с изображением Богородицы.

Церковь похожая на мечеть

Примерно половина из оставшихся башен стоит на Пьяцца дель Дуомо, довольно плотно прижавшись друг к другу. За всю историю городом никогда не управлял никто из высокопоставленных духовных лиц. но все равно жители величают свою внешне очень скромную и даже несколько неприветливую церковь Колледжата Санта-Мария Ас-сунта кафедральным собором. Стены и своды храма с монументальной лестницей украшены многочисленными фресками и живописными циклами. Основательно отреставрированные (а частью и написанные заново) сцены из Ветхого Завета в левом приделе выполнены Бартоло ди Фреди. Фресковый цикл в правом приделе, посвященный жизни Иисуса Христа, создал Барна да Сиена.

О Санта-Фине (Серафина), покротельнице города, напоминает носящая ее имя ренессансная капелла. В житии Серафины рассказано, что она умерла в 15 лет и была похоронена в этой капелле. В XV веке Доменико Гирландайо украсил капеллу сценами из жизни прославленной юной целительницы. Напротив собора в 1239 году был построен Палаццо дель Подеста.

Мастера-ремесленники

От соборной площади по Виа Сан-Маттео, где стоят особняки цвета охры и готические дома-башни, можно пройти в северный квартал, к церкви Сант-Агостино. Романско-готический храм интересен своими фресками и живописью по дереву, а также высоким алтарем.

Рыцари ордена тамплиеров в XIII веке воздвигли из кирпича и травертина церковь Сан-Якопо деи темплари, чей фасад с розетками выдержан в пизанском стиле.

Прекрасный вид на город открывается из бывшей крепости Рокка, на территории которой разбит парк. Жители Сан-Джиминьяно и сегодня занимаются разнообразными ремеслами: среди них немало гончаров, кузнецов, художников по керамике.