Культурный-портал

Руины Карфагена

Дата основания Карфагена теряется во тьме истории. Согласно легенде, тирская царевна Дидона высадилась на левантийском берегу, сбежав от своего
алчного брага. Это было в IX веке до новой эры, и, как говорят, на месте Котхона, будущей гавани. Нумидий-ский царь Ярб не отказал Дидоне в просьбе получить здесь кусок земли, но с одним условием — он должен был быть не больше воловьей шкуры. Тогда хитроумная Дидона, иод именем Элис-сы ставшая потом первой царицей Карфагена, нарезала шкуру тонкими полосками и так отметила границу обещанного ей участка. Об этом повествует Вергилий в своей «Энеиде». Заложив на холме «Нового города» (Quart Haddasht) крепость, финикийцы назвали ее «Бирса» — указание на легенду, поскольку это греческое слово означает «воловья шкура».
На том же возвышении были выстроены помимо цитадели храм бога Эшму-на (в римской мифологии ему соответствует Эскулап) и городская стена. Сегодня на холме Бирса высотой 60 метров возвышается собор в византийско-мавританском стиле, посвященный в 1890 году французскому королю Людовику IX. Монарх, которого позднее назвали Людовиком Святым, в 1270 году после неудачного крестового похода умер здесь от чумы. Внушительных размеров собор до 1965 года служил резиденцией архиепископу африканской епархии. Близко к нему расположены здания монастыря «Белых Отцов»; с самого начала раскопок в середине прошлого столетия они собирали в музее бесчисленные находки из древнего Карфагена. Нижний склон холма занимают отреставрированные здания жилого квартала пунийцев.

Варварские жертвоприношения

Неподалеку от места высадки первых поселенцев вырос некогда священный район Карфагена Тофет. Не так давно его восстановили в точном соответствии с оригиналом. Жители города в надежде умилостивить богов Ваала-Аммо-на и Танит шесть столетий подряд свершали здесь ужасающий обряд: приносили в жертву детей — как правило, из знатных семейств. Их клали внутрь статуи Молоха, статуя раскрывалась, и таким образом тела предавались полыхающему огню. Этот жуткий архаичный ритуал карфагеняне переняли от своих восточно-финикийских предков. Предполагается, что человеческие жертвы они приносили в дни некоторых религиозных праздников и, несомненно, во времена опасности — голода, эпидемий и войн.

Пепел жертв в маленьких глиняных урнах хоронили на близлежащем кладбище и ставили рядом памятные доски. Каждый раз, когда возможности кладбища были исчерпаны, землю насыпали снова. Раскопки 1920-1930-х годов показали, что захоронения располагались слоями на глубине до 6 метров.

О карфагенском торговом порте на юге и о старой военной гавани, где могли разместиться до 200 галер, напоминает сегодня только фундамент стены в заболоченной лагуне. Увенчанные зубцами и оборонительными башнями стены причала тянулись вдоль берега (3,5 километра), а непосредственно за ними находились казармы и загоны для боевых слонов.

Лишь жалкие развалины остались от амфитеатра, в котором могли размес-
титься 50000 человек. Мраморная колонна напоминает об отданной на растерзание диким зверям святой мученице Перпетуе и ее слугах-единоверцах. 15 сводчатых сооружений (римские цистерны) в деревне Маальга служат сегодня хлевом. Только по очертаниям можно опознать Одеон, а рядом — руины римских вилл. Мощные колонны из белого мрамора, красного и белого гранита, а также мраморная капитель весом 7 тонн — это последние, хотя и внушительные, остатки роскошно отделанных Антониевых терм в Археологическом парке.

Конец счастливого города

Дорога ведет мимо фундаментов, оставшихся от римских жилых домов, к вырубленным в скале пуническим гробницам, к месту, где была античная школа, к развалинам двух базилик. Неподалеку остатки колонн и фундаментов напоминают о девятинефной Дамус-аль-Карта, самой большой базилике Карфагена.

Вскоре после завоевания Карфаген отстроили вновь, и он превратился в главный город римской провинции Утика проконсуларис. Императоры династии Северов были к Карфагену благосклонны и дали ему прозвище «Феликс» — счастливый. Арабы, завоевав Карфаген в VII веке, снова сравняли его с землей, а остатки камней использовали для строительства Туниса и других городов на побережье.
Северная Африка в римскую эпоху была житницей империи. Тогда и возникла эта дорогая.

Лучший сезон для поездки

Зимние месяцы и межсезонье, когда температура воздуха не столь высока.

Средства сообщения

Международный аэропорт Тунис. Из Туниса — «Р9» в направления Ла Марса, потом «Р10» к Карфагену. Морское сообщение.

Советы

Международный фестиваль Тунис—Карфаген в июле—августе. Экскурсии в города Тунис, Сиди-Бу-Зид, приморский поселок Маальга—Ла Марса, курортный поселок Гаммарт.