Еще до того римлянам приходилось постоянно обороняться от нападений соседних племен, а в 387 году до Р.Х. пережить вторжение галлов. На семи холмах они возвели кольцо мощных оборонительных стен и распространили свою власть на Лаций. В III веке до Р.Х. Римская республика достигла такой экономической, военной п культурной мощи, что сумела завершить в свою пользу длительную борьбу с Карфагеном за господство над всем Средиземноморьем. Невероятное ее могущество сказалось со всей очевидностью также и в обилии архитектурных сооружений общественного значения. В центре города, на Капитолийском холме, стояли храмы, посвященные двум верховным божествам — Юпитеру Лучшему Величайшему (Optimus Maximus) и Юноне Монете (Советчице). Виа Сакра соединяла храмовый ансамбль с расположенным более низко Форумом, то есть политическим центром Римской империи, где находились курия (здание сената), ростра (ораторская трибуна, украшенная носом охваченного корабля) и площадь для народного собрания. Рядом располагались базилики (у римлян — торговые и судебные залы) и другие храмы, связанные с официальной религией, например, храм Сатурна, где хранилась государственная казна, храм Весты, где весталки поддерживали вечный огонь, или храм Кастора и Поллук-са. построенный в честь победы над этрусками.
«Res publica» процветала, однако, очень недолго: безграничная страсть к наживе привела к полному забвению достоинств Древнего Рима и кризису республики: с 133 года до Р.Х. Гракхи начали вести борьбу ла новые аграрные законы, гражданские войны (91- 88 годы до Р.Х.) привели к огромным жертвам. а с 82 года до Р.Х. в Риме установилась диктатура Суллы. При Помпее и Цезаре (убитом в 44 году до Р.Х.) гражданская война продолжалась, н остановить ее удалось только Октавиану, его внучатому племяннику, ставшему в 31 году до Р.Х. единовластным правителем. а в 27 году до Р.Х. получившему почетным титул Августа.
В эпоху Августа Рим превратился в блистательный центр «Империум Рома-норум», славный своими сакральными и светскими постройками, сверкающими мраморной облицовкой, драгоценной мозаикой, благородной скульптурой и восхитительными фресками. На холме Палатин селились семьи патрициев. позднее Август учредил здесь императорскую резиденцию. В годы правления императоров Веспасиана, Тита и Домициана были заложены огромный амфитеатр, называемый Колизеем, триумфальная арка Ги га, огромный дворец Флавиев и большой стадион, чьи формы еще и сегодня угадываются в архитектурном ансамбле Пьяцца Навона.
При императоре Траяне размеры Римской империи существенно увеличились; его грандиозные постройки, среди которых рынок, форум и колонна Траяна, производят даже в наши дни огромное впечатление. Адриан ориентировался на греческое искусство, и при нем был воздвигнут Пантеон, грандиозное купольное сооружение, а также великолепный мавзолей (современный замок Святого Ангела). Каракалла и Диоклетиан обогатили городскую архитектуру роскошными термами, а Максенций — колоссальной базиликой. Ее строительство завершил Константин, воздвигнувший и свою честь трумфальную арку, но в 330 году избравший столицей империи Константинополь. Западная Римская империя погибла вместе со свержением последнего императора в 476 году.
Пережив жесточайшие преследования. христианство в IV веке обрело наконец государственное признание. Папской резиденцией стал Латеранскнй дворец возле храма Сан-Джованни. Над могилами мучеников возвели великолепные базилики, в том числе — Святого Петра и Святого Павла.
В эпоху Средневековья Рим. опустевший и обезлюдевший, утратил все свое значение, несмотря на попытку возродить Римскую империю к жизни в НПО году, когда папа Лев III венчал здесь на императорство Карла Великого.
В XIV веке городом, где правил папа, стал Авиньон на юге Франции, и только в 1417 году, после Великого раскола. Ватиканский дворец близ собора Святого Петра стал единственной папской резиденцией. После этого город снова превращается в Caput Mundi (глава мира). и его блеск и величие выражаются в строительстве нового собора Святого Петра. По заказу пап Микеланджело и Рафаэль, архитекторы Мадерна. Борромини и Бернини, живописцы Караваджо, Карраччи и Ренн создавали здесь в XVI— XVII веках церкви и дворцы, площади и фонтаны, картины и скульптуры. Барочную радость жизни можно почувствовать и сегодня у лестницы на Пьяцца де Спанья, у фонтана Треви и на Пьяцца Навона.
Не в один день строился «вечный город»! Об этом с особенной наглядностью свидетельствуют — в Ватикане, в музее Терм, на Вилле Джулия, в Кап иго лийских музеях или на Вилле Боргезе — грандиозные коллекции произведений искусства, собранные за две с половиной тысячи лет.