Культурный-портал

Перу

Перу

 Однако подлинная история Перу насчитывает по крайней мере десять тысяч лет. К сожалению, о ранних ее этапах известно не многим и составить представление о них нелегко, так как древние перуанцы не оставили памятников письменности, по которым можно было бы восстановить их прошлое. О том периоде истории Перу и о народах, населявших ее и странствовавших в ту пору по ее территории, свидетельствуют лишь развалины древних сооружений и произведения искусства.

Мало кто знает, что Перу — это один из очагов древнейших цивилизаций нашей планеты. И в этом смысле история Перу, как и история Мексики, резко отличается от истории всех остальных областей американского материка, внесших весьма незначительный вклад в культурное наследие доколумбовых времен. В течение тысячелетий Перу было тем центром древней культуры, где почти одновременно с Ближним Востоком (примерно 8000 лет назад) люди перешли к оседлому образу жизни и начало успешно развиваться земледелие.

Восемь тысячелетий назад перуанцы уже жили в небольших селениях, занимались рыбной ловлей и возделывали маниоку. Шесть тысяч лет назад они освоили культуру бобов, спустя тысячелетие они используют хлопок для изготовления тканей, а еще через два тысячелетия ткацкое искусство в Перу достигло столь высокого уровня, что изделия древних перуанских ткачей вызывают восхищение и у наших современников.

Четыре тысячи лет назад перуанцы начали сооружать большие каменные здания с глиняной обмазкой, в архитектуре которых проявились стилевые особенности, оказавшиеся в дальнейшем весьма характерными для грандиозных сооружений «классической» эпохи в истории перуанской цивилизации.

Примерно 3500 лет назад народы, населявшие узкую полосу тихоокеанского побережья, научились возделывать кукурузу и приобрели навы-ки гончарного искусства. Продолжало развиваться и ткацкое ремесло. Около 2500 лет назад были созданы сооружения чавинской эпохи с изразцовыми полами и украшенными резьбой каменными стенами. До наших дней сохранились развалины по меньшей мере ста замечательных зданий — они встречаются и на тихоокеанском побережье, и в долинах Анд. Но остатки многих сооружений чавинской эпохи все еще скрыты под землей и нередко ускользают от внимания даже опытных специалистов-археологов. Как и сооружения более ранних эпох, они очень важны для понимания истории человечества, так же как и мексиканские сооружения Ольмека, Венте, Монте-Альбане и других культур.

То, что перуанским постройкам «всего лишь» 3600 лет, тогда как сравнимые по масштабам сооружения на Ближнем Востоке древнее их на 2000 лет, ни в коей мере не умаляет исторической значимости памятников Нового Света. Сопоставить их следует в рамках относительной, а не абсолютной хронологии, учитывая не конкретные даты, а реальные достижения народов с одинаковым культурным и техническим уровнем. Очевидно, в Новом Свете и на Ближнем Востоке первые монументальные здания возникли в бронзовом веке, на ранней стадии земледелия.

Конец чавинской эпохи совпадает со временем первых великих региональных культур: культуры Мочика на севере, культуры Лима в центре и культуры Паракас-Наска на юге. В этот период, охватывающий примерно три столетия (500—800 годы), территория Перу была относительно плотно заселена, развилась металлургия, произошли значительные изменения в системе земледелия, возникли крупные города. Обстоятельства, вызвавшие гибель культур Мочика, Лима и Паракас-Наска, неясны, и археологи полагают, что причиной послужило «столкновение с культурой Тиауанако». Возможно, однако, что упадок этих трех прибрежных культур был вызван неблагоприятными изменениями климата и гидрологического режима; не исключено, что за этими изменениями последовало вторжение на тихоокеанское побережье племен, ранее обитавших по ту сторону Анд.

Однако уже в XII веке прибрежные культуры вновь достигли расцвета, и три последующих столетия по праву можно назвать Золотым веком в истории Перу. В ту пору на севере существовало государство Чиму со столицей в Чанчане, в районе современной Лимы и в центральной части прибрежной области господствовала культура Чанкай, а на юго-востоке ZO существовали государства Чинча, Ика и Наска. Перу вступило в период развития городской жизни и интен-сивного земледелия, основанного на крупных ирригационных системах. Население значительно возросло, достигнув, быть может, 10 миллионов (немногим меньше, чем в наши дни).

Возможно, что завоевание страны инками произошло в результате нового кризиса. Иначе трудно понять, каким образом государям, правившим в Куско (кратковременной династии в сравнении с долгой историей доис-панского Перу), удалось покорить эти прибрежные государства.

Гигантское усилие, предпринятое инкскими государями для создания и сплочения империи, охватившей территорию около 2 миллионов квадратных километров, можно расценивать как великое деяние, если учесть, что инкам неведомо было искусство письма, они не знали колеса, у них не было домашних животных, а металлургия только что возникла. И по-истине достойно удивления, что инки, начавшие экспансию из района Куско, сумели создать самую могущест-венную империю на американском материке. (Империю инков часто сравнивают с государством ацтеков, но административная система и военная организация, созданные в ходе инкских завоеваний, имеют мало общего с соответствующими институтами ацтеков.

Процесс ассимиляции инков испанцами был медленным и трудным. Деятельность испанских завоевателей подвергалась суровой критике со стороны многих историков и социологов, но только рассматривая ее в тесной связи с антропологическими и культурными факторами, характерными для того времени, можно дать ей верную оценку. В XVI веке между двумя мирами был установлен насильственный контакт, причем жизнь в Новом Свете была такой же, как в Египте или Месопотамии 6 тысяч лет назад, а Старый Свет представляли испанские завоеватели, ревностно исповедовавшие христианскую религию и отнюдь не чуждавшиеся идей, занесенных к ним в пору арабского завоевания и Возрождения. Это трагическое столкновение двух культур осложнило дальнейшее развитие страны. Пропасть, существовавшая между испанской и перуанской культурами, объясняет нежелание коренного населения менять свой образ жизни и мышления, что вызывало жестокие и неоправданные репрессии со стороны завоевателей.

В Перу имеется примерно 50 ООО пунктов археологического значения с остатками культур доколумбового периода или эпохи испанского господства. Это богатство состоит из разнообразных памятников: от небольших поселений, изучение которых, однако, необходимо для всех, кто интересуется историей человечества, до больших городов включительно. В мире осталось немного древних городов, сохранившихся почти в полной неприкосновенности и занимающих площадь порядка 5 квадратных километров, таких, например, как Пе-стум в Италии. А некоторые древние города Перу занимают даже большую площадь.

В древнем Перу каменные здания часто соседствовали со значительными сооружениями из необожженного кирпича (адобы). Одно из них — храм Луны в селении Моче, на сооружение которого ушло более 20 миллионов кирпичей. В Андах сохранилось множество каменных городов со зданиями различного типа: от монолитных сооружений инкской эпохи до двухтрехэтажных домов, построенных в доинкские времена. Даже на склоне Анд, обращенном к Амазонке, густая тропическая растительность скрывает большие города.

Страсть к строительству не угасла и в эпоху испанского владычества, только на смену политеистическим храмам пришли монастыри и церкви. Работы художников и камнерезов Куско и Кито близки по своему характеру, а создатели кахамаркских ковров с присущим им своеобразиемсочетали в своей работе мастерство индейского ремесла с вдохновением Рубенса и европейскими мотивами.

Несомненно, архитектурное наследие Перу представляет значительный культурный, научный и эстетический интерес. При дальнейшем развитии туризма эти памятники могут внести значительный вклад в национальную экономику страны. Изучение и охрана их должны предшествовать мерам по развитию туризма и бесспорно встретят одобрение ученых различных стран мира.

Перу с его тихоокеанской прибрежной полосой, тянущейся более чем на 3500 километров, с горными цепями Анд, увенчанными пиками высотой до 6000 метров, с джунглями Амазонки является одной из самых разноликих и привлекательных стран южноамериканского материка.

Район Амазонки, край буйных тропических лесов, занимающий зна- 29 чительную часть территории страны, все еще мало исследован. Его бога

тейшие и своеобразные фауна и флора не имеют равных в мире.

В перуанскую Амазонию можно попасть либо воздушным путем, либо по большим рекам, пересекающим внутренние области страны. Икитос, самый крупный город перуанской Амазонии, соединен с Лимой авиалиниями, а с Атлантикой — пароходным сообщением. Вверх по Амазонке — до Икитоса — поднимаются большие океанские суда.

Полон очарования и город Трухильо на тихоокеанском побережье Перу: множество красивых церквей и привлекательных зданий с изящными балконными и оконными решетками, живописных парков и площадей. Радует глаз небольшой порт Уанчако, где рыбаки до сих пор выходят на промысел в тростниковых лодках. Но наибольший интерес у туристов, посещающих район Трухильо, несомненно, вызывают руины Чанчана, столицы древнего государ-ства Чиму, и селение Моче, где сохранились две гигантские пирамиды из необожженного кирпича.

Впрочем, не только Трухильо, но и вся область тихоокеанского побережья многое может дать туристам, и здесь уже есть все необходимое для них. Этот район пересекает Панамериканская автострада, и на перуанском побережье имеется соответствующая сеть гостиниц. В речных долинах прибрежной области находится еще немало памятников доколумбовых времен — в Сечине, Панамаркилье, Эль-Параисо, Каха-маркилье, Тамбо де Мора, Тамбо Колорадо и Айтаре. Древние сооружения в Пачакамаке, близ Лимы, уже частично реставрированы.

Семнадцать международных авиалиний связывают Лиму со столицами других южноамериканских стран, Северной Америкой и Азией (через Японию). Из Кальяо — порта Лимы — суда отправляются во все гавани ми-ра. С горными районами Анд соединяют Лиму три внутренние авиалинии, автострада и железная дорога.

Зубчатые гребни Анд придают ландшафту особую красоту. Климат здесь — в долинах и на плато, обитаемых даже на высоте до 4500 метров, — сухой и здоровый:    жаркий

днем и холодный ночью. Над западными склонами Анд небо всегда безоблачно, восточные склоны, орошаемые тропическими дождями, до 3000 метров покрыты лесами.

Жители горных районов сохранили свой язык, обычаи, традиционные одежды и древние ремесла. Многообразен и богат их фольклор, сочетающий индейские и испанские мотивы. В горах много горячих источников, водопадов, озер, в том числе и озеро Титикака — самый высокогорный судоходный водоем на земном шаре. Возможности для охоты, рыбной ловли, альпинизма здесь неисчерпаемы. В нагорьях Перу сохранилось наибольшее количество памятников древней культуры. Помимо руин инкской и доинкской эпох, здесь находятся сотни замечательных зданий XVI, XVII и XVIII веков.

Район Пуно, Куско, Мачу-Пикчу, Килабамба — это сердце империи инков. Здесь множество исключительно интересных памятников. Прославленная цитадель инкской эпохи, Мачу-Пикчу заслуживает не только того внимания, которое проявляется в настоящее время перуанским правительством к охране этой древней крепости, но и крупных реставрационных работ, сопряженных с большими затратами. В этом же районе представляют интерес древние сооружения Ольянтаитамбо, Саксауамана, Кенко, Сикуани, Писака, Сильостана и Чинчерос.

Город-музей Куско был столицей империи инков и первым опорным пунктом, откуда влияние испанской культуры распространилось по всейстране. В Куско памятники изысканной испанской архитектуры и искусства XVIII века изумительно сочетаются с суровым величием зодчества инкской эпохи. Благодаря всем этим достопримечательностям Куско, несомненно, станет одним из наиболее притягательных мест для туристов. Следуя примеру Толедо (Испания) и Сиены (Италия), можно, затратив сравнительно небольшие средства, превратить Куско в один из центров туризма и тем самым вдохнуть новую жизнь в этот город.

В настоящее время из Лимы в Куско ежедневно совершают рейсы несколько самолетов, а в самом городе строится новый аэропорт. Автострада и железная дорога также связывают Куско с Лимой. Они проходят через красивую горную местность и пересекают Кордильеры у Антикопа на высоте 5000 метров. В этом районе имеется много гостиниц, ряд гостиниц строится. Однако и по сей деньгорные районы — самые бедные и отсталые в Перу.

Второй горный район, предназначенный для туризма,— это Кальехон-де-Уайлас, обрамленная двумя могучими хребтами (Кордильерой Бланко и Кордильерой Негро) обширная и зеленая долина с превосходным климатом. Трудная дорога, начинающаяся от побережья, проходит через суровую и мрачную пустыню, но после перевала, от которого начинается спуск в долину Кальехон, картина резко меняется: раскрывается удивительная панорама солнечной долины, красочной, плодородной, обильно орошенной.

Однако наиболее замечательные памятники доколумбовых времен находятся в Чавине, неподалеку от плодородной долины Кальехон-де-Уай-лас. Район не имеет перспектив для развития, и, только превратив Чавин в один из центров туризма, можно будет, пожалуй, избавить его обитателей от нужды. Архитектурная и археологическая ценность Чавина требует проведения реставрационных работ в масштабах гораздо больших, чем нынешние.

Безусловно, климат, красивый пейзаж и фольклор горных областей Перу представляют для туристов первостепенный интерес. Но в конечном счете именно изумительные памятники перуанской истории являются ценнейшим достоянием страны. Средства, нужные для реставрации этих памятников, составляют лишь часть фондов, необходимых для развития туризма. И так как большинство памятников сейчас совершенно не охраняется, разрушается ветрами, дождями и расхищается искателями древних сокровищ, следует принять срочные меры для их спасения.

Перуанские власти видят опасностями были предприняты полезные усилия, но этого недостаточно. В плане развития туризма преду-смотрены значительно более обширные мероприятия подобного рода.

В частности, намечено открыть специальную школу для подготовки технического персонала, в обязанности которого войдут работы по реставрации и охране памятников старины. Правительство Перу намерено подготовить список всех исторических мест и памятников с указанием их относительной значимости. Оно обратилось в ЮНЕСКО с просьбой оказать содействие в реализации этих проектов.

В специальном исследовании ЮНЕСКО, проведенном по просьбе правительства Перу, подсчитано, что затраты на развитие туризма в стране (дороги, гостиницы, рестораны, показ памятников) в размере 38 миллионов долларов вполне окупятся, так как эти вложения (к ним еще следует добавить отчисления банку в сумме 7,7 миллиона долларов) в ближайшие 10 лет принесут странедоход в 385 миллионов долларов. Туризм, таким образом, косвенно будет способствовать развитию значительной части национальной экономики, не считая дохода авиалиний, который может достигнуть 10 миллионов долларов в год.

В районах Перу, где сочетание неблагоприятных условий (географические факторы, перенаселенность, бедность природных ресурсов) затрудняет дальнейшее их развитие, стимулирование туризма, несомненно, явится наилучшим средством для повышения общего благосостояния.

В 1965 году в международный туризм было вовлечено более 115 миллионов человек и общие затраты составили сумму, превышающую 11 миллиардов долларов. Доля Перу (15 миллионов долларов, или 1/730 часть) в этих расходах совершенно ничтожна, учитывая колоссальные возможности страны для развития международного туризма.

Ежгодно в Перу находят новые реликвии доколумбовых цивилизаций. В 1965 году в районе Пахатена, на восточных склонах Анд, обращенных к Амазонке, был открыт город доинкских времен, занимавший площадь 34 квадратных километра. Вырубив густые тропические заросли, экспедиция обнаружила массивные каменные сооружения, возведенные на кольцевых террасах, храмы, украшенные крылатыми человеческими фигурами и изображениями кондоров, а также остатки некогда обширной дорожной сети. Полагают, что город был построен племенем чачапойя, покоренным инками в середине XV века. На снимке справа: развалины храма, украшенного высеченными из камня головами и геометрическим орнаментом. На нижнем снимке слева: каменный кондор — одно из многочисленных стилизованных изображений этих птиц, которым поклонялись чачапойя. На нижнем снимке справа: очистка развалин от зарослей.