Хотя Леонардо одновременно работал над Corte Yecchia (Старый двор) в Милане и иногда целыми днями не слезал с лесов у северной стены монастырской трапезной, он сумел закончить работу над своей фреской длиной 9 метров и высотой 4,5 уже через 2 года. Когда своенравный художник, сумевший в своей жизни завершить лишь очень немногие произведения, рассмотрел драматическую сцену Тайной вечери, он обнаружил неприятный сюрприз: поскольку для освоения его новой живописной техники штукатурка стены в трапезной вовсе не подходила, на изображении появились тонкие трещинки, которые Леонардо поспешно велел закрасить. Спустя 2 десятилетия все произведение покрылось беловатым налетом, а краски стали заметно бледнее. А позднее краска начала частично отходить.
Целые поколения реставраторов ломали голову над тем. как заново укрепить эти частицы краски и заполнить образовавшиеся пустоты. Некоторые были настолько самонадеянны, что решили дописать фигуры Леонардо и при этом приводили свои доводы, подчас дилетантские: дескать, некоторые лица с течением времени все равно исказились до неузнаваемости.
В 1726 году Микеланджело Беллотти попытал счастья с масляными красками. А в конце прошлого столетия эксперты стали возлагать надежды на защитный слой каучука, но он лишь на короткое время приостановил распад. Удивительно, что картина Леонардо, отреставрированная почти на волоске от гибели, все-таки дожила до наших дней. Тем более что монастырский рефекторий архитектурное сооружение в стиле Ренессанс, начатое в 1466 году и позже расширенное Браманте французские революционные войска использовали под конюшню для своих лошадей. К тому же в 1914 году в него попала бомба, разрушив, правда, только южную стену «Сenacolo Vinciano», Леонардовой трапезной.
Спасение с помощью новой техники?
В начале 1980-х годов была предпринята последняя на сегодняшний день попытка сохранить от гибели этот шедевр. По оценкам специалистов-реставраторов, от него еще сохранилось 70%. Вооружившись пинцетом и скальпелем, историк искусства Джузеппина Брамбилла при свете свечей пытается со всей тщательностью удалить налег грязи и краски.
Леонардо изобразил Христа, а слева и справа от него по две группы из трех учеников. Жестами и взглядами они тесно связаны друг с другом. Художник стремился в «Тайной вечере» к объединению пространства и фигур. В миланском доминиканском монастыре он отказался от испытанного метода фресок и вернулся к немасляной темпере.
Поразительное открытие
Современные раставраторы. стараясь побороть влажность, грибок и опасные бактерии, тоже делают поразительные открытия. Их усилиям мы обязаны тем, что можем снова видеть выразительные профили Апостолов. И сейчас блестящие оловянные тарелки с бликами от цветных одежд и золотистый напиток в бокалах говорят нам о виртуозном обращении Леонардо с цветом.
Возбуждающим средством, которым потрясает спокойная Тайная вечеря, являются слова Учителя: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Когда они высказаны, то все собрание приходит в смятение, а Он склоняет главу, уходя в себя», — писал Гете, посетив доминиканский монастырь.
Средства сообщения
Международный аэропорт. Железнодорожное сообщение. Милан расположен на автодорогах А1/ А4/A7/A8
Советы
Цистерцианский монастырь Кьяравалле, архитектурный памятник цистерцианской готики. Экскурсия в городок Леньяно (30 километров в сторону Варезе): в 1176 году здесь состоялась битва, в которой войска Ломбардской лиги разбили армию Барбароссы. Прогулка на озеро Комер.