Культурный-портал

Бенедиктинский монастырь Святого Иоанна

 

Как рассказывает легенда, защищенный башнями живописный монастырский комплекс — бенедиктинскую обитель— в юго-восточном уголке кантона Граубюнден поблизости от границы с Южным Тиролем основал сам Карл Великий. Впервые это место упоминается в хрониках под названием Туберис, а позже его название перешло к соседней южнотирольской деревушке Тауферс. Спустя 4 столетия тут и в самом деле поселились бенедиктинские монахи. Мюстаир превратился в паломнический центр: именно здесь свершилось Чудо кровоточащей облатки. Пережив великие потрясения во время Швабской войны Реформации и нашествия французов в 1799 году, монастырь (с 1819 года просто приорат) угратил свое значение.

Монастырскую церковь Санкт-Иоганн строили и перестраивали более 11-ти столетий. Ее край хора с тремя аспидами выполнен  по «куратской схеме». Об этом архитектурном принципе свидетельствуют археологические находки во многих местах, но сохранился он только в церквях Мюстаира и поселения Мистаил. Монастырская церковь в целом восходит к каролингской эпохе, а стоящая к югу от нее капелла Святого Креста обнаруживает черты романского стиля. Главный храм монастыря Санкт-Иоганна производит большое впечатление своим хором, где сочетаются три полукупола, и своим нефом с изумительным плоским резным потолком 1320 года.

Сцены из Ветхого и Нового Заветов

Позже монастырский храм перестроили, и он обрел три нефа одинаковой высоты. Внутреннее пространство и изначальные плоские перекрытия на исходе XV столетия дополнили сетчатым сводом; его поддерживают три пары круглых опор. Живописные циклы различаются по качеству сохранности: например, фрески на южной стене были залиты водой при тушении пожара во время Швабской войны, а на северной стене они на удивление хорошо сохранились. Дошел до наших дней и скульптурный рельеф «Крещение Христовово», созданный, как предполагается, до 1090 года. Циклы фресок посвящены сценам из Ветхого и Нового Заветов; в частности, распятию Петра или Андрея. Фрагменты, посвященные Давиду, были сняты со стен во время реставрации и теперь находятся в Национальном музее в Цюрихе.


Монастырскую церковь Санкт-Иоганн строили и перестраивали более 11-ти столетий. Ее край хора с тремя аспидами выполнен  по «куратской схеме». Об этом архитектурном принципе Монументальная живопись Изображение Страшного суда, по мнению историков искусства, — один из самых ранних образцов монументальной живописи Каролингского Возрождения. Ценнейшие романские фрески в апсидах были созданы, по всей вероятности, в последней четверти XII века, а живопись сводов — незадолго до перестройки церкви в 1492 году. Статую Карла Великого (выше человеческого роста) следует, наверное, датировать 1165 годом. К элементам первоначального оформления относится также мраморная плита, возможно, служившая ранее частью алтарного придела в барочной капелле Святой крови. Примерно в 1630 году была создана скульптурная группа высокого алтаря — тонкая работа в стиле раннего барокко. Своды восточного крыла двойной капеллы Снятого Ульриха и Святого Николая, куда нет доступа, украшает лепнина; ее создание тоже приписывают каролингским мастерам.

Свидетельства ушедших эпох

Представление о монастырском комплексе в Мюстаире можно составить по древнейшим его постройкам, сгруппированным в двух внутренних дворах. Некоторые оригиналы, в частности, фрагменты работ из мрамора каролингской эпохи, хранятся и Монастырском музее. Против монастыря расположена древняя Каса Кальваина. Свой сегодняшний облик она обрела в XV веке.

Средства сообщения

По автодороге №13 в Кур, потом к перевалу Флюела, далее в долину Мюнстера (Валь-Мюстаир).

Советы

В 5-ти километрах к востоку (Валь-Кава) находится музей Каса Иаура, где особенно интересны древние предметы быта.

Далее: Швейцарский национальный парк: возможны походы по размеченным дорогам. Музей национального парка.