В 1250 году Кублай Хан из Юань-ской династии покорил племена таи, а принадлежащую им территорию превратил в провинцию Китая. Это завоевание вызвало эмиграцию таи на юг, где на основе империи Кхмера в период упадка ее столицы Ангкора уже начался процесс формирования независимых королевств или городов-государств. Последней в их числе возвеличивается Аютия, ставшая в конце XIV века столицей Сиама, самого могущественного тайского королевства, почти единственной страны, в течение всей истории своего существования не терявшей независимости. Аютия была столицей Сиама до 1767 года, когда вторгшиеся бирманцы разрушили ее до основания.
Большинство народа таи селилось в горах и долинах и по своим обычаям не отличалось от тех племен, которые остались в районе Хунаня или поселились в южной части страны, непосредственно граничащей с Китаем, а также жили в районе Шанских государств Лаоса и на большей части территории нынешнего Северного Вьетнама. Однако те, кому удалось переселиться дальше на юг в район земель дельты, быстро развились в «акватическое» общество и стали культивировать рис, превратившийся в основной источник их влияния и богатства.
Эти первые эмигранты оказались в сфере влияния могущественной Кхмерской империи. Они
познакомились с высокоразвитым «гидравлическим» обществом, чье могущество покоилось на культивации риса,
возделывавшегося с помощью самых мощных и сложных устройств орошения, когда-либо существовавших. В центре этой
государственной и экономической системы, осуществляя контроль над ней, стоял город Ангкор. Мир в то время уже был
знаком с водонапорными башнями, и отдельные города имели гидравлические устройства различной степени сложности. Еще
до появления Ангкора в Китае существовал город Шань-тан, задуманный и построенный как гигантская городская машина,
обслуживаемая и работающая при помощи воды. Город Сучжоу, вероятно непревзойденный по красоте и совершенству
планировки своих каналов, был построен по крайней мере за тысячу лет до Венеции и современного ей Ангкора, а значит,
задолго до появления голландских водонапорных башен, Аютии и мексиканского города Тенохтитлана, со
временем полностью лишившегося «воды», а также более поздних городов — Батавии (ныне Джакарта) и Бангкока (тоже
постепенно терявших свои воды) и, наконец, Санкт-Петербурга (ныне Ленинграда), все еще часто называемого Северной
Венецией. Однако Ангкор отличался от всех этих городов тем, что возникновение его было обусловлено сочетанием трех
факторов — географического, технического и урбанистически-символического. Специфическое географическое расположение,
связанное с наводнениями и дренажными работами, диктовало определенные формы вод-
ной «скульптуры», которая была
бы совместима с необходимой гидравлической техникой и требующейся космомагической ориентацией. Кхмерский город
являлся как бы микрокосмом индусской космологии с ее определенными канонами расположения и соотношения воды и
твердых элементов.
Мировоззрение народа таи, населявшего процветающее королевство Сиам, имело прагматический и весьма гибкий характер. Приступив к обширным работам по строительству каналов в своем королевстве, таи критически подошли к несомненно более уязвимой с технической точки зрения схеме планировки гидравлических сооружений Кхмера, в которой фактически отсутствовали какие-либо возможности регулировки воды Все государство словно бы являлось частью водной стихии, жило на воде и как бы плыло по ее течению. Новые пришельцы заставили монументальные строения и каноничный урбанический символизм уступить дорогу более практичным и легким по исполнению концепциям городского строительства. Поэтому они для своей столицы выбрали уже существовавшее поселение, имевшее необходимую городскую организацию и удачно расположенное в центре плодородных земель дельты. Этим поселением и был город Аютия.
Аэрофотосъемка и предварительные исследования позволяют сделать вывод, что Аютия обладала широкой сетью каналов и комплексом различных строений, необходимость и расположение которых определялись структурой водных путей. В 1350 году, вскоре после прихода племен таи, старое местоположение города утратило свое значение и на западе был построен новый городской центр, расположенный на естественном полуострове, образуемом извивами реки. Был сооружен также обводный канал, чтобы придать территории островной характер. Таков был чисто «сиамский» вариант решения проблемы для достижения максимальных результатов при минимальных затратах усилий и труда. В городе имелся широкий ров, наполненный водой, и «окружная дорога», всегда судоходная в силу природных условий. Постепенно многочисленные обводные каналы подключили к центру города еще две большие реки. Новый город, известный под названием Аютия, превратился таким образом в средоточие трех важных водных путей — рек. Это позволило ему получить доступ к северным королевствам таи, а затем и контролировать их. На юге водная магистраль Аютии вывела город к морю и дала ей возможность контролировать как Малайский полуостров, так и всю международную торговлю того времени между Индией и Японией.
Сельскохозяйственные продукты и другие товары доставлялись в Аютию на лодках. Сеть каналов играла своеобразную роль «автострад», судоходных в любое время года, независимо от погоды. С «окружной дороги» или заполненного водой рва лодки попадали через входные водные ворота в многочисленные каналы, находящиеся в пределах городских стен и ведущие к дворцам, рыночным площадям, храмам, школам и частным домам. В городе насчитывалось 19 водных ворот, 15 сухопутных (к ним вели водные пути) и множество небольших ворот, составлявших всего около 100 городских ворот. Крепостные стены города имели 17 вооруженных пушками фортов, охранявших главные водные магистрали и контролировавших — каждый — территорию в 7 квадратных километров. Предварительными исследованиями установлено, что количество каналов на каждой такой территории было поистине поразительным. Каналы были прямыми и в плане образовывали как бы сетку. Вдоль многих из них шли мощенные кирпичом улицы, обрамленные деревьями, тень от которых защищала от палящего тропического солнца не только пешеходов, но и тех, кто плыл по каналам. Наличие столь большого количества каналов и улиц предполагало многочисленность мостов, однако в старых хрониках упоминается лишь 29 с указанием их расположения. Половина их держалась на очень высоких кирпичных сводах-арках, чтобы не препятствовать движению судов по каналам. Один мост был построен так, что по нему могли проходить слоны.
В городе было три дворца. Главный королевский дворец
представлял собой своеобразный небольшой город-крепость, окруженный со всех сторон стенами. В одной части этого
комплекса находилась частная резиденция короля, в других — размещались различные гражданские ведомства и службы.
Частные дома представляли собой весьма несложные
строения из дерева. Основное внимание уделялось строительству
монастырей (около 350), многие из которых имели свои школы и библиотеки. В порядке особых привилегий китайцам
разрешалось жить в стенах города, и они располагались в так называемом Китай-городе — самом богатом светском
квартале с многочисленными лавками и складами, размещавшимися в оштукатуренных кирпичных зданиях. Именно здесь и
поселился однажды в элегантном особняке европеец греческого происхождения, поступивший затем на гражданскую службу
Сиамского королевства и ставший первым министром двора в 1686 году. Позднее он построил в районе фортов, охранявших
причалы для морских судов, колледж и дал ему свое имя. Так возник колледж Константина. Король имел отдельную
пристань неподалеку от своего дворца, где стояли на приколе его баржи. Весь город был расчленен на административные
единицы и кварталы в полном соответствии с определенными видами деятельности и ремесла жителей. В центре города
возвышалась незамысловатая по своей архитектуре башня, где находился барабан, по которому отбивали время.
Состав городского населения, очевидно, часто менялся и зависел от исхода военных кампаний; их успешное завершение нередко приводило к тому, что в Аютии оседали привезенные победителями десятки тысяч человек. В таких случаях численность населения города превышала 600 000, а иногда, как это случилось в 1569 году, когда бирманская, армия в миллион человек напала на Аютию и разрушила ее, среди развалин города обитало не более 4000 жителей.
Какова бы ни была численность населения города в обычное время, его все же хватало, чтобы управлять множеством лодок и являть собой, таким образом, своего рода «плавучее» население. Для сопровождения королевской процессии на канале собиралось не менее 30 ООО придворных на 3000 позолоченных баржах с великолепными скульптурными украшениями. За ними следовало не менее 600 000 горожан на 20 000 лодках, плывших вдоль обоих берегов водного пути, предназначенного для королевской процессии.
Аютия поистине была городом на воде, по праву называвшимся европейцами в XVI и XVII веках Восточной Венецией. Однако Аютия — нечто большее, чем только город на воде, ибо население ее органически связано с водой: оно словно бы покоилось на воде и стихийно, без всякого сопротивления следовало ее течению вдоль бесчисленных водных артерий и каналов. Этот «акватический» феномен может быть отождествлен лишь с гибкостью, столь характерной для политики Сиама и объясняющей, почему ему удалось сохранить свою политическую независимость. Разумеется, Сиам приспосабливался к политике различных европейских государств начиная с XVII века, когда его посольство — в результате растущего влияния Голландии и объема торговли с нею — одним из первых в 1609 году открыло свою резиденцию в Голландии. Затем последовали ставшие широко известными обмены посольствами с Версалем и Ватиканом в 80-х годах. По сообщению представителя посольства Франции в Аютии того времени, при Сиамском дворе в указанный период было аккредитовано 40 различных государств.
Чужестранцам разрешалось воздвигать свои собственные постройки, даже города и религиозные здания за пределами городской черты. Голландские, португальские и японские поселения занимали лучшие в коммерческом отношении стратегические позиции, так как располагались на южных подступах всего морского судоходства страны.
Король Сиама принимал непосредственное участие в международной торговле, имел собственный банк, выдававший займы на ведение торговли, и был владельцем торгового флота, перевозившего товары и грузы между Индией и Японией.
Там, где теперь раскинулись зеленые чащи и бескрайние рисовые поля, некогда царила оживленная деятельность, сверкали яркие краски, происхождение которых было неразрывно связано с водной стихией. Приезд и отбытие посольств, заморских купцов и негоциантов, торжественный церемониал королевских процессий, «плавучие» рынки, музыкальные представления и придворные балы — особые характерные черты этого поразительного «акватического» общества. Когда в 1767 году город подвергся разрушению, его сокровища были разграблены, а архивы сожжены. В поисках сокровищ, погребенных под развалинами, грабители предпринимали систематические набеги на пагоды. Затем город поглотили джунгли.
Правительство Таиланда недавно приняло грандиозную программу превращения Аютии в национальный музей — по инициативе Управления планирования городов и поселений, а также Управления изобразительных искусств, подготовивших подробный план работ. Управление изобразительных искусств, помимо различных задач в области культуры, выполняет также функции надзора за всеми историческими памятниками страны. Управление планирования городов и поселений, созданное совсем недавно, занимается вопросами разработки планов по благоустройству и развитию городов и поселений. В процессе планирования разрабатываются не только современные формы новых городских архитектурных ансамблей, но также учитывается необходимость включения в эти ансамбли в качестве органической составной части исторических памятников в тех случаях, когда они расположены поблизости от застраивающихся районов. Большинство городов королевства имеет историческую ценность и до недавнего времени все еще сохраняло такие исторические черты становления древних городов, как городские стены и укрепления. Поэтому оба управления тесно сотрудничают в работе над планами развития и реконструкции существующих городов, представляющих собой исторические памятники страны. Так, по их инициативе два года назад было проведено специальное совещание правительства, на котором рассматривались проблемы реставрации и охраны сохранившихся в королевстве древних городских стен и укреплений, имеющих историческую ценность, а также было принято решение об охране национальных памятников культуры вообще.
Аютия, однако, несколько отличается от других древних городов ввиду особого значения для страны, так как на протяжении четырех веков — до возникновения Бангкока в 1782 году — являлась столицей Сиама. Положение в Аютии осложняется тем, что проблемы, возникающие в связи с реставрацией хаотически расположенных руин (следствие неоднократных проявлений вандализма в прошлом), дополняются еще и трудностями, связанными с врастанием в древнюю часть города новых кварталов и возникновением на восточной окраине старого города нового, продолжающего развиваться города. Часто в пределах старого города в ущерб его архитектуре среди руин беспорядочно возводились новые здания.
Основная цель плана развития и реставрации Аютии заключается в том, чтобы провести четкое разделение нового города и исторической части Аютии. Большой древний канал, проведенный от Фронтального дворца в направлении Китай-города (см. план), служит демаркационной линией между современным городом на востоке и исторической частью города на западет где намечено создать национальный музей. Следует отметить, что при этом небольшая часть старого города-острова отойдет к территории развивающегося современного города.
На то есть две причины. Первая: поскольку эта часть старого
города уже частично застроена, потребовалось бы выселить довольно значительное число жителей, что нежелательно.
Вторая: предполагается, что и в западном районе города, который будет иметь характер музея, также потребуется
какое-то число местных жителей для осуществления функций, связанных с будущим развитием туризма в данной части
страны. В окончательном виде плана реконструкции и развития Аютии городские и промышленные центры размещены так
рационально, что не наносят ущерба
музейной части города и не мешаю полной реставрации руин и каналов.
Осуществление этой программы рассчитано на 20 лет и будет притворяться в жизнь тремя этапами. Первый пятилетний план уделяет основное внимание развитию современног города и прекращает вторжение модернистских тенденций в районы старого города, то есть на этой начальной стадии на реставрационные работы удастся выделить только ограниченные средства, ибо на первый план выдвинута задача экономического развития страны. И все-таки направлении перспективного планирования будет сделан определенны шаг вперед, хотя внешне он и може показаться всего лишь профилактической мерой.
Второй пятилетний план предусматривает развитие и современног города, и районов исторических па мятников. Постепенно, по мере топ как будут расчищаться джунгли часть старых каналов, вымощенны: кирпичом улиц и мостов начнет воз вращаться к жизни наряду с раскоп ками и реставрацией различны: дворцов и храмов. Будут также про ведены работы по перемещению не которых современных зданий из районов руин в новые районы.
На последнем десятилетнем этап программа предусматривает уничтожение остатков джунглей и завершение реставрационных работ: будут очищены многие старые каналы, которые не только привлекут внимание туристов, но и окажутся полезным в качестве составной части системы сброса избытков воды в случае ливневых дождей. Предстоит еще произвести необходимые исследования и составить план восстановления древней части Аютии, построенной еще в VIII веке и расположенной дальше к юго-востоку. В связи с этим уместно упомянуть, что по всей стране разбросаны многочисленные остатки древних городов, обнесенных стенами, и археологические ценности, погребенные в джунглях, ожидающие появления ученых и нуждающиеся в выделении средств на их восстановление. План восстановления Аютии позволит возродить многие древние водные магистрали и восстановить в должном виде различные старинные постройки и укрепления. Не за горами то время, когда любознательный турист вновь сможет бродить по берегам бесчисленных каналов древнего города между дворцами и пагодами далекого прошлого. Будем же надеяться, что все это позволит «акватической» цивилизации Аютии внести свой особый вклад в общечеловеческую культуру.
Статья взята из журнала Курьер Юнеско