Тот, кто хочет посетить 40 монастырей на Agion Oros (Святой горе), должен и сегодня беспрекословно повиноваться монастырским предписания: туда допускаются только те мужчины старше 18 лет, кому удалось заранее в посольстве или в Министерстве внутренних дел Греции добиться разрешения на въезд. Только 10 посетителей иных конфессий может стерпеть за день этот полуостров, растянувшийся на 45 километров. Через 4 дня и они обязаны покинуть монастыри где жили и разделяли трапезу с благочестивыми мужами.
Хотя богатая традициями монашеская республика с 1926 года стала частью греческого государства, афинские власти оставляют неприкосновенной ее конституцию и подчинение «священенному киноту», в который входят представители 20-ти ныне обитаемых афонских монастырей. Поросший лесом и покрытый зарослями полуостров с самой высокой горой Греции (2033 метра) остается уединенным миром со строгими правилами: их выработали сами монахи в течение столетий.
Первые поселенцы появились на крайней оконечности восточного из трех отрогов широкого Халкидонского полуострова в Эгейском море в середине IX века. После того как Святой Афанасий основал в 963 году первый монастырь, здесь один за другим быстро выросли следующие монастыри, которые вместе с поселениями внутри и вокруг поддерживались по мере возможности византийскими императорами. В церковном отношении Афон всегда был подчинен юрисдикции константинопольского патриарха.
Грузины, русские, болгары и сербы охотно селились на полуострове, и в XV XVI веках Святая гора пережила свой расцвет: здесь было около 35000 монахов в 40 больших и высокопочитаемых монастырях, со временем скопивших немалые богатства. Об этом свидетельствуют и сегодня византийские иконы, македонские и критские мозаики, фрески, а также средневековые рукописи — как, например, в Лавре, где главная увенчанная куполами церковь хранит переполненную сокровищницу. Самый большой и богатый монастырь -Ватопедиу: у него великолепные бронзовые двери и украшенный мозаикой портал, а также прекрасная библиотека, где хранятся императорские грамоты, в частности, содержащие сведения об основании монастыря.
Рядом с монастырями (для защиты от набегов они часто превращались в вооруженные крепости) благочестивые мужи строили скиты (кельи для отшельников) или обживали пещеры высоко на скальных утесах — в неустанных поисках высших форм духовной жизни на земле.
Некоторые отрекались от всякой личной собственности и создавали общины (киновии), другие устанавливали для себя иные правила: только участие в богослужении было совместным, а во всем остальном каждый считал себя самостоятельным. Хотя православное монашество полностью отказывается от мясной пищи, в штатных монастырях келейные уставы не так строги.
Поскольку почти все афонские обители до сих пор придерживаются юлианского календаря, Святая гора со времен Средневековья отстает от внешнего мира, живущего по грегорианскому календарю, на 13 дней. И даже часы идут по-другому: отсчет времени в монастыре Ивирон начинается с солнечного восхода, а в других монастырях началом дня почитается заход солнца.
Сегодня «священный кинот», заседающий в Карие, едва ли в состоянии сохранять в целостности культурное наследие Святой горы без сторонней помощи. На многих монастырских постройках заметны следы пережитых эпох. Поля и виноградники все чаще остаются без обработки. Кроме того, число молодых людей, которые отважились бы на полную лишений жизнь в монашеской республике, в последние годы постоянно уменьшается.
Круглый год. На Пасху большой наплыв посетителей.
Регулярное авиасообщение с Салониками (рейсы в Кавалу обычно голько летом), далее автобусом в Урануполис. Монахи встречают в центральном поселении Афона, Карее.
Салоники (Фессалоники), столица древней Македонии. Курорт Ставрос. Каппадокийское ковроткачество (Урануполис).