Культурный-портал

Юрий Мамлеев - Лев Толстой , учение о предопределении.

Д. К. Что значит имя Л.Н.Толстого для России?

Ю. М. Имя Толстого неразрывно связано с тем прорывом, который совершила Россия, создав великую русскую литературу, классику 19-20 веков от Гоголя до Платонова. Этот прорыв был настолько необычен, что многие французы называли его на западе третьим чудом света в культуре. Но Толстой и Достоевский занимают особое место даже в пределах русской литературы.

         Лев Толстой, во-первых, поражает просто как писатель, недаром «Война и мир» считается лучшим романом, если так можно выразиться, всех времен и народов. Во всех рейтингах он остается на первом месте, и какая-то невероятная тайна хранится в мастерстве Толстого, в его описании реальности.

         Удивительно, например, то место, когда Толстой описывает младенца, которого хоронят. Этот младенец открыл ротик в гробу, и он лежит в гробу, в гробу с открытым ротиком, как  будто он хочет чего-то вздохнуть,  поймать какой-то последний вздох реальности, и нет – ротик застывший, и потом крышка.

           Это написано с такой силой, в описании таких простых элементов жизни Толстой достигает невероятного, т.е. они становятся каким-то невероятным прорывом в бесконечность, прорывом в запредельное.  Я уже не говорю об описании убитых при Аустерлице и т. д. – совершенное чудо! И поэтому,  конечно, надо признать, что попытки потом воссоздать такой эпос скажем у Шолохова в Тихом Доне… Тихий Дон – замечательная книга, но по сравнению с Толстым это просто довольно бледная тень, почему? Потому что по своему объему и, главное, по мастерству и философскому глубочайшему проникновению в суть жизни Толстой стоит вне всякого сравнения. Такая литература, как литература Толстого и Достоевского, обычно появляется раз в тысячелетие. Это такой же пример, как Гомер, Вергилий, Данте, Шекспир. В каждой стране люди такой мощи появляются только один раз на протяжении истории.

            Очень мало таких людей, таких сверхгениев, поэтому ожидать повторения мощи Толстого невозможно, он останется таким же как сейчас через 500- 600 лет, то же можно сказать и о Достоевском.

             Одно из самых поразительных явлений в интерпретации истории у Толстого – это учение о предопределении. Оно кажется многим, таким как бы ни то, что наивным, таким учением, которое сужает человеческую волю и ведет к фатализму, но если мы вчитаемся в эти гениальные строки «Войны и мира», то мы увидим, что предопределение у Толстого носит гораздо более глубокий характер. Оно в свой сценарий включает свободу воли,  и свобода воли включена в этот сценарий, и предопределение стоит выше фатализма и выше свободы воли, оно включает свободу воли в свой сценарий и стоит как бы над миром этого предопределения, оно полностью в руках всемогущего, полностью в руках бога и поэтому оно не может быть предсказано людям. Людям остается  действовать свободно, но потом мы видим, что на самом деле сила случайности, сила того, что история движется, именно таким образом, казалось бы, случайным, что в этом видно какое-то высшее предопределение, если так это можно выразить на человеческом языке.  Это предопределение не фатальное, а предопределение, которое находится где-то в глубинах абсолюта, которое недоступно человеку, и туда не проникает не один человеческий глаз, и потому оно включает свободу воли. Это предопределение не ограничивает свободу воли, но и прошлое, и настоящее, и будущее предопределено, потому что для Бога нет времени.  Если для Бога нет времени, каким образом, не может быть все предопределено. Если для него будущее видно, так же как и настоящее. Для Бога нет будущего, поэтому для него все время как пространство, оно видно, прошлое, настоящее и будущее, поэтому, каким образом история не может быть предопределена. У Бога нет будущего, для Бога одно только вечное настоящее, и будущее для него как на ладони. Оно предопределено им самим, но для человека оно не предопределено, человек не знает об этом и действует исходя из данной ему свободы воли. Это предопределение не фаталистическое, а носит глубоко мистический характер. Таким образом, интерпретация  Толстого гораздо выше понимания этого у обычных литературоведов, то же можно сказать и о его философии, которая абсолютно была не понята в 19 и 20 м даже веке, хотя были попытки.

        О Достоевском можно сказать, что Достоевский совершенно другой писатель, он тоже именно такого же уровня, сверхгений, который бывает раз в полтысячелетия, и то, что в России в один век произошли таких два гения это странно, потому что такого не бывало в истории одной и той же страны. Шекспир появлялся только однажды, Сервантес только однажды, Данте только однажды, Гомер только однажды и, может быть, я думаю, России суждено еще в течение какого-то времени дать писателей такого же уровня как Толстой и Достоевский, хотя практически это невозможно, но недаром говорится, что Россия страна, где невозможное становится возможным. Вот что можно сказать о Толстом и Достоевском.  

Дмитрий Коледин , интервью с писателем и философом Юрием Мамлеевым, Переделкино 3 октября  2011 года , специально для cult-portal.ru