Культурный-портал

Нужно ли преподавать Башлачева?

Нужно ли преподавать Башлачева?

В начале дискуссии ведущие семинара – кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО Л.Н.Дмитриевская и доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI вв МПГУ И.Г.Минералова обозначили его главную цель – понять, нужно ли преподавать Башлачева в школах и ВУЗах. Большинство участников семинара слышали о Башлачеве впервые, и тем интересней было дожидаться его итогов. Л.Н.Дмитриевская отметила, что преподавание Башлачева и других современных поэтов в школах и ВУЗах позволит «сохранить их имена» в культурном контексте страны. И.Г.Минералова добавила, что семинар касается не только творчества Башлачева, но и является «размышлением о русской поэзии» в целом, продолжением которой являются песни Башлачева. После вступительной речи ведущих семинар продолжила песня А. Башлачева «Как ветра осенние…» в исполнении Александра Дубинина. Текст песни стал ключевой осью семинара, на ее примере учителям был показан метод анализа стихотворений поэта. Вопрос о том добавляет ли исполнение песни к пониманию смысла стихотворения остался открытым. Мнения участников семинара на этот счет разошлись. Кто-то понял стихотворение и без исполнения: « стихи звучат и без музыки», « другой музыки здесь не могло быть», а для кого-то исполнение стало ключом, разгадкой его смысла.

 

{youtube}h3R9vRxCEiM{/youtube}

 

Разбор стихотворения А.Башлачева "Как ветра осенние"

 

После разбора стихотворения песня была прослушана во второй раз, и многие ее места были восприняты участниками семинара глубже, нежели после ее первого прослушивания. Разбор стихотворений поэта вместе с прослушиванием песни до и после разбора был рекомендован учителям в качестве основного при изучении творчества Александра Башлачева. В ходе дискуссии прозвучали и другие песни поэта: «Поезд», «Палата №6». На семинаре московским поэтом Павлом Зябликовым была затронута еще одна важная проблема: намеренное принижение поэтического наследия поэта в широких современных литературных и окололитературных кругах. В завершении семинара аудитории было задано два вопроса: можно ли поставить Башлачева в «первый ряд» поэтов русской литературы и нужно ли преподавать его в школе. Вывод был однозначным: Башлачев является прямым продолжателем традиций творчества Блока, Цветаевой, Васильева, Высоцкого и других русских поэтов и преподавать его в школе необходимо. Показателем заинтересованности аудитории в творчестве поэта был ажиотаж на книгу «Александр Башлачев: исследования творчества» издательства «Русская школа» после окончания семинара. Жаль, что в завершении семинара не прозвучала еще одна песня Башлачева, например «Посошок». Но, несмотря на это, хочется, чтобы такой семинар не стал бы разовой акцией, а проводился постоянно, желательно при более активном участии учителей и преподавателей ВУЗов, тех, кто прививает любовь к русской культуре детям.

 

Павел Быков, Палитра N.