Есть и другой взгляд на Есенина – "пьяница", "бунтарь", "бабник". В этом взгляде тоже нет стопроцентной правды. Да, скандалил. Но только ли скандалил? Не было ли в этих скандалах эпатажа: хотите Есенина-скандалиста – получайте! "В памяти сохранился такой случай. Есенин в распахнутой шубе, в заломленной на затылок шапке ввалился в «Стойло», занял место за отведенным для членов «Ассоциации» столиком. Он позвал официантку Нину, которая всегда его обслуживала и была в курсе дела. Она поставила ему на стол белый фарфоровый чайник, в которых обычно в те времена подавали водку, принесла нарезанную ломтиками селедку и порцию ржаного хлеба. Есенин налил себе стакан, залпом выпил, отломил корочку хлеба и стал жадно нюхать. Любители скандалов не сводили глаз с поэта, который на их глазах пьянел. Трусливые посетители расплачивались и покидали кафе. А Сергей постепенно входил в свою роль, хотя в чайнике была содовая вода..." Почему же говоря о Есенине-скандалисте всегда цитируют только весьма спорные памфлеты Мариенгофа, но никогда глубокие правдивые воспоминания Матвея Ройзмана?
Вечер памяти Сергея Есенина получился действительно непричесанным. Здесь был и скандал в исполнении одного из зрителей в начале концерта, и цыганский романс услышанный Иваном Шаталиным в стихотворении «"Сыпь гармоника…", и панк-версия стихотворения "Клен ты мой опавший…" Александра Суюшева, и даже причесанные бардовские, теплые нотки в исполнении руководителя Есенинской литературно-музыкальной гостиной Андрея Борисовича Чиркова.
Иван Шаталин "Сыпь гармоника. Скука, скука..."
Александр Суюшев "Клен ты мой опавший..."
Андрей Чирков "Мы теперь уходим понемногу..."
Вслед за ними Павел Быков представил на суд зрителей свою песню на стихотворение Есенина "Слушай, поганое сердце". Стихотворение малоизвестное, незаигранное нигде. Говорят, что идею "собачьего сердца" Михаил Булгаков взял как раз из этих строчек Сергея Александровича. После вечера Александр Дубинин назвал его выступление "самым оригинальным видением, самой непорочной трактовкой Сергея Александровича, на вечере".
Павел Быков "Слушай, поганое сердце..."
Для меня самым запоминающимся выступлением вечера был "Черный человек" в исполнении Александра Дубинина. До Александра белая горячка поэта, уверен, никем ни разу не была искренно прожита на сцене. Александр же без страха и сомнения прикоснулся своей огромной горячей душой к самой больной части разъедающей материи таланта поэта, которая и была истинной причиной гибели Есенина. И в этом тоже он, "пророк Есенин Сергей" – в приступах блевоты мучений за свои ошибки, в ознобе одиночества и тоски, в пьяной пляске саморазрушения, в тотальной нехватке взаимопонимания.
Александр Дубинин "Черный человек"
В продолжении концерта Анастасия Малюгина прочитала несколько стихов из "Персидских мотивов". А брянский музыкант Данил Кузенков сыграл несколько композиций созвучных, близких по настроению к лирике Есенина на пианино.
Удивительно трогательным было выступление Дмитрия Коледина. Эпиграфом к своему выступлению Дмитрий сделал отрывок из романа Юрия Мамлеева "Россия Вечная": "Поэзия Есенина вступает в соприкосновение с самым сокровенным, тайным уровнем Русской Души, с тем уровнем, который коренным образом связывает русских с Россией и с собой. Поэзия Есенина – это контакт с сокрытым миром изначальных качеств Русской Души и русского бытия. Это введение в новый невидимый град Китеж, в град современных пластов русского бытия. Вы, таким образом, входите в сокрытую сокровищницу собственной души, ибо Русская Душа и Россия метафизически одно и то же". Зная Дмитрия около трех лет, я видел его таким только один раз, на вечере памяти Башлачева. Сколько сил было вложено Дмитрием в сопереживание Есенину, ведает только он сам. Но энергию, с которой одним порывом ветра в галерею влетели самые лучшие строки Есенина, смогли ощутить все зрители, ощутить и прослезиться!
Дмитрий Коледин "Я красивых таких не видел..."
Комментируя свое выступление, Дмитрий сказал, что Есенин для него очень личное, что этот поэт повлиял на него, как ни один другой поэт нашей страны, что он очень хотел донести людям своего Есенина: "Для меня этот вечер был важен, потому что Есенин близок, и через его творчество я попадаю в мир России и познаю то, что сейчас уже увидеть очень трудно или невозможно… Но главное я обогатился видением других творческих людей, и своих друзей и вновь пришедших гостей в Палитру. Есенин прозвучал на многие голоса. И я прикоснулся к чему-то новому для себя это здорово, что не было этого трафарета…" Особенно хочу отметить а капельное исполнение Дмитрием стихотворения Есенина "Край":
Дмитрий Коледин "Край ты мой..."
Во время исполнения "Края" в голове начали упрямо вертеться недавно прочитанные мной воспоминания Н.Вержбицкого о пребывании поэта в Грузии и о встрече Есенина народный певцом и народный поэтом Грузии Йетимом Гурджи. В этих воспоминаниях для меня стало откровением упоминание о том, что Есенин пел (!) свои стихи:
"Кончив петь, старик пригласил нас сесть. Он сдержанно выразил удовольствие, узнав, что среди его гостей находится известный русский поэт. Достал из угла большой глиняный кувшин с вином, налил всем и сказал:
— Встреча двух поэтов — это встреча стали с кремнем. Она рождает свет и тепло!.. Я плохо знаю русский язык, но язык поэзии — один повсюду. Прошу моего брата прочесть что-нибудь!
И он еще раз чокнулся с Есениным.
Тот встал, долго молчал и, наконец, запел "Есть одна хорошая песня у соловушки...". Я еще не слышал и не читал этой песни. В ней было немного слов, но слова эти и мелодия произвели на меня потрясающее впечатление".
Это ведь тоже другой Есенин – Есенин, который поет свои стихи без аккомпанемента, тот Есенин, которого мы почти не знаем! Остается только выразить восторг – как точно Дмитрий угадал!
Сергей Беспалов на вечере памяти Есенина выступить не смог, но эта статья о вечере памяти Есенина в Палитре N была бы неполной без трагичной песни лидера группы "Верховье", посвященной Есенину. Вслушайтесь в нее, в ней весь Сергей Александрович, непричесанный, живой, рядом с нами, рядом, рядом!
Сергей Беспалов "Где же ты, мой дорогой Есенин?"
Андрей Петров, завершивший концерт исполнением цикла песен-посвящений Есенину, подытожил, что вечер памяти Есенина удался: "Услышано было много и увидено, впечатлений много. У каждого из нас свой Есенин, как и вообще свой взгляд на МИР и происходящие в нём события. Удивительно, прошло уже много лет, и такой яркий человек, как Есенин продолжает волновать сердца людей, рождать восторг и споры. Много ценной информации для души в творчестве его. Читайте Есенина, проникайтесь им, каждый стих его душу зверя лечит и не только зверя".
Павел Быков (репортаж), Андрей Алексеев (фрагмент репортажа о выступлении Павла Быкова) специально для cult-portal.ru