Культурный-портал

В формате неформатности

Само слово «неформат» должно бы натолкнуть на мысль о том, что «все позволено», что в группе поэтов происходят неведомые доселе бурления, искания, открытия. К сожалению, это не совсем так. Например, на описываемом поэтическом вечере обсценная лексика находилась под запретом. А это всегда понижает градус поиска. Рамки угнетают. Во всяком случае - меня. 24 октября безусловными мне в поэтическом смысле показались выступления всего нескольких молодых поэтов. Остальные пугали, приводили в недоумение, заставляли выбегать в стыдливом припадке из читального зала. Иногда звания «поэта» начинают добиваться странные люди. Впрочем, если бы они знали, что такого звания вовсе не существует, а называться так вовсе не нужно, они бы окончательно расстроились (и стали бы еще больше пугать меня). Но я не могу отрицать прелесть широкого диапазона во взглядах на творчество в группе «Неформатные стихи». В участниках группы нет только верлибристов или только силлабо-тонников, только строгих академически настроенных поэтов или только разбитных актуальных… «Неформатные стихи» объединяют несколько городов и совершенно разных людей. Разность эта пугает и притягивает. И если мне будет позволен взгляд со стороны (пока – со стороны), я постараюсь ненавязчиво описать вам искомый поэтический вечер.

Он был приурочен к годовщине группы. В качестве участников записалось чуть больше десяти человек: Антон Де (со стихами Владимира Маяковского), Регина Соболева, Олег Швец, Егор Четырестачетыре, Олег Гуров, Юлия ЛаФлер, Алексей Козлов, Анастасия Марина, Дани-ден, Луанна (со своими стихами), Леван Тодадзе (со своими стихами по скайпу) и Александр Дубинин (с песнями под гитару). Также должен был состояться скайп-мост с Санкт-Петербургом, где в это же время проходил поэтический вечер «Неформатных стихов» под названием «Стихи без границ». Вот что об этом писали питерские организаторы: «Мечтаете прочесть свои стихи в Санкт-Петербурге? Планируете очаровать московскую публику? И все это в один вечер, не выходя из дома, в тысячах километрах от обеих столиц? Неформатные стихи не знают преград и расстояний! 24 октября будут проводиться два параллельных экспериментальных поэтических вечера в Москве и в Питере. Связь между городами будет осуществляться через скайп, изображение выводится на большой экран при помощи проектора! Любой автор вне зависимости от местоположения может принять участие в мероприятии!». В Питере вечер проходил в баре и научном клубе «Эпсилон», вход был свободный. И по словам тамошних руководителей группы пришло очень много народу (не протолкнуться). В Москве же в библиотечном читальном зале на заботливо расставленных стуликах сидело всего человек 20-25. Большая часть сидевших выступала. Остальные составляли группы поддержки выступающих. В общем, как всегда. В группе встречи в контакте было написано: «По итогам вечера «Стихи без границ» в Москве и в Санкт-Петербурге пройдет прямое голосование на звание лучшего автора. Победитель получит право на бесплатную публикацию в сборнике «Неформатные стихи. Избранное»! В конкурсе участвуют как непосредственные гости вечера, так и выступившие по скайпу». Миниконкурс выиграла Анастасия Марина, стихи которой мне не приглянулись вовсе. О причинах ее победы умолчим. Для меня это имеет малое значение. Лучше я расскажу, что меня привлекает в такого рода собраниях. Во-первых, конечно, хорошая атмосфера. В компании подобных себе молодых и несмирных не чувствуешь себя лишним, занимающим место. В таких местах у тебя всегда есть право голоса. А что для молодого поэта может быть полезнее этого? Во-вторых, когда выступает достаточно большое количество людей, всегда есть шанс найти среди них автора, или даже поэта. Всегда есть шанс не уйти полностью неудовлетворенным. Иногда этот шанс более велик, нежели в другие дни, иногда менее. На этот раз я была очень рада видеть на поэтическом вечере Егора Четырестачетыре и Олега Швеца. Их гениальный репчик еще никогда меня не разочаровывал. Стихи Олега для меня – это дневник моей подъездной молодости. Несмотря на то, что поэту уже за тридцать, он каким-то непостижимым образом умеет проникнуть в мои мысли, которые, возможно, глупы, просты, банальны, стереотипны, гадки, да и отражают жизнь не самого лучшего поколения, но прямы и честны, не лишены смыслового ядра. Оттого стихи Олега Швеца напоминают реп, в самой лучшей его ипостаси. Низкий жанр? По-моему, - самый правдивый. Я не могу не любить правду. Порою это единственное, за что можно зацепиться в этом мире. Олег Швец выступает часто, иногда мне кажется, что на всех возможных площадках Москвы. Но на поэтическом вечере «Неформатных стихов» был еще один неформат – новички. Если оставить за скобками мою скромную персону, я назову автора, для которого подобный опыт выступления оказался первым. Олег Гуров показал себя неплохо. Это человек, которому я в течение нескольких месяцев делала книгу. Мы продвигались не спеша, и могу сказать, что теперь знаю стихи Олега Гурова ничуть не хуже его самого. В них тоже есть своеобразная правда, преломленная через призму слишком хорошего образования, слишком умных книг, слишком отвязного опыта. И хотя не мне оценивать степень этого «слишком», я могу аккуратно сказать, что фантасмагория сна, опьянения и безумия – знакомая стихия Олега Гурова и его стихов. В этом есть своя правда, своя узнаваемость и своя прелесть. Таким темам идет свобода формы. Так что на «Неформатных стихах» мы могли наблюдать еще один неформат – верлибр. Два Олега, две ярких точки опоры этого вечера лично для меня. Два противоположных полюса. Но где тут юг, а где север, боюсь, не смогу сказать точно.

Первоначальны у слов всегда именно прямые значения. Прямое значение у слова «формат» - размер (печатного издания, тетради, листа и так далее). Сначала это слово появилось в типографиях, затем перекочевало в полиграфию, набор и верстку, потом в области баз данных (в том числе, естественно, компьютерных). И только потом люди придумали непрямое значение этому слову, сместив акцент с предметного ряда на процессуальный. Теперь неформатным может быть не только то, что ты производишь, но и то, как ты это производишь. Впрочем, слово «формат» произошло от слова «форма». Оно никогда не сможет стать интереснее и глубже слов «смысл», «значение», «идея».