Впервые о страдании так глубоко заговорил более поздний будда Шакья-Муни, Шакьямуни (санскр. — отшельник из племени шакьев). Весть о тотальном страдание звучит примерно так. Всё есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Все существа хотят быть счастливыми, постоянно желают и стремятся удовлетворить свои желания. Эта философия оправдывается лишь достижением нирваны или познанием истины, пониманием иллюзорности мира майи, достижением освобождения в более реальном мире, чуть меньшее это достижение перевоплощения в более удачной форме находясь все в том же страдание. Страдают все, так как желают все. Наслаждаются лишь те кто способен выйдти за приделы ложного эго (Ахамкара). Но и это существуя во времени, подвласно циклу, наслаждение, насыщение, пресыщение, отвращение. Тело разлагается, мир уничтожается. В философии индуизма, это оправдывается существованием духовным планет, где отсутствуют циклы и влияния более грубых энергий. Там нет времени, нет циклов, поэтому наслаждение не приходящее присутствует в едином совершенном поле. Где каждый имеет высокий единый уровень сознания, не отделяя одно от другого. Не теряя благости, существа постоянно, прибывают в осознании своей высшей природы атмы и способны наблюдать внешние творения вселенных, с последующим воплощением в мир страданий.