Культурный-портал

Валентин Александрович Серов

 

Серов, этот угрюмый с виду человек, отличался страстной любовью к окружающему миру, к жизни, к своему народу. И эту страсть к жизни он гениально передавал в своих произведениях, превращая их тем самым в творения, вечно трогающие и вечно волнующие человека.

Серов с девяти лет начал учиться у Репина. В мастерской для рисунка обычно ставился гипс, а для упражнения в живописи — натюрморт. Дома, особенно в зимние вечера, мальчик по памяти рисовал животных.

Имея перед глазами прекрасный пример деятельности великого труженика в искусстве И. Е. Репина, Серов с ранних лет усвоил мысль, что и для художника один природный талант без настоящей учебы и упорного труда — ничто. В своих воспоминаниях о Серове Репин писал: «Были две совершенно разные фигуры того же мальчика: когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке, — там был ребенок. В мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьезно и взмахивал карандашом решительно и смело».

В 1879 году Серов переехал на жительство в семью Репина. Летом вместе со своим учителем работал в подмосковном Абрамцеве, следующее лето, 1880 года, провел на юге России, где Репин писал этюды для картины «Запорожцы». По возвращении в Москву Репин порекомендовал Серову поступить в Академию художеств к знаменитому педагогу Чистякову. Серов полюбил Чистякова и всю свою жизнь считал последнего истинным учителем «вечных, незыблемых законов формы».

После окончания учебы в Академии художеств Серов с методической последовательностью стал изучать природу во всем ее живописном богатстве.

Осенний вечер. Домотканово. 1886

В своих ранних пейзажных работах «Волы» (1885), «Осень» (1886) молодой художник добился больших успехов, которые порою по плечу только значительному мастеру.

Поездка в Италию в 1887 году вместе с М. А. Мамонтовым и И. С. Остроуховым повышает его художественную культуру. Искусство великих мастеров прошлого воодушевляет молодого художника, и он, полный страстного желания творить, возвращается в Россию.

Девочка с персиками

В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В. С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. Я. Симанович). В этих небольших полотнах с исключительной щедростью раскрылись живописные богатства, высмотренные художником в жизни, в природе. В картинах чудесная живопись, обилие света и воздуха и в то же время изумительная крепость формы и мастерство рисунка.Здесь Серов, как и в последующих своих произведениях, продолжал путь своего учителя Репина.

Репин Илья Ефимович - Стрекоза. 1884

Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В. И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В. И. Репина, дочь художника) (1892) и другие. Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции. Вся величайшая портретная галлерея Серова является достойным продолжением репинской портретной галереи. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др.- Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение.

Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов». Это замечательное качество Серова поучительно не только для молодых художников, но и для некоторых больших советских мастеров. Художник, штампующий свои отдельные удачно найденные приемы, перестает развиваться и быстро надоедает зрителю. Всегда Следует помнить, что только в постоянном развитии и поисках нового заложен успех роста и обогащения искусства.

Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я.Симонович). 1888

В картинах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» Серов дал образцы реалистической живописи: два портрета, два лица типично русских, простых, полных молодых сил и здоровья. Живописная свежесть передачи обстановки и природы сливается и гармонирует с человеческими образами.

О картине «Девочка с персиками» Серов говорил Игорю Грабарю: «Писал я больше месяца, измучил ее, бедную, до-смерти, очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров. Думал о Репине, о Чистякове, о стариках».

Заросший пруд. Домотканово

Из произведений 1888 года выделяются портрет Н. Я. Дервиз с ребенком и пейзаж «Пруд». Последний замечателен той же полнокровной реалистической живописью, что и пейзаж в картине «Девушка, освещенная солнцем». Пожалуй, «Пруд» является еще большей творческой удачей художника.

В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой. «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. Художник поэтизирует простые мотивы, сельскую природу, русскую крестьянскую лошадку, телегу, деревушку, изгородь с вороной, луга, полоску леса и другие скромные и часто повторяющиеся мотивы. Серов в простом, обычном нашел прекрасное и передал его в своих маленьких картинках. Он нашел живописный язык для выражения своих лучших чувств, своей любви к родной природе.

В портретных работах Серова можно наметить четыре типа, четыре направления: живописно-психологический портрет, интимный, декоративно-обстановочный и парадный.

Портрет итальянского певца Франческо Таманьо. 1891-1893

В интересном портрете оперного певца Таманьо (1890— 1891) художник в первую очередь останавливается на психологической выразительности лица.

Из ранней группы портретов выделяется сложностью поставленных задач портрет художника Константина Коровина (1891). Серова интересует здесь не только проблема психологического раскрытия, но и показ сложной по живописи обстановки и одежды, с преобладанием красных, синих и светлых тонов. Серов преодолел пестроту цвета и прекрасно выделил выразительное лицо Коровина. Только благодаря огромному живописному такту портрет не перерастает в деко-ративно-обстановочный.

Максима Горького Серов изобразил как агитатора, как трибуна. В образе великого писателя Серов показал нового человека —• сокола и буревестника пролетарской революции.

Серов. Портрет Генриетты Гиршман

Образ капиталиста-банкира В. О. Гиршмана художник передает в сатирическом плане — хищное выражение лица и привычный жест руки, вынимающей из кармана банковые билеты. Характеристика насмешливая, но убедительная, раскрывающая физиономию банкового дельца.
О своей работе над портретом Серов говорил:    «Я,    покрайней мере, внимательно вглядываюсь в человека, каждый раз увлекаюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. Поэтому меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры».

 

В портретах Серова все больше и больше начинает интересовать характер человеческого лица и его психологическая выразительность. Портреты М. А. Портрет Морозова(1902), Максима Горького (1904), Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), В. О. Гиршмана (1911) отличаются своей скромной живописью и дают глубокое, проникновенное раскрытие характера человека.

В лице фабриканта Морозова Серов подчеркнул новый тип русского буржуа — культурного, властного, хозяина земли.

В портрете знаменитой актрисы М. Н. Ермоловой Серов добился величайшей психологической и идейной выразительности. Ермолова напоминает величественный монумент. На лице — следы глубоких переживаний. Положением рук, композиционной постановкой всей фигуры и сдержанной черносерой гаммой Серов усиливает выразительность образа.

Дети (Саша и Юра Серовы). 1899

Среди интимных произведений Серова особенный интерес представляют детские портреты. Они замечательны своей непосредственной передачей детской психики, детского характера, например «Дети» (1893), «Мика Морозов» (1901) и другие. В русском искусстве мало кто умел писать детей так, как Серов.

Мика Морозов. 1901

Серов любил делать портреты-рисунки, порою крупным планом: Изаи (1903), Шаляпин (1905), Боткина (1905) и много других. Некоторые из них по силе художественного исполнения мало уступают его лучшим живописным портретам.

Портреты Г. Л. Гиршман (1907) и О. К. Орловой (1910) являются наиболее характерными среди декоративно-обстановочных портретов Серова.

Над изображением Г. Л. Гиршман Серов работал долго, художником было сделано шесть портретов. Стремясь создать наиболее полное представление о Гиршман, Серов пришел к необходимости написать декоративно-обстановочный портрет, портрет-натюрморт, который лучше всего мог выразить характер этой светской красавицы. Так был создан хорошо известный, выполненный темперой портрет 1907 года.

В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. При этом нельзя упрекать художника в том, что человек его интересует не больше красивого, живописного предмета. В поисках наиболее правдивого раскрытия образа, Серов мог изобразить Гиршман только так: ведь в действительности она сама, ее быт и жизнь сливаются с мелочностью буржуазной жизни, тонут в массе красивых и дорогих безделушек.
Серов показал Гиршман в типичной жизненной обстановке, предельно заострив характеристику. В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском.

Портрет княгини О.К.Орловой. 1911

Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой. Живопись и особенно композиция в портрете менее органичны, чем в портрете Гиршман и во многих других портретах Серова. Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн. В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины). Фигура приобрела неестественность и угловатость. Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение.

Новые тенденции еще сильнее проявились в портрете Иды Рубинштейн (1910). Здесь человек превратился в схему. Репин, который любил Серова и высоко оценивал все его творчество, вынужден был заявить: «Что это? Гальванизированный труп! Какой жесткий рисунок: сухой, безжизненный, неестественный... И колорит серый, мертвый... труп, да, это гальванизированный труп!»

Серов был страстным любителем животных. Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года. Серов никогда не любил и не умел повторять литературные образы, поэтому он никогда и не был иллюстратором в буквальном смысле этого слова. Для него литературное произведение было только поводом, а не исчерпывающим творческим материалом. Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных. Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». Серов внимательно изучал зверей, их повадки. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника. Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие. Серов также делал иллюстрации к произведениям Лермонтова, правда мало удачные, и исторические иллюстрации, над которыми он работал в последние годы жизни.

Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства», известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным. Первое, что отличает Серова, — это то, что он вообще по своему творческому направлению не был иллюстратором. Это видно из всей практики работы над историческими сюжетами и, как уже было сказано, над иллюстрациями к басням Крылова. Если А. Бенуа и стремился увести Серова в мир дворянского быта XVIII века, то из этого ничего не получилось. Бенуа вынужден был признать, что «он [Серов.,— П. С.] весь захвачен личностями героев». Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой.

Петр I. 1907

В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. Наиболее привлекательным историческим деятелем для Серова был Петр I. Над Петром художник работал долго. Он искал и сходство, и психологическую характеристику, и характеристику Петра как общественного деятеля, как строителя русского государства. Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского. Серов воспринимает Петра как человека, полного энергии,, строителя, государственного деятеля. Он дает правдивый образ великого преобразователя. Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. В этом маленьком произведении Серов достигает монументальности в решении образа Петра, его смешных спутников и индустриально-строительного пейзажа.

Похищение Европы. 1910

В 1910 году Серов создает картины, написанные на темы античной мифологии: «Похищение Европы» и «Навзикая». В этих произведениях, как и в портрете Иды Рубинштейн, сказалось новое стилевое направление в творчестве Серова. Здесь художник отходит от своей реалистической направленности. Эти произведения интересны, в первую очередь,, как искания, но они значительно слабее его полнокровных реалистических произведений.

Для уяснения политических убеждений Серова существенное значение имеют его работы периода революции 1905 года. Для Серова с его исключительным интересом к окружающей жизни, с его чуткостью ко всему происходящему была понятна, хотя и смутно, неизбежность падения старого мира. Среди худояотиков своего времени Серов занимал наиболее демократические позиции. В феврале 1905 года он вместе с Поленовым послал в Академию художеств следующее обращение:

«Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо,, имеющее высшее руководство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов».

В знак протеста Серов вышел из Академии художеств, отказался от писания официальных заказных портретов и, в свою очередь, написал ряд произведений, в которых проявились его радикально-демократические настроения. Серов делает острые карикатуры на Николая II и царицу. Серов вышел на улицу и принял участие в траурной процессии похорон убитого черносотенцами московского большевика Баумана, а после написал картину-эскиз этих всенародных похорон большевика.

Революция 1905 года плодотворно отразилась на творчестве Серова. Серов в период революции и после, кроме острых сатирических работ против царизма, создал большое количество замечательных реалистических портретов деятелей русской культуры: Горького, Станиславского, Москвина, Качалова, Шаляпина, Федотовой, Ермоловой и др.

Для второй половины XIX века подлинными выразителями передового русского искусства были передвижники — ни одно последующее художественное течение не смогло занять подобного положения. В начале XX века Серов был из тех немногих, которые держали знамя реалистического искусства. В обстановке разложения и распада в кругу буржуазной художественной интеллигенции Серов сохранял свою реалистическую линию. Всякие отступления от реализма в творчестве Серова являются случайными, эпизодическими моментами. Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина. Правда, Серов, как и Репин, в своем творчестве использовал живописные достижения импрессионистов, но использовал критически, не разрушая свое реалистическое искусство, а обогащая его. И здесь Серов, как и Репин, является примером отношения к наследству импрессионистов для всех советских художников.

Великий художник И. Е. Репин и замечательный художественный критик, идеолог передвижничества В. В. Стасов высоко ценили реалистический талант Серова.

«Среди всей этой массы страшных или безумных картин, писал

В. Стасов о выставке «Мира искусства», - едва ли не единственным светлым исключением являются произведения Серова. Этот человек - настоящий, верный и справедливый талант, и можно только новый раз подивиться, как он держится и существует среди чумного сектантского задворка русских декадентов».

В оценке Серова Стасов был глубоко прав.