В 1804 году появляется на выставке его произведение «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке». Работа эта произвела чрезвычайно благоприятное впечатление на посетителей выставки. Казалось, судьба улыбнулась Тропинину. В числе лиц, одобривших упомянутую работу, были люди очень влиятельные. Обстоятельства складывались так, что Моряков мог оказаться вынужденным сделать благородный жест :и отпустить на волю крепостного, о выдающемся даровании которого стали говорить в высших кругах тогдашнего Петербурга. На деле же все получилось иначе. Для того чтобы избежать этого, Морков немедленно берет Тропинина из академии, не дав ему закончить курс. Затем идут долгие годы, когда Тропиннну приходится выполнять, по предписанию своего барина, различные живописные работы, и функции лакея, и разного рода хозяйственные обязанности. Но и теперь моральные силы Тропинина не оказались сломленными: он продолжает серьезнейшим образом работать, как настоящий художник, делающий свое искусство все более глубоким, мастерство — все более совершенным. Популярность Тропинина как портретиста начинает расти. Этому способствовало то обстоятельство, что в связи с различными поручениями Моркова ему приходилось подолгу жить в Москве. К 20-м годам XIX века Тропинин, бесспорно становится лучшим после Кипренского русским мастером портрета. Но только в 1823 году, в возрасте сорока семи лет, художник получает освобождение от крепостной зависимости. В том же году Тропинин избирается академией в «назначенные а в следующем - академиком. Нет никаких сомнений: не будь он крепостным, это официальное признание заслуг мастера, пришло бы гораздо раньше. Тропинина не соблазняет та карьера, которая могла бы быть сделана им в столичном Петербурге, и он навсегда обосновывается в Москве, неутомимо работав до самых последних лет своей жизни.
Эпоха, когда Тропинин выступил в качестве художника, отмечена важнейшими событиями в истории нашей страны. Война 1812 года вызвала исключительный подъем героизма русского народа, изгнавшего интервентов из пределов своей родины. К 1825 году относится восстание декабристов, подготовлявшееся в течение ряда лет. Происходят серьезнейшие сдвиги в идейной жизни передовых слоев русского общества. В области художественной культуры данное время отмечено деятельностью величайшего нашего поэта - Пушкина. В этот период создаются предпосылки для изменения характера и русского изобразительного искусства. Правда, ни в живописи, ни в скульптуре не выдвинулось художника, по своему масштабу равного Пушкину. Ни один живописец, ни один скульптор, ни один гравер этой эпохи не обнаружил той широты и глубины охвата явлений действительности, какие свойственны Пушкину; ни один из них не показал современной ему русской жизни с такой полнотой, с какой это сделал Пушкин. И все же в русском изобразительном искусстве существует ряд мастеров, творчество которых, вместе взятое, как бы соответствует тому, что сделано было в области художественной литературы Пушкиным. Из живописцев это будут в первую очередь Кипренский, Сильвестр Щедрин, Венецианов и, конечно, Тропинин.
Если назвать их имена рядом с Пушкиным, сразу становится яснее историческое место данных мастеров в развитии русского искусства. Каждый из них разрабатывал какую-то одну сторону, лишь несколько черт, присущих творчеству Пушкина. Но, несмотря на это, ко всем им приложимы замечательные слова, сказанные Белинским о Пушкине: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека, как человека... Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». Обращаясь непосредственно к Тропинину, хочется вспомнить и еще одно замечание Белинского о Пушкине: «...в нем было много детски кроткого, мягкого и нежного».
Какие же произведения Пушкина приходят на ум при внимательном знакомстве с работами Тропинина? Самое отношение к образу человека, свойственное Тропинину, к каким вещам Пушкина заставляет нас обратиться? Тут нельзя не вспомнить о пушкинской прозе. На страницах «Капитанской дочки» или «Станционного смотрителя» читатель встретится с людьми, показанными с той же теплотой И мягкостью, сердечностью и особенным добродушием, с какими писал их Тропинин. На страницах этих повестей, так же как и на холстах Тропинина, действующие лица выступают не в официальном, не в парадном
своем облике: поэт и художник застали их дома, увидели такими, какими они бывают в интимной обстановке.
Как уже было сказано, Тропинин вошел в историю русского искусства в качестве выдающегося портретиста. В пределах данного жанра он обнаружил очень большую широту. Важно отметить, что в числе изображенных им людей зритель встретит не только представителей высших, привилегированных общественных групп. Именно в творчестве Тропинина, так же как и работавшего одновременно с ним Венецианова, в русскую живопись широко входят образы людей из народа, данные с большой реалистической убедительностью. Шедевром в этом отношении является портрет крепостного мальчика — сына художника, исполненный около 1820 года. Мягкие светлые волосы, раскинувшиеся в беспорядке, обрамляют славное лицо ребенка с сосредоточенным взглядом умных, живых глаз. С предельной правдивостью написан этот портрет, и вместе с тем в нем столько поэтической прелести, столько подлинного изящества, что чувство нежной привязанности, которое, конечно, присуще было художнику по отношению к изображаемому Здесь лицу, целиком передается зрителю. Более прозаический характер имеют такие работы, как «Старик-нищий» (1823) или «Старик с палкой» (1834). Но и здесь перед нами образы, проникнутые глубокой человечностью. Нужно подчеркнуть подлинную демократичность данных образов, близких и родных художнику, вышедшему из среды крепостного крестьянства. К упомянутым произведениям примыкает группа работ мастера, являющаяся как бы переходной от портрета к бытовому жанру. Уже оба изображенных старика, по сути дела, могут быть отнесены к этому типу произведений.
Но наиболее ярким примером является «Кружевница» (1823). Самый факт изображения человека в процессе работы является для того времени прогрессивным. В картине этой впоследствии усматривали целый ряд недостатков. Обращали внимание на то, что художник не показал в ней тяжести подневольного труда, что в облике девушки наблюдаются черты излишней слащавости. Однако, расценивая явления искусства прошлого, мы должны подходить к ним исторически. Странно упрекать художника за то, что он обратился к решению своей темы не с тех позиций, которые стали возможными лишь позднее, на новом уже этапе развития русской общественной жизни. В первую очередь нужно говорить о другом: о том, что Тропинин, изображая простую девушку - крестьянку или ремесленницу,--сумел передать красоту ее образа, полного грации и тонкого обаяния, чего совершенно не следует смешивать с понятием слащавости. Искренняя задушевность присуща другой, более поздней работе — «Слуга со штофом». Здесь замечается та особо обостренная симпатия к «маленькому человеку», обездоленному и морально приниженному в условиях современной ему действительности, к «человеческому» в нем, которая так характерна для ранних произведений Достоевского.
Выдающийся интерес представляют исполненные Тропининым портреты замечательнейших представителей русского искусства его времени. Прежде всего это, разумеется, портрет Пушкина. Он был написан в 1827 году для друга Пушкина—-С. А. Соболевского, которому, как рассказывают со слов самого Тропинина, «хотелось сохранить изображение поэта как он есть, как он бывал чаще, и он просил известного художника Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного...»
Весь склад дарования Тропинина как нельзя более подходил для решения поставленной перед ним задачи. В том же 1827 году Н. А. Полевой в журнале «Московский телеграф» писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина - столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, и вместе с тем так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие».
И действительно, «истинное понятие» об облике Пушкина мы имеем не на основе одного портрета, а двух. Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина — великого русского поэта. Конечно, Кипренский показывает живого, реального Пушкина, но и его костюм, и его поза, Тропинин, напротив, пишет Пушкина таким, «как он есть»: «в домашнем халате, растрепанным». В портрете Тропинина нет поэтической присущей работам Кипренского, но зато он интимнее и мягче. Оба портрета дополняют друг друга. Во время своего триумфального возвращения из-за границы на родину К. П. Брюллов задержался в течение нескольких месяцев в Москве. Здесь он успел очень привязаться к милому, скромному и гостеприимному московскому художнику.
К 1836 относится портрет Брюллова, написанный Тропининым. Брюллов изображен на фоне эффектной панорамы, завершаемой подножием Везувия. На первом плане - обломки какого-то античного сооружения. Достаточно беглого взгляда на все это, чтобы стало ясно, насколько несвойственным были подобного рода мотивы дарованию Тропинина. В самом Брюллове художник сумел разглядеть черты душевной теплоты, увидел не тем горделивым и несколько надменным создателем «Последнего дня Помпеи», каким он обычно изображался на многочисленных портретах.
Обязательно нужно вспомнить тропининский «Автопортрет» 1846 года, художник показал себя здесь именно таким, каким мы представляем его воспоминаниям современников и, главное, по самому характеру его творчества. В нем действительно так много «детски кроткого, мягкого и нежного». И если пейзажный фон, например, в портрете Брюллова создает впечатление некоторой искусственности, то тут, наоборот, широкий вид на Москву, столь любимую художником, на Кремль, освещенный ласковыми лучами вечернего солнца, оказывается существеннейшим элементом произведения, помогающим по-настоящему воспринять и почувствовать образ мастера.
Тропининым написано огромное количество портретов. Очень часто портретируемые представлены, как и Пушкин, «в халате, растрепанными». Это очень скромные и правдивые изображения людей, лишенные каких-либо устремлений к внешним эффектам: таковы, например, портреты (1823) и К. Г. Равича (1825). В некоторых случаях к столь обычной для Тропинина доброжелательности характеристики модели прибавляется очень хорошая, искренняя поэтизация ее (например портрет Шереметьевской, 1841). Такие произведения, как портрет графини Зубовой (1834), показывают вместе с тем, что умение видеть в человеке в первую очередь положительное ничего общего не имело у Тропинина с какими-либо проявлениями лести художника по отношению к порой весьма влиятельным заказчикам и заказчицам портретов.
Небольшое количество сохранившихся эскизов Тропинина, разрабатывающих мотивы бытового жанра («У гадалки», «Сбитенщик» и др.), дополняют представление о нем как о художнике-реалисте, сложившееся на основании рассмотрения основной группы его произведений — портретов.
Давая общую характеристику творчества Тропиниина, нельзя не подчеркнуть выдающихся живописных достоинств его работ. В ранних вещах художника красочная гамма построена на нежных переходах легчайших оттенков. Ясно ощущается связь с тем пониманием колорита, который наблюдается в портретах В. Л. Боровиковского последних лет XVIII века. К концу 1810-х годов живописная манера Тропинина делается энергичней, смелым становится мазок кисти, плотной красочная поверхность. В колорите исчезает изысканная утонченность, он приобретает особую серьезность и значительность. Вместе с тем именно теперь он особенно богат: интенсивное звучание красного и синего цветов включается в красочную гамму, объединенную общим золотисто-коричневым тоном, присущим всему произведению. В это время особенно отчетливо выступает чисто живописный характер построения изображаемых форм: впечатление объема достигается работой над цветовой стороной картины. Портреты сына, Булакова, Пушкина - великолепные достижения художника в этом направлении. Далее живопись Тропинина несколько изменяется: усиливается значение линейного начала, формы понимаются более скульптурно, красочная поверхность и колорит становятся суше и однообразнее, особое внимание уделяется разработке деталей, подробностей. Но высокий художественный уровень сохраняется Тропининым и в более поздних его работах; для создаваемых им образов мастер продолжает находить убедительные средства художественного выражения.
Реалистическое искусство Тропинина, одного из самых лучших русских портретистов, сложилось в пушкинский период развития нашей художественной культуры. Но мастер прожил долгие годы, и его позднейшие произведения оказываются в преддверии той реалистической живописи конца 50—60-х годов, в которой выразились передовые революционно-демократические идеи уже новой эпохи.
Профессор Г. Жидков