Культурный-портал

Стоунхендж - мегалиты в Англии

Культовые сооружения

После этих празднеств остаются огромные кучи мусора, а на грандиозных песчаниковых глыбах, что уже почти четыре тысячелетия вздымаются ввысь, к южно английскому небу, свидетельства человеческой тоски по бесконечному: невероятное множество рисунков и надписей. Стонхендж давно уже стал вневременным альбомом для гостей. Правда, не все посетители, вообразив себя друидами, участвуют в маскараде, и тогда их больше интересует история создания этих культовых сооружений. Несмотря на все загадки Стонхенджа, вспомогательные средства естественных наук позволили современной археологии ответить на некоторые вопросы. Так. радиоуглеродным методом определения возраста были установлены разные фазы строительства, причем самая ранняя из них датируется примерно 3000 годом до Р.Х.

Около 2100 года появившимися здесь поселенцами все подступы к культовым сооружениям были преобразованы, и так возникло каменное кольцо с магическим кругом. Используя морские приливы и течения рек. люди но морю и по суше притащили сюда многотонные глыбы и расставили их двумя концентрическими кругами внутри рва. но только частично, потому что строительные работы были прерваны по неизвестным нам причинам.

В начале бронзового века и примерно до 2000 года до Р.Х. когда складывалось социально дифференцированное общество, строительство с применением невероятного количества материалов и рабочей силы продолжалось. Песчаниковые глыбы весом до 50 тонн переправляли к святыне из рас положенных в 35 километрах к северу Марлборо-Даунс на громадных катках: их тянули на кожаных ремнях и канатах из бычьего волоса по несколько сот мужчин. Здесь камни группировали попарно и перекрывали третьей глыбой; так получались трилиты. На всех камнях видны следы тщательной обработки. Так. отдельные камни перекрытий имеют борозды и отверстия а также шпунтовые и шпоночные соединения: они должны были накрепко соединиться с клиньями и шипами несущих камней.

Центр святилища составляли когда-то 5 трилитов. напоминающих ворота 7-метровой высоты. Они образуют подкову, окруженную каменным кольцом из 30 связанных плитами перекрытий песчаниковых монолитов весом по 25 тонн каждый и высотой примерно 4.5. Только около 1500 года до Р.Х. Стонхендж («висящие камни») обрел свой нынешний облик: внугрь подковы поставили центральным алтарь, вокруг которого отдельные камни образовали другую, внешнюю, магическую подкову.

Магическая сила притяжения

Зачем же люди в незапамятные времена вкладывали столь невероятные усилия в создание этих культовых сооружений? Это до сих пор остается за-гадкой.

Археологи выдвигают множество разных гипотез о смысле и цели этого монумента. Одни уверены, что точное расположение каменных глыб но отношению к солнцу в дни летнего и зимнего солнцеворота свидетельствует о нем как о центре солнечного культа. Другие предполагают, будто Стонхендж — «компьютер каменного века», созданный для наблюдения и вычисления астрономических феноменов. И, наконец, третьи считают его центром силовых и энергетических линий. А вот связь святилища с культом друидов вовсе недоказуема. поскольку кельтские жрецы появились в этой местности больше чем через 1000 лет после возникновения мегалитов. Наиболее убедительной кажется гипотеза, соединяющая возникновение Стонхенджа с культом мертвых и почитанием солнца. В рамках этой теории священный комплекс в форме круга связывают с формой солнца и древнейшим символом заката и восхода, разрушения и возрождения.