В коллективной памяти человечества Рамакришна стоит в одном ряду имен с Платоном и Конфуцием, Буддой, Христом и Мухаммадом. Многие индусы почитают Его как аватару, полное воплощение Бога. Для людей науки Рамакришна и Будда являются ключевыми фигурами индийской духовности, обращенной ко всему миру.
Из всех упомянутых Рамакришна ближайший к нам по времени. Еще живы те, кто знал Его прямых учеников. Опубликованы свидетельства видевших Его и беседовавших с Ним. Бережно сохраняются его вещи, его келья. Существуют даже фотографии, сохранившие Его физический облик.
Внешняя канва Его жизни проста. Сын обедневшего брахмана, Он перебрался в тогдашнюю столицу Британской Индии Калькутту и до конца своих дней был жрецом в новом храме богини Кали в Дакшинесваре, предместье Калькутты, на берегу священной Ганги. Он прожил всего пятьдесят лет и умер, окруженный учениками, 16 августа 1886 года.
Внутренняя же, духовная жизнь Рамакришны, известная нам, в основном, с Его собственных слов, чрезвычайно насыщенна и ослепительна и неудивительно, что замечательный гуманист Ромен Роллан, создавший серию книг о гигантах XIX века, включил в нее, наряду с Бетховеном и Толстым, жизнеописания Рамакришны и Вивекананды.
Необычайно эмоциональный, впечатлительный, Рамакришна учился не по книгам – Он постоянно экспериментировал на себе, на практике проходя различными религиозными путями, осваивая все известные Ему способы духовного постижения, на собственном опыте проверяя истинность заповеданного пророками и святыми всех школ и толков индуизма, а позднее как бы «пропустив» сквозь себя и ислам, и христианство.
Он прожил много жизней в отпущенный Ему короткий отрезок земного существования и, выношенное Им учение, стало результатом достигнутого опытным путем познания. Не по книгам учившийся, Рамакришна и учил не по книгам, а беседами, устным словом и поразительным для окружающих примером постоянного живого общения с Высшей Реальностью. Его трансы, Его постоянные уходы в неизвестные нам надземные сферы действовали на приходящих к Нему едва ли не больше, чем непоколебимая логика Его построений или гениальная образность Его знаменитых притч. Заметим попутно, что у ног Его сидели не только доверчивые безграмотные богомольцы, но и скептически настроенные, европейски образованные лидеры новых общественных движений.
Многие беседы его застенографированы и, хотя каждый раз поучения были адаптированы Им к уровню сознания данного собеседника, мы можем и сегодня в сутолоке наших дней, на расстоянии в сто с лишним лет, расслышать тихий голос дакшинесварского жреца. Этот же голос, усиленный многократно, доходит до нас и в многочисленных книгах, написанных Его учениками, Его апостолами и, прежде всего любимейшим из них – Свами Вивеканандой.
Сам Рамакришна не систематизировал своего учения, но импульс Его идей обладает такой чистой и мощной силой, что вряд ли будет преувеличением сказать – духовность всего человечества в грядущем тысячелетии вырастет на основе именно этих идей.
Роль Рамакришны для консолидации индуизма, для устранения возникших за тысячелетия внутренних противоречий его для превращения индуизма в действенную гармоничную систему, соединившую традиции и устремление в будущее, - эта роль признана в Индии повсеместно. Но индийская духовность есть достояние всего человечества, она в равной степени, хотя и не вполне одинаково, обращена и к подрастающему поколению индийцев, и к людям иных стран, иных культур, иных конфессий.
И, может быть, особое значение это вселенское послание имеет для России, столь далекой от Индии внешне и столь близкой ей внутренне.
Рамакришна не создал новой религии и не был основателем секты. Он не навязывал людям других вероисповеданий индуизм. Человеку идущему путем Рамакришны, не надо отказываться от своих традиций и от религии предков. Ибо главное, чему учит нас Рамакришна, это то, что нет на свете религий неистинных, не ведущих к Богу и Бог каждой религии – это одна и та же Высшая Реальность, и мы сами творим все различия, присваивая этой Реальности разные имена.
Почитание Бога и служение Ему – вот предназначение человека. В разных религиях почитают Бога по-своему, везде свои обряды, молитвы, иконы, паломничества, но все это разные дороги в одном направлении. Духовность человека не в количестве прочтенных им священных книг и отнюдь не только в скрупулезно выполняемых обрядах, она в бесконечном развитии духовного потенциала личности. Через бескорыстное служение развивается этот духовный потенциал каждого человека. Потенциально каждый человек божественен, в каждом как бы капля Божественного Океана и в этом – единство макро- и микромира. Служение Богу должно воплощаться в конкретные дела и если вы осознали необходимость служения Богу – служите человеку! Человек, ежеминутно устремленный к Высшему. Человек, живущий во благо других. Человек, осознавший великий принцип мироустройства – единство в многообразии.
Таким был Рамакришна. И такими, наверное, Он хотел видеть нас
Поучения
Шри Рамакришна подчёркивал, что осознание Бога является высшей целью существования всех живых существ. Следовательно, для него религия служила средством для достижения этой цели. Мистическая реализация Шри Рамакришны, классифицированная традицией индуизма как нирвикалпа самадхи (буквально, «постоянная медитация», считающаяся погружением во всеохватывающее Сознание), привела его к уверенности, что различные религии явятся различными путями достижения Абсолютной Реальности и что Окончательная Действительность никогда не может быть выражена в человеческих понятиях. Это согласовывается с заявлением Ригведы, которое гласит что «Истина одна, но мудрецы называют её разными именами». Как результат этого мнения, Шри Рамакришна действительно провёл различные периоды жизни практикуя собственное понимание Ислама, Христианства и различных йогических и тантристских направлений в пределах Индуизма.
Шри Рамакришна (Калькутта ,1881) Последователи Шри Рамакришны верят, что реализация Шри Рамакришной нирвикалпа самадхи также привела его к пониманию двух сторон майи (иллюзии), о которых он упоминал как об авидьямайе (avidyamaya) и видьямайе (vidyamaya): Он объяснял, что авидьямайя представляет темные силы сознания (например: чувственные желания, низменные страсти, жадность, похоть и жестокость), которые держат мировую систему на более низких планах сознания. Эти силы ответственны за поимку человека в ловушку циклов рождения и смерти, с ними нужно сражаться и они должны быть побеждены. Видьямайя, с другой стороны, представляет более высокие силы создания (например: духовные добродетели, благородство, доброта, целомудрие, любовь и преданность), которые поднимает людей на более высокие планы сознания. С помощью видьямайи, говорил он, преданные могут освободиться от авидьямайи и достигнуть окончательной цели, став маятита (mayatita), то есть свободными от майя. Провозглашение Шри Рамакришной идеи «ятра джив татра Шив» (где есть живое существо, там есть Шива) вышло из его восприятия действительности с точки зрения Адвайта Веданты. Это понимание привело его к тому, что он учил своих учеников: «Дживе дайя ной, Шив гьяне джив сева»(не жалость к живым существам, но служение живым существам как самому Шиве). Это отношение значительно отличается от «сентиментального пантеизма» Франциска Ассизского. Несмотря на то, что Шри Рамакришна был неграмотным, он был способен понять сложные философские идеи. Согласно его видению, наша вселенная и множество других вселенных (брахманда) являются просто пузырьками, возникающими на поверхности высшего океана интеллекта (Брахмана).
Ключевые понятия в учении Шри Рамакришны
Осознание Бога является высшей целью человеческой жизни, поскольку только это может принести человеку высшую радость и мир Бог Един, Он как личен, так и безличен в одно и то же время и известен под разными именами в различных религиях Бога возможно осознать различными путями, которые можно узнать из мировых религий Все религии истинны настолько, насколько они ведут к осознанию Абсолютной Истины Чистота ума, целомудрие — главное условие для осознания Бога, но Божья милость может спасти даже безнадёжного грешника Вместе с верой в Бога необходимо позитивное отношение к жизни, вместо того чтобы предаваться самоосуждению или унынию Бог живёт во всех людях как Самосущий (Supreme Self), поэтому ко всем людям нужно относиться с уважением Одно из описаний его жизни и учения сделано его учеником, Махендранатхом Гуптой, просто известным как «M», в книге на бенгальском языке Шри Рамакришна Катхамрита. В книге ярко представлен диалоговый стиль Шри Рамакришны, щедрое применение им метафор и притч, характерное ему остроумие и частое использование им диалектизмов и идиом бенгальского языка. Подобно Шанкарачарье, который сделал это более тысячи лет тому назад, Шри Рамакришна Парамахамса оживил индуизм, который в девятнадцатом столетии был полон чрезмерного ритуализма и предрассудков и помог ему лучше реагировать на вызов, исходивший от ислама, христианства и современной материалистической цивилизации. Тем не менее, в отличие от Шанкарачарьи, Шри Рамакришна выработал идеи о сознании, которое снисходит в феноменальный мир после испытания им состояния самадхи, которое он назвал «Виджняна». Кроме утверждения высочайшей верности Адвайта Веданты, он также провозгласил, что принимает как «Нитью» Nitya (Вечный Субстрат) так и «Лилу» Leela (букв. игра, указывающая на динамическую Феноменальную Действительность) как аспекты одного Брахмана (Brahman). Идея о нисхождении сознания, возможно, указывает на влияние идей бхакти (Bhakti) и некоторых школ шактизма на убеждения Шри Рамакришны. Эта идея позже повлияет на взгляды Шри Ауробиндо о Божественной Жизни на земле.