Тем временем португальцы и испанцы работали над созданием своей «каравеллы» — небольшого океанского судна с высоко поднятой кормой и латинским парусным оснащением. Именно на таких судах совершали сзои путешествия Васко да Гама и Колумб. Грузоподъемность «Санта Марии», каравеллы Колумба, составляла несколько больше 200 тонн. К этому времени оснащение кораблей было усовершенствовано; трехмачтовые суда с бугшпритом получали все большее распространение начиная с XV века, и моряки — при прямом парусном оснащении на двух мачтах и латинском — на третьей — могли идти даже против ветра.
Ветры над Атлантикой почти никогда не стихают полностью, и поэтому народы, имевшие выход к Атлантическому океану, смогли заменить неуклюжие, весельные суда более маневренными парусными. «Великая Армада» (1588 год), насчитывавшая всего 4 галеаса и 4 галеры, но почти 130 парусников (самый крупный — в 1300 тонн), — яркий пример того, как в атлантическом судоходстве парусный флот вытеснил галеры.
Совершенствование методов навигации, появление более крупных транспортных судов дали возможность морякам совершать плавания в открытом океане, а длительные рейсы в свою очередь позволили отказаться от многочисленных перегрузок.
Кроме известного морского пути из Северного моря в Венецию и Геную через Гибралтар, существовала и другая постоянная «морская дорога» — между портами Нидерландов и Балтики, где плавали голландцы и немцы. Еще один толчок развитию водных перевозок дали географические открытия XV и XVI веков. Требования к судоходству все время повышались: этому способствовало не
только развитие торговли с возникающими колониями и Дальним Востоком, но и рост внутриевропейской торговли колониальными товарами...
В XVII веке передовой страной Европы в области кораблестроения и морского судоходства была, пожалуй. Голландия, даже несмотря на то, что большинство материалов для постройки судов ей приходилось ввозить из-за рубежа. В 1595 году Питер Дж. Ливорн разработал новый тип судна, получившего название флейт: легкое, изящное, с мелкой осадкой, оно по сравнению с судами предшествующих типов обходилось дешевле в постройке и лучше слушалось руля...
Голландские рыболовные боты долгое время были лучшими на Северном море, на голландских флейтах — широких и плоскодонных — осуществлялась значительная часть каботажных перевозок Европы, голландские китобойные суда были основными поставщиками ворвани. Голландцы изобрели и приспособление для подъема
судов над мелями и в мелких каналах — камели. А голландец К. ван-Дреббель построил первую подводную лодку, которая в 1620 году на несколько часов погрузилась в воды Темзы...
Длительные плавания уже не в такой степени утомляли голландских мореплавателей и моряков других европейских стран; этому способствовало совершенствование методов определения местонахождения судна, улучшение гигиенических условий на кораблях. Магнитный компас, известный штурманам уже несколько веков, был дополнен телескопом, сразу же приспособленным к нуждам кораблевождения в XVII веке. Наконец, в XVIII столетии появился судовой хронометр. В портах назначения начали выращивать овощи, и это помогало морякам бороться с цингой.