Если бы Томас Карлейль жил в наше время, он бы непременно написал об Олеге Погудине. Ведь цельность личности и талант, существующие в одном человеке – явление редкое. Олег Погудин не просто исполнитель романсов и лирической песни, не просто артист, соблюдающий драматургические законы, но Герой нашего времени, Художник, идущий путем эмпирического художественного делания: от созерцания и воспоминаний - к Поступку и Творению, от эмоционально-чувственных переживаний – к эстетически выверенным формулировкам и представлениям. Трудами своими он создает особое культурное пространство, пребывать в котором полезно и приятно. Связывая воедино эпохи, стили, образы и идеи, он каждой своей программой создает ценное произведение искусства.
«…Ему дана власть затрагивать струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант…», - писал Петр Ильич Чайковский о поэте Афанасии Фете. Как точно эти слова выражают творческую суть артиста Олега Погудина. Его неоднократное утверждение, что на сцену каждый раз он выходит именно как поэт, не просто красивая метафора, но отсылка к той эпохе, когда определение «поэт» было не столько функциональным, сколько эстетическим. Под этим термином подразумевался душевный типаж личности, нежели род занятий. Поэтический склад натуры – не только и не столько склонность к романтическому восприятию мира, сколько способность к гармоничному осознанию мира, создание особого представления о мире, как о едином художественном образе. Чтобы быть поэтом, нужно обладать душевной чуткостью, гуманным отношением к окружающим, хорошим воспитанием, широким кругозором, благородством и чувством меры.
В подлинном Артисте две составляющих – человеческое и артистическое – гармонично взаимодействуют, дополняют друг друга, действуя в интересах единственной цели – создании произведения искусства. Художественное делание базируется на определяющих моментах - качестве и значении, тесно связанных со смыслом (что)и эстетикой (как). А это уже величины философские. Именно это суть-выражение Олега Погудина как Художника – то, что в своем творчестве он ни на минуту не упускает из виду философское значение исполняемого им материала. Что бы он ни пел: элегии, романсы Чайковского, Вертинского, песни Булата Окуджавы, песнопения иеромонаха Романа, советские лирические песни или народные мотивы, романсы на стихи Лермонтова и Пушкина- своим обликом, художественной манерой, интонационными акцентами он выражает всю глубину и социально-историческое значение этих ярчайших образцов музыкально-поэтической культуры. За каждой песней, романсом, стихотворением, звучащим в его концертах, стоят не только их авторы-создатели, но и идеи того времени, философская подоплека, чаяния каждого отдельного человека и общества в целом.
Репертуар Олега Погудина формировался на протяжении 30 лет, сегодня он охватывает богатейший пласт русской культуры – от Золотого века до наших дней. Золотой и Серебряный век для Олега Погудина имеют особое значение.Они наиболее ценны для нашей культуры, ведь именно эти исторические периоды оставили нам самые выразительные, яркие и драматические произведения. Эти «драгоценные» культурные эпохи согреты светом множества солнц, чьи имена вписаны в сокровищницу русского искусства, и для каждого русского сердца служат истоком гуманизма, мира, добра и красоты. Поэтому не удивительно, что именно романсы Золотого и Серебряного века составляют основу репертуара артиста: «Народная песня», «Пушкин. Лермонтов», «Романсы Чайковского», «Элегия», «Русский романс», «Городской романс», «Песни Александра Вертинского», «Трагический тенор эпохи», «Серебряный век». В произведениях на стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Некрасова, Вертинского и других поэтов той поры звучит тот удивительно живописный, стройный, благородный русский язык, отличавшийся особой мелодикой, не зря Афанасий Фет говорил: «Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны. Нет музыкального настроения – нет художественного произведения….». Русская речь того времени хранила в себе душевное строение эпохи, особый стиль мировосприятия – утонченный, волевой и прекрасный. На этом языке сегодня поет Олег Погудин. Ему эстетика Золотого и Серебряного века особенно близки, ведь он сам органикой своей души слит с теми временами. Красота и драматизм, глубина и изящество, ирония и мудрость отличают его манеру подачи материала, его стиль бытования на сцене. За всем этим стоят его глубокие познания, философский склад ума, чувство меры, недюжинное трудолюбие и, конечно, Божий дар.
ПРОГРАММЫ ОЛЕГА ПОГУДИНА
Для многих Олег Погудин – прежде всего исполнитель романсов. Основа его репертуара программы «Городской романс», «Русский романс». Именно на этом материале раскрылись авторские художественные приемы певца. В романсах наиболее ярко проявляется образное воплощение любви, вмещающее в себя весь спектр переживаний и эмоций, свойственных человеку. «Городской романс» вобрал в себя черты романса бытового, камерного, народной песни и баллад.Это панорама любви во всевозможных ее проявлениях: предчувствие, постижение, пребывание в любви и воспоминание о ней. Полнота эмоциональной выразительности, присутствующая в «Городском романсе», не только побуждает сочувствовать, но и вовлекает зрителей в сюжет каждой, отдельно взятой истории. Здесь само повествование более эмоционально и открыто, нежели в романсе классическом (профессиональном).
«Песни любви», «Звезда любви», «За столом семи морей» - это своего рода «избранное», антологии песенного творчества артиста. В этих программах звучат самые любимые и характерные для лирико-романсового жанра произведения из всех программ Олега Погудина, собранные под одной музыкальной «обложкой»: романсы, советская песня, баллады, песни на французском, итальянском, немецком, английском, греческом языках.
Концертная программа "Элегия", так явно отсылающая нас к чистейшим образцам классической поэзии этого жанра Жуковского, Баратынского, Пушкина, Дельвига, Лермонтова, Языкова, по настроению смыкается с другой программой Олега Погудина "Чайковский. Романсы". В «Элегии» мы видим все ту же благородную стилистическую «осанку» лирического героя, страстный взгляд, как воплощение эмоциональной выразительности, почти академическую строгость поэтических мыслеформ, слышим прекрасной огранки голос, и за всем этим - горячую устремленность к некоему возвышенному идеалу - идейному или же образному, в котором суть любви наиболее близка к постижению.
В программе «Чайковский. Романсы» Олег Погудин создает музыкально-эмоциональный портрет Петра Ильича Чайковского.Большинство романсов Чайковского неразрывно связано с именем французской оперной дивы той поры Дезире Арто. По словам самого Петра Ильича, она была и его мучительницей, и вдохновительницей и своеобразной «мнимой любовью». Однако, суть не в Арто. Она лишь «творческий прием», используя который Чайковский, проникает в сложную душевную конституцию женщины. Своеобразный дар – умение тонко чувствовать женскую душу, находя для нее точные музыкальные трактовки, - всегда был его отличительной способностью.Но в уста этой романсовой Арто Петр Ильич вложил свое плачущее сердце, невозможность идеальной любви, нервную страстность и остроту восприятия.
Это все, как нельзя кстати, приходится впору и самому Олегу Погудину, собственная творческая манера которого и психофизическая природа в основе своей родственны Чайковскому, как композитору, его музыкальному почерку, той эмоциональной насыщенности и обнаженности, что поражает с первых мгновений звучания романсов.Смыкание пронзительной лиричности, элегичности бытового романса и оперных элементов, оперной организации музыкальной архитектуры – вот, что еще является необыкновенно притягательным и дает возможность Олегу Погудину выразить весь диапазон своей артистической натуры.
«Песни Александра Вертинского». Выстраивая данную программу, Олег Погудин создает биографический срез судьбы Александра Николаевича через песни сообразно всем его творческим периодам. «Доэмиграционный период (до 1920 года) -«За кулисами», «Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Маленький креольчик», «Бал Господен», «Попугай Флобер», «Юнкера» («То, что я должен сказать»), «Снежная колыбельная», «Панихиды хрустальные».«Европейский» период (1921-1933 гг.) - «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «В степи молдаванской», «Злые духи». Песни 1934-1942 годов (Америка и Китай) - «Чужие города», «Прощальный ужин». И, наконец, «Доченьки» - время СССР (1943-1957 гг.),когда Вертинский вернулся на родину.
Олег Погудин тонко подобранным репертуаром, акцентированно властной голосовой и визуальной подачей утверждает совершенно иного Вертинского, не такого, каким представляет его себе большинство из нас – жеманно-приторного, картавого, поющего о голубых далях, плачущих по-французски попугаях, экзальтированных дамах в «голубых пижама», и еще, Бог знает о чем, не имеющем ничего общего с жизнью реальной. Вертинский Олега Погудина – сильный, цельный человек, честный художник, достойно отстаивающий профессиональные принципы, патриот своей страны, трепетный отец, но более всего – Артист в священном своем значении.
«La Serenata» - большую часть программы составляют неаполитанские песни. Кроме давно знакомых и любимых«Dicitencello vuje» («Скажите, девушки, подружке вашей…»), «Parla piu piano» («Говори чуть тише»), «Torna a Surriento» («Вернись в Сорренто»), «Santa Lucia» («Санта Лючия») звучат композиции, в которых не менее ярко выражен национальный колорит Италии, ее темперамент и музыкальный стиль. «Это песни настоящего, любящего сердца простого человека, который проходит через разные жизненные испытания, иногда, совсем непростые», - говорит сам артист. В этом смысле итальянские песни очень близки русскому городскому романсу. Все, что свойственно Canzóne Napoletána – ярко выраженная напевность, страстность, склонность к искреннему эмоциональному повествованию о «муках сердца», непременная связь с самыми яркими образами природы – закатом, рассветом, морскими приливами, лунным сиянием, - присутствует и в городском романсе. Эта схожесть музыкальных культур говорит о родственности душ русских и итальянцев.
Отличительная особенность итальянских и неаполитанских песен – стиль бельканто, плавное следование от звука к звуку, и в программе«La Serenata» Олег Погудин демонстрирует великолепное владение этим стилем. «Bel canto» в дословном переводе «красивое пение», как характерная манера исполнения, зародилось в конце XVI, и было связано с развитием оперного искусства в Италии. Наличие оперного компонента еще один важный момент, делающий эти песни особенно желанными для Олега Погудина - его любовь к опере общеизвестна.Именно в «La Serenata»у него возникает возможность наиболее полно показать возможности его уникального голоса,силу и характерные особенности.
«Je chante» – это лучшие песни из репертуара ведущих французских шансонье – Жака Бреля, Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Ив Монтана… В исполнении Олега Погудина они обретают подлинный драматизм, глубину и пронзительную искренность человека, ведущего доверительный разговор с собеседником. Великолепное произношение, чистое звучание, честная самоотдача на всем протяжении концерта. Музыкальность французского языка сопрягается с мелодиями песен, что сообщает им объемность звучания и проникновенность.
Программа «Молитва» исполняется Олегом Погудиным в Москве и Петербурге в дни Великого Поста. В ней звучат как песнопения иеромонаха Романа (Матюшина), так и мирские произведения, по смыслу и эмоциональной окраске приближенные к песенной молитве.
В творчестве артиста эта программа одна из самых давних и занимает особое место. С первых же минут звучания она захватывает глубинной подлинностью переживаний, драматизмом, покаянными мотивами. В каждом произведении "Молитвы" заключен гармоничный союз высоких, почти канонических церковных текстов с созвучной им музыкой.
История программы "Молитва" началась в конце 90х годов, когда Олег Погудин по благословению отца Романа записал песнопения на магнитный альбом. С той поры это духовное собрание музыкально-поэтических душевных чаяний полюбилось поклонникам артиста и каждый год собирает полные залы в Москве и Петербурге.
Олег Погудин нашел бережную, ясно звучащую интонацию, которая позволяет зрителям во время концерта настроиться на должное восприятие. В то же время, программа составлена так, что даже тем, кто не владеет церковнославянским языком, содержание песен представляется понятным. В "Молитве" отражены все возможные состояния души: исповедальность, сожаление, грусть, воодушевление, надежда, благодарность, смирение, терпение. Умиротворение, духовный подвиг служения, абсолютная вера в Господа, осознание собственной греховности и поиск путей спасения души - все это находит выражение в звучащих произведениях.
«Песни великой войны» звучат весной, накануне памятной для всех нас даты майского праздника Победы. Это самые любимые наши песни, в которых заключены история и боль Великой отечественной войны, отголоски памяти о том, что происходило в те страшные годы, когда вся страна, как один, встала на борьбу с захватчиком. Это не просто стихотворные строки и мелодии, это боль, отчаяние, сила, верность, любовь и нежность, получившие воплощение в песнях. Через песни, вобравшие в себя ужас, трагедию и славу той войны, Олег Погудин распахивает перед нами незримую дверь, за которой - война, понятная и памятная большинству зрителей в силу их возраста. Для молодежи и детей, не заставших те страшные годы, артист стал проводником в горькое прошлое. Именно такая память нам нужна, полная мужества и нежности, отваги и силы характера. Беспредельное добросердечие таланта, искреннее, не знающее поблажек трудолюбие, способное совершить восхождение на любую вершину. Подобное сохранение памяти ценнее, чем экскурсии в музеи, парады и современные фильмы, с неловкой неправдоподобностью воссоздающие атмосферу той поры. И как говорит Олег Евгеньевич – «свет того драматичного времени не покидает нас до сих пор».
В программе «Любовь останется» представлены песни, которые в послевоенную пору оказали большое влияние на умы и сердца советских людей. Песни эти были призваны поднять дух простых людей, вдохновить их на восстановление быта, домов, целых городов -для этого ведущими поэтами и композиторами СССР сочинялись прекрасные лирические мелодии, марши, баллады, зовущие к новым горизонтам, вселяющие оптимизм в нацию, за плечами которой был страшный, но победный опыт преодолений в Великой отечественной войне. В этой программе Олег Погудин создает образ «народной любви»: за кажущейся безыскусностью текстов - предельная искренность, наивность очарованного сердца. Его лирический герой мгновенно вызывает доверие, располагает к себе. В манере исполнения певца нет ни намека на политический контекст, скорее, есть доброе веление, призывающее нас примириться с прошлым, быть благодарными нашим предкам и верить в нашу национальную духовную прочность. Но самое важное послание программы — про любовь, которая начинается с памяти о предках, продолжается в детях, обретает крепость в наших идеалах и мечтах, и всегда «остается с человеком», независимо от политических, социальных и художественных коллизий. Программа «Любовь останется» также известна под другим названием «Советская песня».
«Песни Булата Окуджавы». Здесь Олег Погудин, как живописец, игрой света и тени, создает объем и живость удалившимся от нас сюжетам, временам, людям, делая их нашими современниками. Эти музыкальные "свет и тени" - не актерские приспособления певца, как следовало бы ожидать от человека с огромным профессиональным опытом выступления на сцене. Окуджава Олега Погудина - не хитрец, не алхимик, но правдивый мудрец, сотворивший монолитный, уютный, искренний, полифонический мир честных чувств. Посторонних и далеких он сближает и делает родными, возвращает утраченное, обнимает словом и мелодией. За бытовыми, точнее, кажущимися бытовыми формулами жизни обнаруживается совершенно нестерпимая, просторная и безудержная любовь. Эту самую земную любовь раскрывает Олег Погудин перед зрителями в программе «Песни Булата Окуджавы». Каждое поэтическое слово Булата Окуджавы как колыбель, с которой начинается драматичная, но все-таки счастливая жизнь. В каждой песне - тот едва уловимый мягкий тон живописных красок, глубокий, добрый, что плещется меж основных слоев, неявный, но впитываемый душой, будто живая вода, исцеляющая не только от ран, но и от самой смерти. Песни Окуджавы в исполнении Олега Погудина по-христиански милосердны, они говорят нам: «вы любимы и прощены», а что может быть важнее для русского человека, чем прощение и любовь? С концерта «Песни Булата Окуджавы» мы выходим просветленными, взволнованными и благодарными.
«Любовь и разлука» («Песни Исаака Шварца»). Между Олегом Погудиным и Исааком Шварцем – по возрасту почти полвека разницы. Казалось бы, разные эпохи, иные стилистика бытования, идеология и идеалы. Но, так бывает, встречаются два художественно одаренных человека, и происходит мгновенное понимание друг друга – два творческих элемента вступают в химическую реакцию созидания. Шварц искренне считал, что именно Олегу Погудину удается исполнять его песни так, как и должно. В песнях Шварца важно как раз то, что живет «между нот» — сияние, сила и честность — мощная духовная опора композитора и автора текстов. Каждая песня, как том собрания сочинений человеческой жизни, в нескольких строках — сюжет, за которым целый пласт переживаний и событий, свершений, побед — то, что имеет огромную ценность хотя бы потому, что было пережито. Подобные песни нельзя отдавать в чужие руки, Исаак Шварц это понимал, потому доверил своих музыкальных детей Олегу Погудину. И не ошибся — его песни «зазвучали», раскрылись, как и было им определено автором. Богатая палитра погудинского голоса стала средством выражения той исконной глубины, которую с самого начала Шварц вкладывал в свою музыку.
«Песня соединяет» - цикл концертов, созданный Олегом Погудиным специально для наших соотечественников за рубежом, который до сих пор с огромным успехом исполняется в Российских центрах науки и культуры по всему миру – в Америке, Франции, Германии, Испании, Италии, Польше, Чехии, Финляндии, Бельгии и других странах.
Одним из важных этапов художественного делания артиста стал цикл просветительских, музыкально-поэтических программ «Русскому гению», реализованный на средства Президентского гранта в области культуры и искусства в 2018 году. В литературных музеях и усадьбах русских писателей – Михайловское, Карабиха, Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна, - прошли концерты из этого цикла, которые снискали особую зрительскую благодарность.
«Дорогой длинною. Трагический тенор эпохи».В этой программе звучат песни из репертуара Александра Вертинского, Вадима Козина, Петра Лещенко, Юрия Морфесси, Сергея Лемешева и Федора Шаляпина, а также русские и украинские народные песни. Это культурно-исторический социальный срез русского характера. Через "песенки" Вертинского, танго Петра Лещенко и Юрия Морфесси, через народную плясовую "Комарик", блоковскую монументальную "Россию", фольклорные "Бубенцы" и "Каторжную", исполненные с глубокой сопричастностью, нам открывается то бесценное, что существует в нас генетически. Наше природное, вольное и безвольное, ленивое и мечтательное, болезненно любящее, горчащее счастье - тот духовный чернозем, из которого произрастает могучая ширь русского таланта. Воля, сопряженная с преодолением – и исторических вериг, и собственной лени вкупе с религиозным фатализмом. Это все получило воплощение в каждом песенном элементе программы "Дорогой длинною...", в которой дорога - символ всей долготерпящей русской судьбы, особенно ярко представленной в литературе и музыке.
«Серебряный век». Премьера программы состоялась в день рождения Олега Погудина – 22 декабря 2018 года и стала первой в новой серии программ «концерт-спектакль». Практически сразу «Серебряный век» приобрел славу выдающегося культурного явления.Это не привычная музыкально-поэтическая композиция романсовой направленности, но полифоническое драматургическое произведение с ясным авторским замыслом, сюжетом и стройной структурой повествования, свойственной спектаклю. Вместе с Олегом Погудиным на сцену выходили ведущие артисты столичных и областных театров. За концертный год «Серебряный век» побывал в гастрольном турне по городам России и по странам Зарубежья и везде встречал успех, отклик и зрительскую благодарность. Кроме романсов в программе звучат лучшие образцы русской поэзии, а действие развивается по классическим законам театрально-драматургического искусства. Сам Олег Погудин в «Серебряном веке» предстал не только как певец, но и как чтец, режиссер, сценарист.
Сейчас Олег Евгеньевич готовит новую программу – «Золотой век». В нее войдут лучшие музыкально-поэтические произведения крупнейших мастеров этой щедрой эпохи. А значит, нас ждут новые потрясения, удивление, восхищение, открытия и переживания. Новая встреча с Героем, который уже давно нам полюбился и стал родным. Его очередная ипостась, воплощение в рамках известной исторической реальности, в которой, несомненно, обнаружатся переклички с современностью.