Вибрация, производимая надавливанием, вызвала к жизни шарманки, цимбалы, кастаньеты и т. п.; удары по резонирующим палкам или полым стволам некоторых деревьев, а также натянутой мембране способствовали появлению различных типов ксилофона, барабана или тимпана, а быстрое вращение в воздухе — разновидностям колоколов и сирен; извлечение звуков потряхиванием содействовало возникновению систров и погремушек; простейшее трение (с помощью выдолбленных палок, зубчатых смычков или «трещоток») вызвало к жизни инструменты из туго натянутых звучащих струн, по которым водили смычком; щипковые движения, применяемые к тростникам, коре и другим подобным предметам, привели к инструментам, основанным на применении медиаторов (цитра, гитара, арфа и т. д.).
В то же самое время изобретались и усовершенствовались духовые инструменты. Некоторые из них издавали звуки лишь в результате непрерывного проникновения струи воздуха в полый тростник или в два скрепленных тростника, причем последние могли быть открытыми или закрытыми. могли иметь или не иметь отверстий, которые должны были прикрываться пальцами. Игра на других инструментах предполагала прерывистое дыхание музыканта, извлечению же звука помогал особый мундштук (рожок или труба) или еще одна разновидность тростника (гобой, греческий «авлос», свирель и т. д.).
Мы располагаем различными и убедительными доказательствами того. что древние народы знали музыку. Существуют памятники культуры с изображениями певцов, танцоров и исполнителей; сохранились также некоторые древние музыкальные инструменты; имеются соответствующие упоминания в литературных произведениях древности; иногда в дошедших до нас поэтических текстах встречаются даже музыкальные партитуры.
ИНДИЯ. О ранней музыке этой страны нам неизвестно ничего, кроме того что она была связана с ведическими священными обрядами жертвоприношений. Ведические гимны (музыкальное — «саман») исполнялись всегда по строгим правилам, составившим специальный учебник. Традиции зедического пения сохранились в сзоем первоначальном виде до наших дней.
Четыре книги песен («Гана») используются в настоящее время как для учебных, так и для исполнительских целей. Это специальные труды позднего периода, связанные с «Самазедой», содержащей тексты вед в их песенной форме, то есть с вставкой дополнительных слогов, а порой и целых слов, в большинстве случаев бессмысленных, преследующих только одну цель: ритмически приспособить стихи к соответствующей мелодии.
Нотопись весьма примитивна. Именно на этой основе были предприняты попытки реконструировать ведические песнопения; но, безусловно, попытки эти содержат в себе огромную долю догадок и предположений.
И певцы и исполнители ЕГИПТА представлены на памятниках, изображавших различные процессии, кортежи или войска на марше. На более поздних из них мы видим вертикально расположенные флейты (число клапанов доходит до 11) или двойные флейты; встречаются также изображения арф с 20 струнами; имеются изображения лир, барабанов и трещоток.
АССИРИЯ сохранила и обогатила проявления музыкальной деятельности, распространенные на Среднем Востоке в эпоху шумеров. Ассирийские памятники также изобилуют изображениями певцов и музыкантов, участвующих в различных храмовых ритуалах, похоронных обрядах, процессиях и военных походах...
В Библии имеются прямые указания на то, что в ДРЕВНЕЙ ИУДЕЕ сольное и хоровое пение во время церемонии посвящения сопровождались музыкой; музыка исполнялась и во время публичных выступлений различных деятелей, при чтении прозаических священных текстов, которые интонировались мелодией, написанной по определенным правилам. Древние евреи знали и духовые инструменты (рожок), и струнные (гитара, лира, арфа), которыми пользовались, аккомпанируя хоровому пению, широко распространенному в храмах.
Что касается памятников ГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, то даже ранние свидетельства Микенского периода с полной очевидностью убеждают в существовании певцов и использовании таких музыкальных инструментов, как систр, цитра и флейта. Цитры скорее всего проникли в Грецию из Египта или Малой Азии, они отличались большим разнообразием формы, размеров и числа струн (от 7 до 11) в зависимости от вида произведения, которое должно было исполняться. Из духовых инструментов можно назвать «авлос» (свирель), гобой (из дерева, кости или металла) с различной высотой тона (партени-кой, пайдикой, телейой, гипертелей-ой); двойные флейты, на которых играли двумя руками; один тростник использовался для пения, а другой — для аккомпанемента (крузис). Иногда пользовались и горизонтальной флейтой. Древний пастушеский сиринкс состоял из 7 или 9 тростников одинаковой длины, но разного диаметра. Однако когда сиринкс стали использовать уже непосредственно для исполнения музыкальных произведений, он был усовершенствован: различной стала не только длина тростников, но и диаметры каждого из них. Трубы также имели разные пропорции и соответственно отличались разнообразием в высоте тонов. Ударные инструменты были представлены деревянными погремушками (кастаньтами), цимбалами различных размеров и тимпанами. Еще со зремея Микенского периода мы встречаемся с двумя типами музыкального сопровождения поэтических произведений. Один стал особенно популярным в Ионии и сопровождал сольное чтение или декламацию эпических стихов. Звук извлекался из лиры (форминга), на которой в большинстве случаев аккомпанировал себе сам певец; эта же техника позднее применялась при чтении дидактической (гесиодической) поэии, а также в элегической и ямбической поэзии. Другой тип аккомпанемента сообщал музыкальное оформление в форме напева при чтении лирической поэзии, независимо от того, было ли исполнение сольным или хоровым.
В «Илиаде» мы часто встречаем ссылки на музыку; вспомним хотя бы упоминание о пении пэанов или рассказы о песнях и танцах, упоминание об авлосах (свирели) и лирах (форминги), на которых аккомпанировали
во время свадебных торжеств (при описании щита, сделанного Гефестом).
Мы читаем о пастухах, которые играли на сиринксах, о танцах собирателей урожая, а также о девушках, поющих под аккомпанемент лютни, о площадках, где танцевали юноши и девушки.
В поздние времена при декламации стихов стали все реже прибегать к музыкальному сопровождению и наконец совсем перестали им пользоваться. Но аккомпанемент к лирическим произведениям, напротив, все больше развивался, становился все более разнообразным...
В Дорических землях хоровое пение служило способом выражения лирических переживаний. Обычно это был диалог между юношами и девушками — участниками спортивных состязаний и танцорами на свадьбах...
Тем временем Пифагор и его ученики работали над изучением акустики и математики в применении к музыке. Нельзя не отметить, что именно
они установили зависимость между музыкальными интервалами и длиной струн.
Памятники свидетельствуют о том, насколько увлекались музыкой и танцами ЭТРУСКИ, как они пользовались ими во время игр, похорон и других массовых обрядов. Самыми распространенными инструментами у них были лира, флейта и двойная флейта (субулус), бронзовая труба с изогнутым мундштуком (литуус) и дуговой рожок. Мы не знаем точно, что представляли собой сочинения этрусков, но надо полагать, что они складывались не без влияния греческих образцов. Памятники говорят нам и о том, что наиболее распространенным способом исполнения музыкальных произведений была игра двух музыкантов, аккомпанировавших друг другу: один на струнных инструментах, другой на двойной флейте.