Культурный-портал

Джнанешвар

Между тем преемник Джнанешвара Тукарам отрицал самую необходимость обращаться к писаниям, и вот почему:

"Запоминание Вед рождает гордыню,

Ты окажешься в тенетах правил и запретов.

Тука сын кунби (крестьянина),

Он не знает писаний,

Но есть одно, чему он привержен всегда:

Это Господь.

"Гордыня" - это исключительное притязание духовенства на священное знание; "правила и запреты" - каста. Но отринуть священное писание

вообще, обойтись без него ни Тукарам, ни другие бхакты не могли. Получилось так, что они отвергали начетничество, а не само священное писание. Тукарам говорил:

Только мы знаем смысл Вед,

Прочие несут их на себе как мертвый груз...

Они словно кули тащут поклажу других.

Кабир мог вообще отвергать священные писания:

Веды и Коран ложны.

Они не дадут тебе успокоения.

Если хочешь обрести покой,

Ты найдешь его во Вездесущем, что перед тобой.

Но Кабир мог также и перемещать свое отрицание со священных писаний начетничество:

Не считай Веды и Коран ложными.

Ложен тот, кто не сосредотачивает свою мысль на них.

*                  *                  *

Даже прочитав четыре Веды,

Не привязались (любовью) к Хари

Кабир унес свой урожай,

А пандиты (напрасно) ищут его в поле.

В Андхре (Южная Индия) поэт  Баммер Потана (XV век), по-видимому, старший современник Кабира говорил примерно то же самое:

Прочти хоть тысячу Вед,

Блаженство освобождения не придет.

Но коль-скоро познаешь ты лишь одну святую книгу

                                         "Великое сказание о Господе",

Обитель свободы распахнет свои двери.