Культурный-портал

Боробудур - Буддийское святилище Индонезии.

Существует много легенд о возникновении Боробудура. В одном из преданий, быть может, самом поэтичном, говорится, что Боробудур — это воплощение цветка лотоса на водах некогда заливавшего равнину озера, того мифического лотоса, из которого родится грядущий Будда.

Письменных свидетельств о строительстве памятника не сохранилось, но по надписям можно предположить, что святилище было основано около 800 г. — в период «золотого века» могущественной династии Сайлендра на Центральной Яве.

Мы не знаем достоверно, ни как долго использовался Боробудур, ни когда именно он перестал служить средством прославления и возвеличивания сайлендрских правителей, а также центром паломничества буддистов.

Принято считать, что чанди (памятники монументального зодчества древнейшего периода истории Индонезии) были заброшены в XV в., когда местное население было обращено в ислам. Однако вполне возможно, что памятники Центральной Явы были покинуты еще в X в., когда главенствующая роль в истории стала принадлежать Восточной Яве.

Как бы то ни было, но чанди Боробудур предстал свету — в прямом и переносном смысле — лишь в 1814 г. Тогда Явой правили англичане, и представитель британского правительства Стамфорд Рафлс проявлял глубокий интерес к истории острова. В 1814 г., когда ему сообщили о существовании огромного храма, называемого чанди Боробудур, он направил на его поиски голландского инженера Корнелиуса.

Корнелиус нанял около двухсот местных крестьян, чтобы вырубить деревья, сжечь кустарник, расчистить землю и мусор, долгое время скрывавшие памятник. Деятельность Рафлса и Корнелиуса пробудила интерес к Боробудуру, и позднее их дело продолжил уже представитель голландской администрации, в результате чего к 1835 г. все сооружение было окончательно расчищено.

borobudur_sverhu2

Открытый таким образом памятник представляет собой огромную ступенчатую пирамиду с девятью ярусами террас, увенчанную огромной ступой в форме колокола. Он сооружен на естественном холме из андезита — пористой, голубовато-серой вулканической породы, добытой в ближайших реках. Каменные блоки, уложенные без раствора, соединяются посредством выступов и выемок по вертикали и горизонтали. Такой способ соединения обеспечивает кладке определенную гибкость, поэтому памятник может выдерживать небольшие колебания почвы без риска непосредственного разрушения.

b2ap3_thumbnail_BORO_RELIEFS.jpg

Структурная композиция сооружения сложна, но по вертикали оно явно разделяется на три части: основание, среднюю часть, верхнюю часть. Основание образует квадрат со сторонами около 120 м, так что общая площадь под храмом равна почти 1,5 га.

Стены основания высотой 4 м поддерживаются подобием гигантского плинтуса высотой 1,5 и шириной 3 м. В 1885 г. председатель Джокьякартского археологического общества сделал сенсационное открытие, что эта подпорка скрывает композицию из 160 рельефов, которые получили название «скрытое подножие» монумента. (В 1890—1891 гг. рельефы были сфотографированы, после чего подножие было вновь закрыто каменными блоками, за исключением юго-восточного угла.)

Некоторые ученые высказывали предположение, что эти рельефы были преднамеренно скрыты от глаз паломников. Однако то, что на укрытие ушло 12 750 м3 камня и пришлось пожертвовать архитектурными элементами и рельефами, по-видимому, свидетельствует о реальной угрозе памятнику. Поскольку значительная часть восходящих фундаментов ступенчатой пирамиды закладывалась на рыхлом насыпном основании, вероятно, и началось оползание. Иными словами, вокруг основания была возведена дополнительная подпорка, чтобы предотвратить подобные явления в будущем и избежать больших разрушений.

Средняя часть состоит из пяти террас, размер которых с высотой уменьшается. Первая из этих террас примерно на 7 м отстоит от сторон основания, образуя широкую платформу по периметру храма. Уступы последующих террас отстоят от края предыдущих на 2 м, и балюстрады на внешних сторонах придают узким галереям вид коридоров.

Верхняя часть памятника в свою очередь четко отличается от террас. Она состоит из трех круглых платформ, на каждой из которых расположены колоколообразные каменные ступы, сквозь прорези которых просматриваются изваяния Будды. Над ними величаво возвышается большой центральный купол, почти на 35 м от земли.

К верхней части памятника можно подняться по лестницам, расположенным в середине каждой стороны пирамиды. Лестницы ведут сквозь многочисленные ворот (большинство их, правда, разрушено) прямо к круглы» платформам, пересекая коридоры квадратных террас Главный вход находится на восточной стороне, поскольку именно отсюда начинается запечатленное в скульптурных рельефах повествование.

Буддизм придает особое значение ступеням подготоеки духа к освобождению от всех земных уз и как конечной цели, к прекращению перевоплощений. Во Вселенно! считают буддисты, есть три сферы. Самая низшая и них — камадхату, или сфера желаний. На этой ступен человеком управляют его желания. Более высокая - рупадхату, или сфера форм, в ней человек освобождаете от своих желаний, но еще не отрешился от своей личнсти и телесности. Высшая сфера — арупадхату, или сфер внеформенного. В этой сфере нет ни личности, ни телесности. Человек раз и навсегда освобождается от всех уз воспринимаемого чувствами мира.

В чанди Боробудур сфера желаний представлена oi нованием святилища, сфера форм — квадратными терр: сами, а сфера внеформенного — тремя круглыми платформами, увенчанными главной ступой.

Скрытое подножие Боробудура

Основание Боробудура, обычно называемое «скрытым подножием», не видно за массивной каменной подпоркой, сооруженной, по-видимому, для того, чтобы предохранить незаконченное еще святилище от разрушения из-за осадки грунта. Основание украшено композицией из 169 великолепных рельефов, которые были открыты лишь в 1885 г., спустя более десяти столетий после их создания. Скрытое подножие было тогда освобождено от каменной облицовки, рельефы сфотографированы, а затем вновь закрыты по всему периметру, за исключением юго-восточного угла сооружения. Рельефы, представляющие захватывающую панораму сцен повседневной жизни, иллюстрируют действие кармы — цепи причин и следствий. Показаны, например, деяния, следствием которых являются будущие воплощения, отмеченные «короткой или долгой жизнью», «большими или меньшими страданиями», «безобразием или благообразием» и т. п. Поскольку паломник должен в соответствии с ритуалом прадакшины обходить террасы Боробудура по часовой стрелке, деяния изображались обычно на правой стороне рельефа, а их следствия, благие или дурные,— на левой. Вверху: две сцены показывают нечестивые деяния, за которые грешников ждут адские муки: справа от центрального дерева — люди, варившие рыб и черепах, сами варятся в кипящем котле; слева — матереубийцу головой бросают в адское пламя; ниже—отказывающий в подаянии сам впадает в бедность. Внизу: оставленный открытым юго-восточный угол скрытого подножия Боробудура.

Сейчас основание скрыто от глаз посетителей, но 160 его рельефов, а также краткие надписи, высеченные на многих панелях (очевидно, своего рода наставления скульпторам, какую сюжетную сцену необходимо высечь), рассказывают о земных проявлениях морали.

Здесь изображены как достойные порицания деяния — от распространения сплетен до убийства — и сцены соответствующих искупающих вину наказаний, так и благочестивые поступки — проявление милосердия, паломничество к святилищам, — за которые праведникам воздастся сторицею. Муки ада и небесные блаженства, картины повседневной жизни сливаются в целостную панораму самсары — бесконечного цикла рождения и смерти, цепь всех тех форм иллюзорного существования, освобождение от которого приносит буддизм.

В противовес открытости мирской жизни в сфере желаний путь, ведущий в конце концов к спасению, требует ограничения физического зрения и умственного сосредоточения. Узкие галереи сферы форм помогают верующему
достичь этого. Сначала они приводят в недоумение. Стены и наружные балюстрады изобилуют рельефами. В коридорах расположено не менее 1300 блоков с «повествовательными» рельефами, протянувшимися в общей сложности на 2500 м, и 1212 декоративных рельефов, окаймляющих их. На главной стене первой галереи запечатлено жизнеописание Будды — от его возвращения с небес до просветления. Рельефы на стенах второй, третьей и четвертой галерей рассказывают о неустанных скитаниях Судханы в поисках высшей мудрости и высшей истины.

Рельефы-повествования на стенах читаются справа налево, рельефы на балюстрадах — слева направо. Это соответствует задачам прадакшины - ритуального обхода, который совершает паломник, двигаясь по часовой стрелке вокруг святилища. Повествование начинается слева от восточной лестницы и заканчивается справа от нее, подтверждая тем самым, что именно эта восточная лестница является главным входом в святилище. Неколебимость центральных фигур сферы форм и их неустанное стремление к высшей цели, несмотря на чрезвычайное богатство и красоту окружающих их форм, служат паломнику образцом в его восхождении от одной ступени к другой.

В противоположность квадратным террасам сферы форм круглые платформы сферы внеформенного незамысловаты: здесь нет ни резьбы, ни орнаментов, ни других украшений. Лишь ряды ступ, окружающих огромный центральный купол, нарушают монотонность ровной поверхности.

Незамкнутость пространства арупадхату и открывающийся взору простор символизируют беспредельное расширение духовных горизонтов, которого может достичь паломник, упорно следующий благочестивой жизни Будды. Проникшись духом арупадхату, паломник испытывает радость постижения мудрости, почти просветление, а обычный посетитель находит, что это утомительное восхождение окупилось сторицею.

Необычность проекта чанди Боробудура породила немало предположений о том, с какой целью было построено это сооружение; отождествление памятника с так называемой «горой мироздания» — это лишь одна из многочисленных гипотез, выдвинутых учеными в их стремлении разгадать тайны Боробудура, которому посвящено более 500 научных трудов.

Пожалуй, наиболее убедительное толкование символики этого памятника было предложено Ж. Г. де Каспари-сом, который тщательно проанализировал ряд надписей VIII—IX вв. В одной из них, относящейся к 842 г., он расшифровал сложное словосочетание Бхумисамбха-рабху-дара, которое, по его мнению, является первоначальным названием чанди Боробудура.

Это словосочетание объясняет назначение горы и также называет ее основателей. В одном из направлений буддизма — махаяне — это означает:    «гора    добродетелей на десяти ступенях бодхисатвы». Водхисатва — это тот, кто, подобно легендарному Сиддхартхе Гаутаме, будущему Будде, стремится достичь просветления. В архитектурном понимании эти слова можно расшифровать так: «гора поднимающихся вверх ступеней», а в более широком смысле — «царь (цари) горы земли», т. е. династия Сай-лендра (сайла индра — царь гор).

Такая многозначность терминов, как убедительно показал де Каспарис, характерна для письменных свидетельств эпохи Сайлендра. В доисторической культуре Индонезии ступенчатая пирамида символизировала обитель предков в горах, поэтому вполне правомерно допустить, что в концепции памятника важную роль сыграл культ предков.

Таким образом, символическое значение чанди Боробудура в истоках своих имеет, очевидно, два начала: идеи махаяны и культ предков. В связи с этим де Каспарис считает главную ступу десятым ярусом памятника. Десять уровней соответствуют десяти ступеням, которые должен пройти бодхисатва, чтобы достичь состояния Будды; они также соответствуют правившим до того времени царям династии Сайлендра.

Хорошо известно, что правители отождествляли себя со своими небесными покровителями: индусы — с Шивой или Вишну, а цари-буддисты — с бодхисатвами. Конечной целью в индуизме (как и в раннем буддизме) является освобождение от цикла рождения и смерти, но для буддиста направления махаяны такое освобождение лишь начало пути, который предстоит пройти бодхиеатве. Царь из династии Сайлендра должен был сделать все возможное, чтобы пройти путь к достижению состояния Будды. Он обязан был за время своего правления стать как можно более добродетельным. Его долг заключался также в прославлении своих предшественников, а одним из самых достойных способов сделать это — было воздвигнуть памятник в честь своих покровителей и предков.

Согласно культу предков, предшественник достигает более высокой ступени совершенства, чем его преемник. Считается также, что самый отдаленный предок, основатель династии, должен был достичь максимального совершенства.

Вероятно, именно этим руководствовался создатель чанди Боробудура, решив возвести памятник, столь отличный от традиционных. Дерзновенный разрыв с традицией стал для него средством выражения своего высокого уважения к памяти прародителя, которого он отождествлял с Буддой, а ступенчатая пирамида, увенчанная ступой, оказалась наиболее уместным символом для отображения добродетели, которую должна была вобрать династия, идущая по пути бодхисатвы. Понять чанди Боробудур можно, лишь объединив буддизм с культом предков.

Нынешний проект реставрации Боробудура — это результат долголетней исследовательской работы. Более ранние реставрационные и консервационные мероприятия, даже крупные работы 1908—1911 гг., осуществленные Теодором ван Эрпом, коснулись лишь части факторов, представляющих опасность для памятника. Ван Эрп восстановил разрушавшиеся ступы и очистил от мхов и лишайников многие рельефы. Тем не менее, если учитывать все операции по расчистке и восстановлению памятника, а также исследования, осуществленные со времени открытия заброшенного святилища в 1814 г., можно сказать, что работы по изучению и консервации Боробудура ведутся на протяжении более 150 лет.

Угроза, нависшая над Боробудуром, была следствием ряда причин. Боробудур был построен не на самом подходящем для такого сооружения участке: не на ровном месте, а на склонах и вершине холма. В процессе работы строители засыпали площадку рыхлой землей и бутом, так что фундамент постройки покоился на искусственном, насыпном основании. Но уже в период строительства эту непрочную насыпь стали разрушать оползни, последствия которых тогда удалось ликвидировать рядом дополнительных мер, в частности возведением опорной стены, за которой находится скрытое подножие

Боробудур находится в сейсмически активной зоне и со времени постройки неоднократно испытывал подземные толчки. Уже совсем недавно, в 1961 г., здесь на протяжении месяца было зарегистрировано два землетрясения. И хотя толчки эти были весьма незначительными, они все же привели к смещению многих каменных блоков опорных стен и появлению новых расщелин и трещин.

Более тысячи лет скрытые слабые места сооружения испытывались стихией тропического климата. Резкие суточные колебания температуры, которые в этом районе достигают 20°, являются причиной разрушения пористого камня. Однако наибольший ущерб причинили мощные ливни (средний уровень осадков здесь составляет около 2000 мм в год, а их интенсивность достигает 15 мм за 5 минут). Дренажная система не справлялась с ними, v вода, проникая внутрь сооружения, размывала землю у подмывала фундаменты. В результате стены террас осел* и накренились, а настилы перекосились. Особенно сильнс пострадали и могли в любой момент рухнуть стены нижней террасы. При этом обрушилось бы гигантской лавиной земли и камня все колоссальное сооружение.

Кроме того, повышенная влажность повлекла за собот порчу многих прекрасных рельефов и способствовала ро сту на них мха и лишайников.

Для индонезийцев чанди Боробудур — духовный маяк и даже в период борьбы за независимость памятнику продолжали уделять особое внимание. В 1948 г. для его обследования были приглашены два индийских археолога, а в 1955 г. правительство Индонезии обратилось за помощью в ЮНЕСКО. Тщательные обмеры, проведенные в 1959 г., выявили опасные отклонения, и хотя они могли показаться незначительными, пренебрегать ими не следовало, т. к. малейший сдвиг опорной стены мог стать фатальным.

Поскольку элементы конструкции чанди Боробудура взаимосвязаны, а повреждения были выявлены повсеместно, сохранение памятника путем реставрации было невозможно. Поэтому был разработан смелый план, предусматривавший разборку и восстановление квадратных
террас, а также создание эффективной дренажной системы за стенами и под каменными перекрытиями.

Было решено также обеспечить гидроизоляцию между земляным холмом, на котором построен памятник, и каменной кладкой. С этой целью при строительстве новых фундаментов предлагалось создать систему защиты из фильтрующих слоев и водонепроницаемых покрытий.

В любом случае неустойчивость оснований требовала реконструкции стен и перекрытий на новых, железобетонных фундаментах. Необходимую прочность этих фундаментов можно было обеспечить лишь путем установки бетонных плит, которые бы равномерно распределили на- к грузку стен и балюстрад на обширной поверхности. В то же время необходимо было прежде всего обеспечить достаточную гибкость конструкции памятника. Поэтому было решено заложить под каждой из галерей отдельный кольцеобразный фундамент.

Первоначально намечалось открыть рельефы скрытого подножия для постоянного обозрения, сделав специальную крытую траншею в дополнительной опорной стене, которой окружено основание памятника. Однако от этой части плана пришлось отказаться из-за опасности оползней и разрушений, особенно при землетрясениях.

Прежде чем был принят окончательный проект реставрации, пришлось выполнить большой объем предварительных исследований. Свой вклад в эту работу внесли: анализ данных аэрофотосъемки, археология, архитектура, химия, методы консервации, инженерная сейсмология, проектирование фундаментов, геология, геофизика, гидрология, гидрозащита, ландшафтное планирование, метеорология, петрография, микробиология, физика, механика грунтов, геодезия и фотограмметрия. Нетрудно представить, что осуществление столь сложного и крупного проекта потребовало особых организационно-управленческих мер.

Международное участие на первых порах выражалось в обеспечении консультативной помощи и содействии в подготовке местных кадров. Затем Индонезия обратилась в ЮНЕСКО с просьбой начать международную кампанию в поддержку проекта.

Осуществление проекта проходило под контролем Индонезии. В апреле 1971 г. правительство Индонезии создало специальное ведомство — Агентство по реставрации чанди Боробудура. Укомплектованное опытными инженерами и археологами, а также научными консультантами из ряда университетов, агентство, имевшее статус самостоятельного административного органа, взяло под свой контроль все аспекты осуществления проекта — технические и административные, национальные и международные. Создание агентства и одновременное назначение координатора проекта со стороны ЮНЕСКО дало весьма благоприятные результаты. Сознание общей ответственности вскоре привело к полному взаимопониманию и тесному сотрудничеству.

Агентство выполнило весь объем работ, связанных с подготовкой фотографической и иной документации, топографической съемкой, очисткой и разборкой каменных блоков, консервацией и реконструкцией памятника, включая прокладку гидроизоляционных слоев за стенами. В этих операциях принимали участие более 600 рабочих и техников.

При осуществлении проекта использовался ряд новых научно-технических методов, например воздушная и наземная фотограмметрия для уточнения топографических данных, анализ данных аэрофотосъемки, применение геофизических данных в целях археологической разведки, а также ЭВМ в планировании и управлении.

Задача была поистине грандиозной. После завершения фотограмметрического обследования памятника, с помощью множества управлявшихся вручную кранов в тщательно продуманном и заранее спланированном порядке, чтобы не нарушить равновесие памятника, было разобрано более миллиона каменных блоков.

Каждый каменный блок был помечен и затем перевезен на расположенную неподалеку площадку, где поврежденные камни, рельефы и статуи реставрировались самыми разнообразными способами — от промывки водой или обработки сухой щеткой до применения «косметических масок» из глины или химикатов. В среднем обработка и восстановление каждого блока занимали около двух недель. Затем блоки необходимо было вернуть на их прежнее место. Кроме того, стояла задача идентификации примерно десяти тысяч блоков, выпавших из стен сооружения за многие годы, установления их месторасположения и, наконец, возвращения их в первоначальное положение.

Несмотря на широкий масштаб работ, воссоздание террас памятника на новых фундаментах осуществлялось в соответствии с графиком, чтобы открыть памятник после реконструкции в марте 1983 г.

Таким образом, проект восстановления Боробудура — это пример тесного междисциплинарного сотрудничества многих специалистов разных отраслей науки и техники, внесших совместный вклад в сохранение и углубленное изучение памятника, являющегося одним из самых замечательных достижений культуры", искусства и техники в истории человечества.

В этом проекте нашло свое отражение стремление нации к сохранению своего культурного наследия для будущего, желание народа предоставить максимально большему числу людей возможность наслаждаться великим художественным творением прошлого, а также солидарность международного сообщества в деле сохранения этого шедевра всемирного культурного наследия.

Р. Сукмоно

Статья взята из журнала Курьер Юнеско