Японская живопись школы Укиё-э

Red_Fuji_southern_wind_clear_morning Кацусика Хокусай. «Южный ветер. Ясный день». Цветная гравюра на дереве. 1823—1831. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи».

В начале XVII века сёгун (военный правитель) Иэясу Токугава завершил начатое его предшественниками
объединение Японии. После многолетних опустошительных феодальных междоусобиц в стране наступил длительный период мира и процветания. Все большее значение м общественной н культурной жизни государства начали приобретать интенсивно растущие города, ставшие центрами развития торговли и ремесел. Горожане считались третьим сословием, занимая после самураев м крестьян самую низкую ступень в общественной иерархии. В эту категорию входили представители других социальных слоев, которые в силу определенных обстоятельств оседали в городах и становились купцами, мелкими торговцами, ремесленниками, а также деятелями интеллектуальных профессий — учеными, художниками, писателями, актерами. По мере роста материального благосостояния роль третьего-сословия кардинально менялась, и все более усиливалось его влияние на экономическое состояние страны. Обретая уверенность в своем положении, но по-прежнему лишенные возможности политической деятельности, горожане стали активно проявлять свои вкусы и жизненную позицию в культуре, достигшей к концу XVII —началу XVIII века выского расцвета. Общая демократизация культуры привела к появлению и жанровой живописи, целиком связанной с жизнью и бытом третьего сословии.

Китагара Утамаро (1754 - 1806) Перенос красавицы через ручей. Свиток. Шелк, цв. краски

 В Государственном музее искусства народов Востока (ГМИНВ) в Москве хранится около двадцати свитков, представляющих эту школу, отличающихся высоким художественным мастерством, поскольку они принадлежат лучшим мастерам Укиё-э. Особо следует выделить свиток Перенос красавицы через ручей» Утамаро (1754- 1806), так как в мире известно всего около десяти живописных произведений этого художника Музейное собрание небольшое, но тем не менее дает представление о разных линиях в живописи Укис и понятие об основном характере этого художественного течения.

Живопись в Японии всегда занимала важное мести в иерархии искусств и достаточно наглядно выражала главные тенденции культурной и общественной жизни страны. Наиболее ярко и многообразно это проявилось в эпоху Эдо (1603—1867), когда за сравнительно короткий срок возникло несколько новых живописных течений. Одним из них и стала школа Укиё-э («картины повседневной жизни»). Термин «укиё» первоначально был связан с буддийской философией и понимался как «суетный мир», «горестный мир». С XVII века возникло другое толкование - «изменчивый мир», свидетельствующее об ином мировосприятии, при котором для человека ценна каждая мимолетность настоящего, и он «живет мгновением, весело покачиваясь на волнах неведомого, как тыква на воде».  

В начале XVII века сёгун (военный правитель) Иэясу Токугава завершил начатое его предшественниками объединение Японии. После многолетних опустошительных феодальных междоусобиц в стране наступил длительный период мира и процветания. Все большее значение м общественной н культурной жизни государства начали приобретать интенсивно растущие города, ставшие центрами развития торговли и ремесел. Горожане считались третьим сословием, занимая после самураев м крестьян самую низкую ступень в общественной иерархии. В эту категорию входили представители других социальных слоев, которые в силу определенных обстоятельств оседали в городах и становились купцами, мелкими торговцами, ремесленниками, а также деятелями интеллектуальных профессий — учеными, художниками, писателями, актерами. По мере роста материального благосостояния роль третьего-сословия кардинально менялась, и все более усиливалось его влияние на экономическое состояние страны. Обретая уверенность в своем положении, но по-прежнему лишенные возможности политической деятельности, горожане стали активно проявлять свои вкусы и жизненную позицию в культуре, достигшей к концу XVII —началу XVIII века выского расцвета. Общая демократизация культуры привела к появлению и жанровой живописи, целиком связанной с жизнью и бытом третьего сословии.

Продолжить чтение
  109 просмотров

Живопись японии

Живопись японии

 

Коллекция японской средневековой живописи Государственного музея искусства народов Востока — наиболее крупная и значительная среди собраний художественных музеев России. Она включает около двухсот произведений и охватывает период с конца XV до второй половины XIX века. Большая часть коллекции относится к XVII—XIX векам. В ней представлены работы известнейших художников, занимающих значительное место в истории японской живописи. Многие произведения, вошедшие в данное издание, публикуются впервые.

 

Продолжить чтение
  7410 просмотров
  0 комментарий