Пейзаж в западноевропейской живописи

Жан-Батист Камиль Коро
Эжен Буден - пляж
Каспар Давид Фридрих - горный пейзаж

Наследуя богатые традиции предшествующего времени, особенно живописи XVII—XVIII веков, пейзаж в западноевропейском искусстве XIX столетия достигает нового подъема. Современники, свидетели этого процесса, считали, что пейзаж становится ведущим жанром, оказывает благотворное влияние и па развитие других жанров, будь то бытовой, исторический или портрет. Именно в пейзаже они видели отражение новых настроений человека, затронутого великими социальными преобразованиями, начало которым положила в 1789 году Великая французская революция. Пейзаж показывал стремление проникнуть в тайны природы, насладиться красотой мира, выражал чувства людей, особенно ценящих дух свободы, Поэты и писатели, все чаще обращавшиеся к красочным описаниям ландшафтов, лишь поддерживали подобное убеждение, нередко своими произведениями являя впечатляющие примеры «откровений», оставляя одиноких любителей прогулок любоваться восходами и закатами солнца пли показывая людей действия, активно вторгающихся в неведомые страны. Увеличилось число художников, специализирующихся в этом жанре, все больше картин природы, то умиротворенной и идиллической, то бурной и неистовой, было представлено на выставках.
Познание неисчерпаемости действительности будило фантазию, требовало анализа. Далекие страны манили к себе путешественников с этюдниками в руках. Однако и свой родной край оказывался подчас неведомой до сих пор сокровищницей. Укромные уголки, куда редко ступала нога человека, вид из окна, возделанные поля, тропинки в рощах, речные заводи, морское побережье, старинные памятники архитектуры, жизнь городов, приметы современной цивилизации, будь то железнодорожные пути, или трубы заводов, привлекали внимание. Патриотические чувства волновали многих, поиски «местного колорита», тогда столь ценимые, заставляли проникновенно исследовать каждую местность, создавая ее особые «портреты». При этом нельзя забывать, что в XIX веке природа воспринималась не только как «храм», но и как «мастерская». Развитие производства, связанного с капитализмом, готово было лишить образ природы поэтического ореола, некогда навеянного мифологическими преданиями. Но чем враждебнее природе становились производственные силы, вызванные определенными общественными отношениями, тем больше росло желание понять ее своеобразный язык. Человек, преодолевающий сковывающие его воображение мифологические и религиозные предания, некогда отделявшие его от истинного лика природы, сумел приблизиться к ней. 

Продолжить чтение
  868 просмотров