Культурный-портал

Ян Амос Коменский - Отец современной педагогики

b2ap3_thumbnail_komensky_20140226-190909_1.jpg

Значительные усилия, предпринимаемые сейчас для лучшего ознакомления как специалистов, так и широкой публики с творчеством Коменского, объясняются своеобразием личности этого мыслителя, его философскими и педагогическими трудами и, наконец, тем влиянием, которое он оказывает на современную педагогику. Литературное наследие Коменского, о котором мы знаем теперь значительно больше благодаря последним открытиям, сделанным группой исследователей Пражского института Коменского, представляет собой чрезвычайно сложный и оригинальный материал, из которого можно извлечь еще очень много ценного. Но трудно полностью оценить основные принципы системы Коменского, не ознакомившись предварительно с его жизнью. Жизнь и деятельность Коменского так же неотделимы друг от друга, как неотделимы его мысли о братстве всех народов и религиозные убеждения от разработанных им реформ в области просвещения.

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в маленьком городке в Моравии (современная Чехословакия). Его отец,
мельник, принадлежавший к общине «Чешских братьев»— протестантской секте последователей Яна Гуса,— отдал мальчика в приходскую школу в Угерском Броде. Рано осиротев, Коменский был отправлен в Стражнице, которое в то время было жестоко разорено войной; там его взяла на воспитание тетка, и он, по обычаю «Чешских братьев», стал обучаться ремеслу. Лишь в возрасте 16 лет ему удалось продолжить свое образование и научиться читать по-латыни. Затем он обучался в Герборне (в немецком княжестве Нассау) под руководством двух замечательных учителей — Иоганна Фишера и Иоганна-Генриха Альштеда.

Этот первый период жизни Коменского, период формирования его мировоззрения, оказал решающее влияние на его позднейшие философские и педагогические взгляды.

b2ap3_thumbnail_komensky-city.png

b2ap3_thumbnail_komensky-moneta.png

b2ap3_thumbnail_komensky-amos.png

Парижская Национальная библиотека

Именно в этот период у него возникла идея о составлении «Сокровищницы чешского языка» — «полного словаря с приложением точной грамматики изящных оборотов, тропов и пословиц», подобного которому не существовало ни в одном другом языке. Горячий патриотизм Коменского, его огорчение тем, что многие соотечественники пренебрегают чешским языком, побудили его тогда же составить энциклопедию, которую он назвал «Зрелище Вселенной». Так, будучи еще молодым студентом, Комен-ский внес свой вклад в становление чешского литературного языка, и в этом отношении его роль можно сопоставить с ролью Кальвина во Франции и Лютера в Германии.

Тридцатилетняя война и ее ужасные последствия дали новое направление мыслям Коменского. В 1618 году город Фульнек (Чехия), где Коменский был пастором, был захвачен врагом и сожжен. В огне погибли рукописи и вся библиотека ученого. Его жена и дети умерли во время эпи-v демии чумы. Как протестантский священник, Коменский попал в проскрипционные списки католической партии, восторжествовавшей во всех землях чешской короны. Десять лет ему пришлось скрываться в отдаленных местностях Чехии, а затем — оставить родину на-всегда.

Вместе с членами общины «Чешских братьев» Коменский бежал в Польшу и обосновался в городе Лешно, где стал руководителем гимназии. В Лешно он завязал оживленную переписку с учеными других стран; там же он написал ряд своих крупнейших работ. Дополняя свою «Великую дидактику», он создал книги: «Лабиринт мира и рай сердца», «Наставление для младенчества», «Открытая дверь к языкам». Последняя работа имела такой успех, что была переведена на двенадцать европейских языков, а также на арабский, турецкий, персидский и монгольский; она принесла Коменскому мировую известность.

Когда Коменский работал над своим «Предвестником всеобщей мудрости» (в этом труде, привлекшем внимание Декарта, была сделана попытка создать общедоступную систему человеческих знаний), он получил приглашение от английского парламента приехать в Англию для организации «Колледжа всех наук». Но когда он прибыл в Лондон, в Англии назревала гражданская война, и парламент отложил проект создания колледжа. Тогда Коменский принял другое предложение — провести реформу шведских школ; это предложение было сделано ему шведским филантропом Людовиком де Геером, которому суждено было стать покровителем и другом Коменского на всю жизнь.
107—1Я7. Сборник педагогических трудов под заглавием „Полное собрание педагогических сочинений"вышел в свет в Амстердаме в 1657 году на латинском языке. Автором этой книги был Ян Амос Коменский, написавший ее тридцатью годами ранее, когда он еще жил в своей родной Чехии. В 1957 году весь мир отмечает трехсотлетнюю годовщину издания этой замечательной работы. На нижнем снимке—оригинал книги. Вверху—фронтиспис, выполненный Криспеном де Па. В ознаменование этой годовщины правительство Чехословакии выпустило специальную монету.

В последний период жизни Коменскому удалось опубликовать собрание своих педагогических трудов под заглавием «Полное собрание педагогических сочинений, написанных с 1627 по 1657 год». На первом месте в нем Коменский поместил свою монументальную «Великую дидактику». Эта работа была первоначально написана на чешском языке, а затем переведена самим Коменским на латинский. Именно латинский вариант и был впервые опубликован в 1657 году.

Коменский умер 15 ноября 1670 года в городе Наар-дене (Голландия), в возрасте 78 лет. Он написал более 140 произведений, исколесил вдоль и поперек всю Европу, обсуждал свои идеи с Декартом и Гартлибом; у него всегда было много учеников, и, где бы он ни был, он неустанно трудился над осуществлением великих принципов, выработанных им в течение жизни.

Великие педагогические идеи Коменского естественно следуют из его мировоззрения. Так же, как столетием позже Руссо, Коменский считал человека способным к бесконечному совершенствованию. Воспитание, по мысли Коменского,— путь, ведущий человека к развитию. Коменский полагал, что любовь — единственное средство завоевать сердце ребенка и его доверие, а залогом успеха в обучении он считал наблюдение над природой и уважение ее законов. Он говорил, что школьные уроки должны быть составлены с учетом способностей детей и что следует быть чутким к внутренним переживаниям и самолюбию ребенка. Коменский выступал против телесных наказаний в ту эпоху, когда Эразм Роттердамский и даже Джон Локк считали розгу хорошим воспитательным средством.

b2ap3_thumbnail_komensky-school.jpg

b2ap3_thumbnail_komensky-picture.png

«МИР В КАРТИНКАХ» - ПЕРВЫЙ В МИРЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ УЧЕБНИК

b2ap3_thumbnail_uchebnik3.png

„Мир в картинках" — первый в мире иллюстрированный учебник. Когда Коменский ввел иллюстрации в некоторые из своих книг и в педагогических целях связал непосредственно слово и изображение, он проявил себя блестящим новатором.

Его наиболее выдающейся работой в этой области был „Мир в картинках", представлявший собой оригинальную иллюстрированную энциклопедию человеческих знаний начала XVII века. Для иллюстрации разделов, озаглавленных „Бог" и „Мир", он использовал гравюры. Нумерация деталей каждого рисунка делала „Мир в картинках" школьным учебником, подобного которому ранее не было.

b2ap3_thumbnail_uchebnik1.png

Например, в главе „Металлы" каждый предмет, имеет номер, соответствующий номеру и описанию на соседней странице учебника (справа). Как показывает этот пример, „Мир в картинках" являлся также иллюстрированным латино-немецким словарем.

Две гравюры из главы „Человек" показывают, что сопоставление предмета и его описания часто было весьма подробным. В преподавании анатомии Коменский был убежденным сторонником изречения: „видеть — значит верить".

b2ap3_thumbnail_uchebnik2.png

Он советовал показывать ученикам „модели таких органов, как кишки, легкие, сердце и печень, сделанные из кожи и набитые шерстью". Разборные модели человеческого тела, это современные учебные пособия, основанные на идеях Коменского. Доказывая необходимость создания моделей человеческого тела для учебных целей, Коменский говорил: „Если вы покажете эту модель человеку, изучающему медицину, и объясните ему каждую часть в отдельности, он тотчас же без всякого усилия поймет все детали, и с тех пор ему будет ясен механизм его собственного тела".

b2ap3_thumbnail_komensky-pic1.png

b2ap3_thumbnail_komensky-pic2.png

b2ap3_thumbnail_komensky-pic3.png

b2ap3_thumbnail_komensky-pic4.png

b2ap3_thumbnail_komensky-pic5.png

Слова говорил Коменский - должны преподаваться и усваиваться только в связи с вещами, как дерево со своей корой или плод со своей кожурой. Ибо что такое слова, как не оболочки и покровы вещей?" В своем иллюстрированном учебнике „Мир в картинках" он разработал систему обучения детей чтению, очень напоминающую широко распространенный в наши дни „метод целых слов". Приведены две гравюры из книги „Мир в картинках“. Иллюстрация из современного учебника. Современная внеклассная работа, например экскурсии в музеи и т. п. (наверху справа), также основывается на положениях Коменского. На фото внизу показана экспозиция Чикагского музея естественной истории, где ученые и художники искусно воссоздали для зрителя естественные условия жизни животных.

b2ap3_thumbnail_komensky-book.png

b2ap3_thumbnail_komensky-book1.png

 Таким образом, говорит он, «дети будут заняты уроками, которые доставят им столько же удовольствия, сколько они получили бы, проведя день в играх».

«Дети должны изучать природу, где только возможно,— говорил Коменский.— Почему бы вместо изучения мертвых книг не открыть живую книгу природы, изучение которой дает нам гораздо больше удовольствия и пользы, чем может дать любой человек?.. Люди должны приобретать знания, изучая небо и землю, дубы и березы». Предметы, о которых учитель рассказывает ученикам, должны быть наглядно показаны. Анатомию следует изучать на вскрытиях; если невозможно показать ученикам настоящие внутренние органы, то необходимо «дать им хотя бы модели печени, легких, кишок и т. д., сделанные из кожи и набитые шерстью».

b2ap3_thumbnail_komensky-book5.png

 Учебники Коменского построены на тех же самых принципах. Особенно важны два из них: это «Открытая дверь к языкам», о которой уже говорилось, и «Мир в картинках». Хотя «Мир в картинках» не является первым в мире иллюстрированным учебником вообще, это первый учебник, в котором иллюстрации не просто придают книге привлекательность и интерес, а являются основой всей работы с ней. В этом смысле Коменский может быть назван отцом иллюстрированного учебника.

«Мир в картинках» — новаторское произведение и в ряде других отношений. Коменский перенес центр тяжести обучения со слова на предмет и обучал языку при помощи картинок. Книга связывала предмет, изображенный на картинке, со словом, составляющим часть предложения; таким образом, осуществлялся переход от слова к предмету и далее к новому слову. Кроме того, в книге давались латинские слова и предложения вместе с их переводом. Содержание книги составляет не мир классической древности, а полезные повседневные и научные сведения. Так Коменский полностью порвал с бесплодными традициями схоластического красноречия, которые в его время и еще столетия спустя были бичом школы, и отказался от метода обучения языку при помощи механического заучивания грамматики.

b2ap3_thumbnail_komensky-book3.png

 

Откройте живую книгу природы!

«Эта книга,— говорил Коменский,— дает малышам чудесный способ научиться чтению гораздо легче, чем раньше». Он пояснял, что «Мир в картинках» задуман как краткая энциклопедия, служащая одновременно хрестоматией и словарем для изучения немецкого языка и латыни. «Мир в картинках» — это азбука с рисунками. На рисунках изображались различные животные, а буквы, написанные рядом, передавали звуки, которые эти животные издают. Ребенок, говорит Коменский, «только начинающий учиться читать и писать буквы, задумается и тотчас же вспомнит звучание и значение каждого знака, как только он взглянет на животное, с которым этот знак связан, и в конце концов его воображение, подкрепленное повседневными упражнениями, поможет ему получить полные и прочные знания...»

b2ap3_thumbnail_komensky-book2.png

 Освоившись с азбукой, ребенок может ознакомиться с рисунками, помещенными над заголовком каждой главы. Рисунок подскажет ему, что значит подпись. Просмотрев внимательно всю книгу, «он незаметно научится читать по подписям к картинкам, не прибегая к скучному и утомительному чтению по складам, которое является пыткой для детского ума». Следовательно, Коменский, отец лгетода наглядного обучения, является также предшественником обучения чтению методом целых слов. Коменский первым создал и «мониториальную» систему обучения, по которой во главе каждой группы ставился один из учеников, проверявший знания своих однокашников и следивший за их дисциплиной. Эта система и вытекающий из нее групповой метод занятий стали очень популярны в XIX веке. В «Великой дидактике» Коменский предлагает разделение классов на «десятки». Во главе каждого «десятка» и во главе нескольких объединенных групп стоит староста, «чтобы стимулировать внимание и дать каждому ученику возможность извлекать пользу из высказываний его товарищей».

Всякий, кто родился человеком, должен получить образование

Коменский так описывает урок письменного перевода: «Как только старосты групп наведут порядок в классе, следует вызвать одного ученика и дать ему выбрать по собственному желанию любого из его товарищей в качестве оппонента. Затем ученик читает вслух свое упражнение фразу за фразой, а весь класс слушает. В конце каждой фразы читающий останавливается, и его оппонент может указать на его ошибки... После этого другие члены той же группы, а за ними и остальные ученики этого класса обсуждают перевод и, наконец, если что-либо было упущено, учитель делает свои замечания. Затем оппонент в свою очередь читает перевод, отдельные слова и фразы которого также подвергаются обсуждению. Затем выбирается вторая пара оппонентов, и вся процедура продолжается, пока позволяет время. Если у кого-либо есть еще сомнения по поводу перевода, он может сказать о своих затруднениях, а если кто-нибудь считает, что его перевод лучше, чем предложенный, он может зачитать свой перевод и выслушать замечания».

Таким образом, Коменский взамен системы работы учителя с каждым учеником отдельно — системы, при которой остальные ученики, предоставленные самим себе, имели великолепную возможность озорничать и поднимать адский шум,— предложил систему коллективного обучения, основанную на соревновании и на духе товарищества.

Можно написать целое исследование о влиянии Ко-менского на современные методы обучения. Например, он считал, что в классных комнатах должны быть развешаны портреты знаменитых людей, картины, изображающие выдающиеся исторические события, карты и другие наглядные пособия, а также «различные модели, помогающие лучше запоминать идеи и факты». Приятный вид класса, говорил он, «побудит ребенка, когда он вырастет, украшать свой дом и делать его более привлекательным».

Коменский настаивал на включении в учебный план художественного воспитания. Он протестовал (в то время!) против перегрузки школьников и утверждал, что уроки должны проводиться только утром и занимать не более четырех часов, а день должен оставаться свободным для занятий пением, рисованием и танцами.

В эпоху, когда образование было привилегией немногих и не имело ни ясных теоретических основ, ни твердо установленных правил, Коменский создал систематизированную всеобъемлющую теорию школьного обучения и заложил основы современных представлений о всеобщем демократическом образовании, которое составляет такую важную часть работы ЮНЕСКО. Именно Коменскому мы обязаны Хартией бесплатного и обязательного обучения: «В школу следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, девочек и мальчиков во всех городах и местечках, селах и деревнях. Всякий, кто родился человеком, должен получить образование». В соответствии со своей всеобъемлющей системой школ различных ступеней он хотел видеть материнскую школу в каждом доме, элементарную школу родного языка в каждом селении и деревне, среднюю школу — гимназию в каждом городе и университет в каждой провинции.
Прошли века, прежде чем эти идеалы стали частью национальных программ образования в различных странах. Всеобщее бесплатное обучение, система образования, основанная на гармоническом и постепенном развитии всех способностей ребенка, руководство в выборе профессии, применение активных и интуитивных методов обучения, хорошо оборудованные школы, специальная подготовка учителей — таковы вкратце некоторые из важнейших принципов, которые чешский философ сформулировал в своей «Великой дидактике» и которые были восприняты ЮНЕСКО.

Однако Коменский не удовлетворялся лишь требованием предоставить всем людям возможность учиться. Он считал, что всеобщее образование должно включать в себя знания, бережно собираемые во всем мире, и что оно должно стать путем к свету, так чтобы «человеческий ум постепенно переходил от тьмы к свету и от смутных и случайных взглядов к единственному прямому пути вечной истины».

В своем «Пути света», написанном в Лондоне в 1641 году, Коменский признавал, что его планы реформы образования не могут быть проведены в жизнь без организованного международного сотрудничества, включающего создание всемирно й академии. Эти мысли привели его к выработке плана «Всеобщей консультации по изменению людских дел». Краеугольный камень этого огромного неоконченного труда составляют «Пампедия» и «Панорто-зия» (трактат о всеобщем усовершенствовании человеческих дел). Коменский меч ал об установлении более тесных связей между всем европейскими странами, а затем и между всеми частями света. Он хорошо представлял себе трудности, возникающие на пути международного сотрудничества, и проповедовал терпимость и взаимопонимание как средство их преодоления: «Да не будет никто осужден за ошибки прошлого... Как и при обучении детей, самое главное — это вести людей от известного к еще не познанному; слово «вести», как и слово «обучать», подразумевает применение мирных, а не насильственных средств». Поэтому он призывал людей объединиться во имя мира, собраться в объединенную ассамблею человеческой солидарности, общности мыслей и знаний, воплощенной в «Совете просвещения» — международной организации, где просвещение, наука и культура будут использоваться на благо человечества. Разве это не те самые принципы, на которых основана ЮНЕСКО?

Успех произведений Коменского в эпоху их появления частично объяснялся тем, что он искусно переработал и систематизировал идеи, которые до него были сформулированы другими. Коменский, несомненно, был знаком с педагогическими идеями Лютера, Кальвина и Меланхтона, которые наряду с борьбой за реформацию церкви выдвигали программы широкого народного образования. Он также не мог не знать о реформах, предлагавшихся такими людьми, как Эразм, Рабле, Монтень и даже Мильтон. Возрождение интереса к античности и достижения науки открыли новые перспективы для человеческого ума и усилили стремление к знаниям. Появилась потребность в таких методах обучения, которые помогли бы освоить эту огромную массу новых знаний.

ИЗДАНИЕ ТРУДОВ
Гений объединяет противоречивые черты

Но, чтобы понять, почему работы Коменского продолжают сохранять актуальность, недостаточно лишь описать исторические условия его времени. Хотя чешский педагог был многим обязан мыслителям эпохи Возрождения и даже еще более ранним, таким, как Вивес, Кампанелла, Альштед и в особенности Бэкон (от которых он унаследовал свою любовь к научному прогрессу, свои идеи о сотрудничестве между научными обществами и интерес к развитию индуктивного метода), он в то же время соединял в себе абстрактное дедуктивное мышление Центральной Европы с более земной и индивидуалистической философией англичан. Как писал Жан Пиаже, «он был теологом, влюбленным в метафизику и проникнутым умозрительным духом XVII столетия. Это объясняет двойственное впечатление, возникающее при чтении трудов великого педагога,— старомодности формы и современности люстрация из русско-немецкого словаря XIX века. В наши дни развитие техники — успехи кино и телевидения — открывает необычайно широкие возможности для применения этих положений.
содержания. В этом отношении метафизика Коменского стоит между схоластикой, восходящей к Аристотелю, и механицизмом XVII столетия».

Одним словом, характер его был чрезвычайно сложным. Страстный патриот, он мечтал о м:даной федерации всех народов. Методичный рационалист, он был под сильным влиянием мистической теологии гуситов. Но эти очевидные противоречия ни в коей мере не нарушают внутреннего единства всех его произведений и могут быть объяснены его семейными обстоятельствами, его образованием И жизненным опытом. Только могучий гений мог слить их в единое целое, основные принципы которого, по крайней мере в отношении образования и международных связей, сохраняют поразительную актуальность. Лейбниц, Бюиссон и Раумер поражались широте его ума; Мишле называл его «Галилеем педагогики», а Никлас Батлер, американский педагог, сказал, что Коменский для современной педагогики — то же, что Коперник и Ньютон для современной науки, а Бэкон и Декарт — для современной философии.