Культурный-портал

Великая цивилизация Кушан

Великий период процветания гандхарского искусства совпадает по времени с эпохой правления Кушанской династии. Из Индии буддизм быстро распространился по всей территории кушанского государства, и оттуда началось его проникновение в Китай. Кушанские художники обогатили буддийскую скульптуру смелым нововведением — стали появляться изображения Будды в человеческом облике. Кушаны не только поощряли духовные и художественные поиски в пределах своих владений, но и поддерживали тесные связи с ведущими культурными центрами древнего мира. Они контролировали важнейшие сухопутные пути между Китаем и Римом.

В самом начале нашей эры могущественная Кушанская держава, соприкасавшаяся на востоке с ханьским Китаем, а на западе с Парфянским царством, соединила в единую систему ранее разобщенные древнейшие центры цивилизации Старого Света. Отныне и на несколько веков вперед все страны Старого Света — от Британских островов до побережья Тихого океана — оказались под властью или влиянием Рима, Парфии, Ханьского государства и Кушанекой империи, и все эти четыре великие империи древности вступили в тесные и сложные взаимоотношения.

Через земли кушан и парфян — из Китая в римское Средиземноморье — был проложен первый в истории человечества трансконтинентальный торговый и дипломатический тракт — Великий шелковый путь. Более чем за тысячу лет до Васко да Гамы древние мореходы наладили регулярное сообщение по Индийскому океану

Кушанекой империи принадлежит выдающееся место в истории древнего мира. Недавние археологические открытия принесли новые свидетельства того, что в различных частях этой обширной империи, простиравшейся от Аральского моря до Индийского океана, процветали самые разнородные художественные школы, начало которым было положено ка территории древней Бактрии.

Можно предполагать, что в это же время была проложена столь важная впоследствии степная дорога из среднеазиатского Междуречья в Восточную Европу и к античным городам северного Причерноморья, Монеты кушанских государей найдены под Киевом, в Эфиопии и Скандинавии, в городах Римской империи, а римские монеты Августа и Тиберия — в городах западной и южной Индии.

Кушанские монеты в Прикамье (юго-западный Урал) и серебряный сосуд из Хорезма в Зауралье говорят о связях с северными соседями. Ремесленники города, стоявшего на месте нынешнего Душанбе, изготовляли бляхи с изображением бога Диониса, Индийская резная кость эпохи кушан обнаружена в Помпеях, а римские стеклянные изделия — во дворце кушанских правителей в Беграме (севернее Кабула),

В Римской империи, вплоть до Британии, был распространен азиатский культ Митры, в Риме были в моде восточные специи и шелка, а в Передней Азии, Закавказье, Индостане, Центральной Азии и Индокитае часто находят римские предметы. Кушанские послы присутствовали в Риме на празднествах, устроенных Траяном по случаю победы над дака-ми в конце I века нашей эры.

Таким образом, кушанская эпоха была не только продолжением ранее установленных связей между Западом и Востоком, но качественно новым этапом в развитии этого важного историко-культурного процесса.

Немногим более столетия назад ученые впервые приступили к изучению эпохи кушан, истоки и происхождение цивилизации которых до сих пор остаются загадкой, несмотря на некоторые упоминания и хроники, оставленные нам древними греками, римлянами и китайцами. Настойчивые усилия ученых разных стран и недавние археологические раскопки мало-помалу начинают приоткрывать завесу над этой загадкой прошлого.

История кушан объемлет около пяти веков — между падением Греко-Бактрийского царства в XI—I веках до нашей эры и возникновением империи эфталитов (белых гуннов) в конце IV — начале V века нашей эры. О раннем периоде истории Кушанской империи известно очень немного. Сейчас ученые пришли к единому мнению, что Кушанская империя сложилась в результате объединения кочевых племен, вожди которых и дали ей свое династическое имя — Кушаны.

Кто были эти кочевники, не ясно до сих пор, но последние данные настойчиво указывают на народы, жившие в северных районах Средней Азии и объединившиеся с племенами юэчжей, усуней и саков — скифов

среднеазиатского происхождения.

Где-то между II и I веками до нашей эры эти племена объединились для борьбы с Греко-Бактрией. Очевидно, в этой борьбе кушаны играли главенствующую роль, и поэтому государству, появившемуся на месте Бактрии, они дали свое имя.

Первым кушанским государем, имя которого донесено до нас историей, был Куджула Кадфиз, провозгласивший себя «царем царей» и положивший начало великому делу объединения Кушанской империи. Он объединил Бактрию и Согдиану (со столицей в Самарканде) и расширил сферу своего влияния до Кабула и Кашмира на юге.

Его преемник Вима Кадфиз продолжал политику расширения империи на юг и юго-восток, В период его правления культурное влияние кушан распространялось вплоть до Бенареса. Северный сосед — государство, позднее известное под названием Хорезм,— также был присоединен к империи кушан.

Наивысшего расцвета Кушанская империя достигла при Канишке. Хотя имя его едва ли широко известно, несомненно, что это был один из величайших правителей, когда-либо появлявшихся на арене истории древнего мира.

Об облике кушанских царей можно судить по дошедшим до нас монетам, отчеканенным при их правлении. На верхнем снимке: монета с изображением Куджула Кадфиза, заложившего основу могущества кушанскего государства; справа: оборотная сторона этой монеты. На нижнем снимке справа: монета с изображением царя Канишки, великого покровителя искусств, при котором Кушаиское царство достигло вершин культурного влияния; рядом оборотная сторона этой монеты. «Документальные свидетельства» — монеты, в большом количестве найденные в различных местах,— представляют огромную ценность для ученых, восстанавливающих историю Кушанской империи. В 1830 году вблизи Баграми, летней столицы кушанских правителей, было найдено около 30 ООО монет различных эпох и многочисленные предметы роскоши: сирийское стекло, китайские лаковые изделия, индийская резьба по слоновой кости, бронзовые изображения эллинистической эпохи, гипсовые формы для отливки серебряных изделий, доставленные из западных стран. Находки в Беграме — свидетельство многосторонних связей Кушанской империи со многими народами древнего мира.

Канишка, великий правитель древности

Канишка вошел в историю как великий покровитель искусств и религии, при котором Гандхара превратилась в «священную землю» буддизма (в то же время, как мы увидим позднее, отличительным признаком кушанской цивилизации была веротерпимость). Канишка созвал Четвертый буддийский собор, и весьма вероятно, что одна из разновидностей буддизма — «махаяна», или «большая    колесница»,— зародилась

в период его правления и при его покровительстве.

Свержение власти греческой верхушки отнюдь не означало деградации государственности и культуры в Бактрии и соседних областях. Утратившие связи с античным Средиземноморьем греческие династы Бактрии и Индии ко II—I векам до нашей эры выродились в честолюбивых и агрессивных правителей.

И было бы несправедливо рассматривать их как носителей великих традиций античного мира. Развитие традиций античной культуры в сердце Азии началось именно после того, как на смену греческим владетелям пришла устойчивая местная власть.

И все же не следует совершенно пренебрегать влиянием греков в до-кушанский и раннекушанский периоды. Слияние греческой и местной бактрийской культур, присутствие которого очевидно в период Греко-Бактрийского и Кушанского царств, уходит еще глубже в историю.

Уже в ахеменидскую эпоху в Средней Азии появились первые выходцы из эллинского мира, возникли греческие колонии. И как известно, Бактрия играла важную роль в восточной политике Александра, стремившегося объединить эллинов с народами Востока. Именно в это время появилось так называемое «ку-шанское письмо» — греческая письменность, использованная для записи местного древнего бактрийского языка. Появление кушанского письма было событием огромного культурного значения. Таким образом, три историкокультурных компонента — местный (бактрийский), эллинский и кочевой,— слившись с самобытными традициями народов соседних областей (ныне территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Индии, Ирана), и создали тот сложный и своеобразный комплекс этно-культурных и социально-политических явлений, каким предстает перед нами еще во многом загадочный кушанский мир.

Огромную роль в распространении на Дальнем Востоке достижений античной и индийской культур сыграла Средняя Азия. Судя по материалам письменных источников и археологии, весь восточный участок Великого шелкового пути уже в IV веке нашей эры был в руках согдийцев.

В глубинной Азии они основали свои колонии и поселения для торговых связей со многими народами. Согдийские шелка, конкурируя с китайскими и ближневосточными, позднее проникают в Византию и Западную Европу, о чем свидетельствуют недавние находки шелков с согдийскими письменами в церковных сокровищницах Европы.

Объединение народов, живших в то время на территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Индии и восточной части Ирана, в рамках единого государства и относительная безопасность от внешних военных вторжений привели к расцвету хозяйства и экономики этой части мира.

Кушанский период был отмечен одним весьма знаменательным фактом — долгим, плодотворным сосуществованием традиций различных народов, населявших империю, и разных религиозных систем и течений. В немалой степени этому способствовала политика религиозной терпимости, проводимая кушанскими царями.

Свидетельство этой религиозной толерантности и сосуществования культурных традиций — кушанский пантеон. На монетах эпохи Канишки запечатлены имена и изображения индийских, иранских и эллинистических божеств: справедливый Митра; богиня плодородия Ордохш; могущественный бог войны Веретрагна; индийские боги Шива и Вудда; Гелиос, Селена и даже Серапис, культ которого хорошо известен эллинистическому Египту,

Синкретизм кушанского пантеона отражал этническую и культурную пестроту населения огромной империи и вместе с тем свидетельствовал о появлении многих общих для всего государства норм и традиций, выработанных в процессе тесного взаимовлияния и взаимообогащения.

Толерантность в самом широком смысле слова была важным условием расцвета культуры, позволяла сохранить своеобразие местных традиций и местных культур; вместе с тем продолжалось формирование общих для всего огромного государства культурных ценностей.

Кушанская империя, как мы показали выше, сыграла немаловажную роль в распространении буддизма в Азии, Но это ни в коей мере не означало исчезновения местных религий и традиций; это был сложный творческий процесс взаимодействия и принятия новых идей.

История буддизма в Центральной Азии дает интересный и важный материал, несмотря на то что буддизм никогда не был здесь господствующей религией. Адепты буддизма в Бактрии не просто усваивали буддийские тексты и переводили их с санскрита — они по-своему комментировали и трактовали их.

Этот специфический подход нашел отражение в храмовой архитектуре; устройство и планировка буддийских храмов в Бактрии (а позднее в Центральной Азии вообще), как правило, повторяли не буддийские святыни докушанской и раннекушанской Индии, а характерные для Передней и Средней Азии храмовые комплексы с замкнутым святилищем, окруженным узкими обходными коридорами.

Средняя Азия стала ядром, откуда буддийская культура распространялась далеко на Восток — в Китай, Японию и Корею. В китайских сочинениях приведены имена более десяти буддийских монахов, выходцев из Бактрии, Согдианы и Парфии, писавших богословские трактаты и переводивших их на китайский язык. И совершенно справедливо утверждают некоторые исследователи истории буддизма, что без среднеазиатских монахов Китай в I—-IV веках нашей эры практически не знал бы о буддизме.

Средняя Азия становилась тем районом, который непосредственно связывал Передний и Дальний Восток. Но это не было механическим соединением, простой передачей культуры одного народа другому, было творческим усвоением культурных ценностей на новом, более высоком уровне.

Культуры одного народа другому, это было творческим усвоением культурных ценностей на новом, более высоком уровне.

Именно в кушанскую эпоху народы Востока ощутили огромное значение связей между государствами и отдельными народами и создали общие культурные ценности, связующие все народы огромной империи. И не менее важно то, что при-этом, в процессе ассимиляции, сохранялись местные традиции и особенности каждой составной части общей культуры.

Эти черты конгломерата народов Кушанской империи, самобытный характер местных художественных направлений и школ стали совершенно очевидными в последние годы. Однако вместе с тем можно ясно различить неповторимые черты традиционного местного искусства.

В течение нескольких десятилетий ученые спорят о происхождении и характере кушанского искусства. Найденные первоначально в Гандхаре (Западный Пакистан) памятники кушанского искусства рассматривались лишь с позиций антично-римской традиции либо как чисто буддийские по содержанию.

Находки памятников матхурской школы в Индии, открытия в Пакистане (Таксила, Буткара), Афганистане (Беграм, Хадда, а в последние годы Сурх-Котал) и в Средней Азии (Айр-там и недавние раскопки в Халчаяне и Дальверзин-тепе) совершенно изменили ранее существовавшее представление о происхождении и характере того сложного и многостороннего явления, каким было искусство кушан.

Мы можем совершенно определенно утверждать, что при кушанах существовали различные художественные школы и целые направления, хотя часто и связанные друг с другом, но самостоятельные в художественном плане. Особое место в кушанском искусстве занимала бактрийская художественная школа, блестящие памятники которой обнаружены в последние годы в северном Афганистане и Средней Азии. Именно в Бактрии сформировалось кушан-ское искусство, развитое позднее другими школами.

Искусство империи надолго пережило кушанскую государственность и послужило источником вдохновения для многих художников и мастеров стран и областей Средней Азии, Индостана и Дальнего Востока в эпоху раннего средневековья. Традиции этого искусства ясно различимы и в скульптуре государства Гуптов в Индии и в стенных росписях и рельефах Согда (Пенджикент, Варахма) и восточного Туркестана.