Культурный-портал

НАУКА О СОХРАНЕНИИ ПАМЯТНИКОВ

НАУКА О СОХРАНЕНИИ ПАМЯТНИКОВ

 

Что означают слова «сохранение памятников прошлого»? Определить их значение не так-то просто. Памятник может быть выполнен из любого материала и иметь любые размеры. Храм, статуя, тотемный столб — все это примеры памятников, которые не подлежат перемещению и должны противостоять ветру и дождю, жаре и холоду. Специфические трудности связаны с сохранением старинных морских судов, таких, как корабли «Ваза» (Швеция) или «Виктория» (Англия). В свою очередь настенные росписи, обычно защищенные от резких температурных колебаний, могут страдать от подпочвенных вод, от плесневых грибков.

Количество предметов, хранящихся в музеях, галереях, книгохранилищах, архивах, поистине огромно. Они чрезвычайно разнообразны: мечи и доспехи, музыкальные инструменты, облачения священнослужителей, инкунабулы. Искусство сохранения этих предметов развилось в новую отрасль науки. Ушло время, когда в этой области хозяйничали всякие знахари-реставраторы с их «тайными средствами».

За неимением лучшего термина словом «реставратор» пользуются еще и сейчас, но теперь оно имеет совсем другой смысл. Современный реставратор — это квалифицированный специалист, хорошо знакомый с физикой,
химией и биологией. Он не замыкается в себе, он связан с государственными или общественными учреждениями и, возможно, является членом Международной организации по сохранению памятников и исторических мест — профессиональной организации, объединяющей специалистов этой области. Он хранит подробную документацию всех выполненных им работ, публикует результаты своих исследований и делает сообщения о своих достижениях в искусстве реставрации на периодически созываемых конференциях Международного совета музеев, в которых участвуют не только реставраторы, но и работники музеев и искусствоведы. Теперь работники музеев и учреждений по охране памятников в своей работе пользуются услугами науки, тесно сотрудничая с искусствоведами и археологами.

Не поддаваясь соблазну отклониться от основной темы, чтобы изложить все причины такого поворота, я сошлюсь лишь на такие факторы, как значительное повышение чувствительности научных приборов и появление множества синтетических материалов, чтобы можно было себе представить, как наука при ее разумном использовании способна сегодня служить искусству.

Синтетические материалы достигли такого совершенства, что их нельзя уже рассматривать просто как заменители природных продуктов. Они часто обладают новыми свойствами, очень ценными и полезными. Таковы, например, различные очищающие средства и растворители, растворимый в воде воск, применяемый при обработке кожи, синтетические волокна, синтетический клей. Богатые возможности таит в себе средство, известное под названием «растворимый нейлон», применяемый для закрепления красок на произведениях, написанных темперой, — он не придает им нежелательного блеска. Его используют, чтобы закрепить найденные в солончаковых пустынях керамические изделия, когда их промывают для удаления солей; по окончании операции, если это нужно, закрепитель можно смыть. Сейчас специалист может с помощью мягких рентгеновских лучей обнаружить под слоем краски первый набросок, сделанный художником на полотне. Можно также снять фреску со стены, оставив на ней контуры первоначального рисунка, что представляет большой интерес для искусствоведов.

Специалистами установлено, что некоторые древнерусские иконы написаны в несколько слоев на одной и той же доске. Современная техника реставрации позволила восстановить самые древние, нижние слои, не уничтожив верхние. Произведения живописи можно сейчас переносить с источенных червями досок на новую основу, можно заменять и холст, на котором написана картина. Словом, мастерство нынешних реставраторов позволяет спасать от разрушения самые хрупкие предметы, имеющие сложное строение.