Культурный-портал

Но память рвется в бой и крутится, как счетчик

История музея до потопа и после


Музей А. Башлачёва существует в Череповце давно. Он был открыт в феврале 2002 года в библиотеке №5 на окраине города Череповца. Представлял собой маленькую с высоченным потолком комнату, похожую на колодец. Там стоял стол русского поэта А. Башлачёва и висели на стендах ксерокопии фотографий, рукописей, в углу – гитара и берёзка. Экспозиции, по сути, не было, но даже туда приходили, приезжали со всей России.
В 2009 году библиотеку затопило: вода текла по стенам, были лужи на полу. Удивительно, но экспонаты почти не пострадали. Вот как рассказывает о переезде музея его директор Т.С. Мельникова:
«Директор Центральной городской библиотеки Л.Н. Муромцева позвонила мне и сказала: «Надо спасать музей Башлачёва, потому что никто им не занимается».  А заведующая библиотеки №5, где раньше был музей, (М.Г. Брынских) ушла – сменился руководитель, который ратовал за это дело, а новая заведующая просто заперла музей. Для тех, кто приезжал, экскурсию не проводили, а открывали комнатку, запускали, и после снова закрывали.
Мне предложили заняться музеем, потому что я молодая зав.библиотекой и мне это могло быть интересно. Я подумала: надо же, ни разу не была в том музее, хотя очень уважаю творчество А. Башлачёва, а теперь сам музей переезжает ко мне. Это очень символично, что музей А. Башлачёва переехал в музыкальную библиотеку.
У меня тогда пустовала стекляшка (комната за стеклянной стеной) и я сказала, что есть куда разместить музей – привозите. До сих пор помню, как на газели всё это – стол, гитару, берёзку, фотографии – привезли. Все хрупкое, ломкое, ксерокопии фотографий разодраны. Тогда и решили, что ксерокопии надо по возможности заменить оригиналами. Сейчас у нас богатый архив подлинных фотографий – большое спасибо Елене Башлачёвой. На новом месте музей имени Александра Башлачёва сразу стал объединять всех, кто неравнодушен к его творчеству».

 

 

Новая история музея

 

Адрес музея:

Череповец,
проспект Строителей, дом 30.
В здании Центральной нотно-музыкальной библиотеки №11

Часы работы: 11-19, вскр. 11-17

Выходные дни: пятница, суббота, санитарный день - последний рабочий день месяца

Новый музей основан 1 ноября 2009 года. Над его художественным оформлением работали Ирина Поспелова и Надежда Исаева. Молодые художницы после учебы для стажировки выбрали музей Башлачёва, хотя ничего о поэте не знали. Они попали в важное для музея время его реконструкции. Художники начали свою работу с изучения творчества и биографии Башлачёва, чтобы выразить в каждой детали личность поэта. Что получилось:

 

 

Стены музея


Посетителей музея встречает стена с 8-ю стендами фотографий, которые рассказывают о жизни Саши. Это содержательная фотобиография, где как минимум половина фотографий подлинные. Снимки разных лет из архива семьи Башлачёвых предоставила и помогла их хронологически выстроить сестра поэта – Елена Башлачёва.

 

Стеклянная стена


В небольшой светлой комнате, одна стена которой стеклянная, располагается сам музей. С внешней стороны стеклянной стены стоит берёзка с колокольчиками, напоминающая берёзу на могиле, а с внутренней стороны – стол с рукописями, письмами Башлачёва, с его журналистскими статьями 1983 года для газеты «Коммунист» (с 1990-х годов – газета называется «Речь»). В отдельной папке на столе собраны статьи о творчестве А. Башлачёва, в другой папке копится материал по истории музея: открытие, встречи, концерты…

 

Стена-экспозиция: «Любовь - это поезд "Свердловск-Ленинград" и назад»


Жизнь в дороге, «голова – перекресток железных дорог» – эту составляющую биографии и личности чутко уловили художники и воплотили на одной из стен. В центре стены – купе вагона, в котором полки из настоящего поезда, только обтянуты новым материалом. Воссозданы крючки, окно; на столе – стакан в алюминиевом подстаканнике, книга Маяковского, открытая на пьесе «Баня», которую «пассажир» очень любил… В дороге им, наверное, были написаны многие песни. И, наверняка, песня «Поезд»:

 

 

Нет времени, чтобы себя обмануть,
И нет ничего, чтобы просто уснуть,
И нет никого, кто способен нажать на курок.

Моя голова — перекресток железных дорог.

Есть целое небо, но нечем дышать.
Здесь тесно, но я не пытаюсь бежать.
Я прочно запутался в сетке ошибочных строк.

Моя голова — перекресток железных дорог.

Нарушены правила в нашей игре,
И я повис на телефонном шнуре.
Смотрите, сегодня петля на плечах палача.

Скажи мне — прощай, помолись и скорее кончай.

Минута считалась за несколько лет,
Но ты мне купила обратный билет.
И вот уже ты мне приносишь заваренный чай.

С него начинается мертвый сезон.
Шесть твоих цифр помнит мой телефон,
Хотя он давно помешался на длинных гудках.

Нам нужно молчать, стиснув зубы до боли в висках.

Фильтр сигареты испачкан в крови.
Я еду по минному полю любви.
Хочу каждый день умирать у тебя на руках.

Мне нужно хоть раз умереть у тебя на руках.

Любовь — это слово похоже на ложь.
Пришитая к коже дешевая брошь.
Прицепленный к жестким вагонам вагон-ресторан.

И даже любовь не поможет сорвать стоп-кран.

(1984)

 

 

{youtube}aR3I8iG3Y7Q{/youtube}

 

Интервью о стене-экспозиции  «Поезд»

 

Стена-экспозиция: «Но память рвется в бой. И крутится, как счетчик, Снижаясь над тобой и превращаясь в нимб»

 

Вдоль ещё одной стены расположены экспонаты, воссоздающие эпоху 80-х годов: например, магнитофон «Маяк», афиша I всесоюзного фестиваля «Рок-акустика-90» (12-14 января 1990).

 

 

Самые ценные экспонаты на стенде:

 

 

 

Микрофон, который передал музею друг Башлачёва – Сергей Смирнов – с пояснением, что «в этот микрофон после Сашки даже никто не дышал».

 

Стена-экспозиция: «Мой город, и дом, и квартира отыщутся где-то. Согласно прописке, там занял пять метров жилья»

 

Последняя стена в музее – комната Саши Башлачёва. Письменный стол Саши, книжная полка с книгами любимого писателя – Вл. Маяковского… Остальные вещи – воссоздание «как бы могло быть»:

 

{youtube}qzcvRXoXEBY{/youtube}

 

Интервью о стене-экспозиции  «Комната»

 

Названия стенам придумала я для этой статьи, чтобы отразить их суть. Но в этом и моё пожелание оформителям музея: больше использовать слово поэта, ведь оно его главное наследие.

 

 

Планы и перспективы музея

 

 

Главная ценность музея не только в сохранении наследия А. Башлачёва, но и в том, что он стал объединяющим центром для всех, кто любит творчество поэта. В музее проходят встречи, концерты памяти, туда приходят и приезжают его друзья… В музее побывали Л. Парфёнов и А. Липницкий, А. Чернецкий (гр."Разные люди")…
Со временем у музея есть все шансы стать информационным центром по творчеству А. Башлачёва. Сотрудники начали собирать фотографии, публикации, воспоминания…
Музей во главе с Т.С. Мельниковой уже поднимает перед череповецкими властями вопросы о памятнике Башлачёву, к которому каждый может прийти и почтить память поэта, о сквере рядом с памятником, где можно было бы собираться, проводить концерты…
В планах музея – издание книг. Например, открыть серию посвящений Башлачёву, куда могли бы войти и стихи, и рисунки.
Цели и задачи у музея и его сотрудников большие и они будут расти. Нужна поддержка от простых (и не очень простых) людей и от властей.

У музея есть страница «В контакте»:
http://vkontakte.ru/friends#/id122842583
Ведут её Татьяна Мельникова и Татьяна Ржанникова.
На странице можно
•    смотреть обновляющиеся фотографии и видео о музее,
•    узнавать информацию о мероприятиях в музее.

Музей примет в дар любые газетные, журнальные, фото-, видео-, аудиоматериалы, касающиеся творчества Александра Башлачёва. В музее пока нет своей видео-, аудио-, фототехники. Воспоминания не на что записать – нет видеокамеры, диктофона.

Огромное спасибо всем, кто помогает, вкладывает душу в это дело. Удачи!

 

Л.Дмитриевская, автор-составитель книги "Александр Башлачёв: исследования творчества", специально для cult-portal.ru