Живопись Каналетто и восстановление

В январе 1945 года, когда в Варшаву начали возвращаться первые жители, она представляла собой усеянную развалинами пустыню. От города не осталось ничего, кроме неясных очертаний прежних улиц, проступавших сквозь руины и обломки. На этом огромном кладбище были погребены сотни тысяч человек. Лишь кое-где высились здания, чудом избежавшие разрушения; уцелел и один из беднейших районов довоенной Варшавы на правом берегу Вислы. Практически же от Варшавы оставалось лишь географическое местоположение да название...
Вскоре разгорелись споры о будущем Варшавы. Одни выдвигали немало проектов некоего фантастического города. Другие хотели строить на основе старого города, реставрируя и восстанавливая все лучшее из прошлого. Но жизнь шла своим чередом и не могла ждать, когда окончатся дискуссии и будут разработаны все эти планы и теории. Словно муравьи, рылись варшавяне в развалинах, разыскивая под грудами битого кирпича все, что могло пойти в дело.
И за пятнадцать лет они сделали так много, что другим странам на это потребовались бы столетия. На глазах встали из руин средневековые площади и здания XVII века. Но интерьеры этих зданий отвечают самым современным требованиям. Из старых камней вновь складывались стены готического собора, пышные дворцы вельмож XVII и XVIII веков, тщательно восстановленные во всех деталях, превращались в культурные и административные учреждения. Классический фасад оперного театра — точная копия того, который был сооружен в начале прошлого столетия, — украшает вполне современное театральное здание, одно из лучших Ь Европе по техническому оснащению. На опорах разрушенных мостов через Вислу возведены новые, гораздо более широкие.
Но варшавские архитекторы нашли совершенно необычный метод восстановления прежнего облика исторических зданий города, используя полотна с видами Варшавы, созданные известным художником XVIII века Каналетто.
Для поляков имя Каналетто ассоциируется не с Венецией, а с Варшавой. В 1767 году Бернардо Белотто, более известный под именем Каналетто Младшего (в отличие от его дяди Антонио Канале — Каналетто Венецианского), приехал в Варшаву. Он с первого взгляда полюбил этот город и прожил в нем до самой смерти (1780), оставив после себя серию картин, на которых с поразительной точностью и мастерством изобразил столицу Польши той эпохи.
Варшавские архитекторы сделали огромные фоторепродукции с 25 городских пейзажей Каналетто, тщательно изучили детали и затем воспроизвели их в материале при восстановлении памятников, церквей, зданий, площадей, вернув, таким образом, подлинный облик древней польской столице.