ЗАПАД ЗНАКОМИТСЯ С МУЗЫКОЙ ВОСТОКА

Общество по распространению музыки Азии было создано в Лондоне около трех сот лет назад группой индийцев, среди которых был и мистер Ангади. Эти люди знали о моей поездке в Индию и о том большом внимании, с которым я отношусь к музыке Индии и, конечно, других стран Востока. Они ощущали назревшую необходимость познакомить лондонцев, да и весь западный мир в целом с музыкой и танцами Востока.
Поэтому они обратились ко мне с просьбой возглавить подобное общество в Нью-Йорке и быть не просто «почетным председателем», а помогать новому начинанию всеми силами. И я должен сказать, что деятельность Общества по распространению музыки Азии оказалась чрезвычайно успешной и отвечающей общим стремлениям.
Тот горячий отклик, который встретила деятельность Общества, явился для меня неожиданностью. Он говорит о том, что английская и вообще западная публика, как я в этом убедился еще в Нью-Йорке, готова и жаждет воспользоваться любой возможностью ознакомиться с тем, что происходит в других частях света. Я думаю, что создание Общества является естественным ответом на стремление человека к знаниям, знаниям о народах, живущих вне предела его досягаемости, о созданной ими самобытной цивилизации, об их образе жизни, музыке, литературе, танцах.
ЮНЕСКО утверждает, что народов «за пределами нашей досягаемости» не существует. Теоретически это правильно, но тем не менее для жителя Парижа, Лондона или Нью-Йорка, того простого человека, который интересуется индийской музыкой, индийские музыканты (я говорю об Индии только потому, что лично связан с Индией и ее музыкантами, приглашению которых в Нью-Йорке я содействовал) находятся обычно «за пределами досягаемости». Замечательная реакция общественности, которую я наблюдал, основана главным образом на желании знать то, какие необычайные образы и музыкальные формы складывались в течение тысячелетий у народов, не знавших ни нашей гаммы, ни наших инструментов, ни даже нашего образа мыслей.
Я уверен, что радио, кино, грампластинки важны, но впервые знакомиться с музыкальным произведением следует, по-моему, в живом исполнении. Благодаря деятельности Общества многие музыканты из различных стран Востока встретили понимание и горячий прием в Англии и, как я сам убедился, в Нью-Йорке.
Я думаю, что музыка всегда является лучшим средством и путем к пониманию другого народа. Музыка — лучший путь к пониманию именно потому, что она не обременена туманными словами и символами, которые уже столько раз меняли свое значение. Я видел, например, как восторгались американские слушатели ритмами индийских барабанщиков. Их музыка сделала гораздо больше для ^становления связей между этими слушателями и Индией, чем все те слова, которые могут быть сказаны по этому поводу, или книги, которые издаются, но кото-
рые, быть может, никто и не прочтет.
В музыке заключено нечто неотразимое. И, придя в концерт, вы обязательно будете слушать ее, а если артист достаточно талантлив, если его исполнение — как у выдающихся индийских музыкантов — является впечатляющим и захватывающим, то зрительный зал неизбежно поддается его очарованию. С каждым годом увеличивается число и посещаемость концертов, организуемых Обществом по распространению музыки Азии. Общество ставит теперь своей задачей создать постоянный центр в Лондоне, поскольку нет сомнений в том, что независимо от того, кто будет вести ее в дальнейшем, его деятельность будет продолжаться и расширяться. Работа Общества является частью насущной задачи нашего времени — задачи лучше узнать друг друга.
Иегуди Менухин