культурный-портал.рф

Японская живопись школы Укиё-э

В начале XVII века сёгун (военный правитель) Иэясу Токугава завершил начатое его предшественниками
объединение Японии. После многолетних опустошительных феодальных междоусобиц в стране наступил длительный период мира и процветания. Все большее значение м общественной н культурной жизни государства начали приобретать интенсивно растущие города, ставшие центрами развития торговли и ремесел. Горожане считались третьим сословием, занимая после самураев м крестьян самую низкую ступень в общественной иерархии. В эту категорию входили представители других социальных слоев, которые в силу определенных обстоятельств оседали в городах и становились купцами, мелкими торговцами, ремесленниками, а также деятелями интеллектуальных профессий — учеными, художниками, писателями, актерами. По мере роста материального благосостояния роль третьего-сословия кардинально менялась, и все более усиливалось его влияние на экономическое состояние страны. Обретая уверенность в своем положении, но по-прежнему лишенные возможности политической деятельности, горожане стали активно проявлять свои вкусы и жизненную позицию в культуре, достигшей к концу XVII —началу XVIII века выского расцвета. Общая демократизация культуры привела к появлению и жанровой живописи, целиком связанной с жизнью и бытом третьего сословии. Китагара Утамаро (1754 - 1806) Перенос красавицы через ручей. Свиток. Шелк, цв. краски. В Государственном музее искусства народов Востока (ГМИНВ) в Москве хранится около двадцати свитков, представляющих эту школу, отличающихся высоким художественным мастерством, поскольку они принадлежат лучшим мастерам Укиё-э. Особо следует выделить свиток Перенос красавицы через ручей» Утамаро (1754- 1806), так как в мире известно всего около десяти живописных произведений этого художника Музейное собрание небольшое, но тем не менее дает представление о разных линиях в живописи Укис и понятие об основном характере этого художественного течения.

Живопись в Японии всегда занимала важное мести в иерархии искусств и достаточно наглядно выражала главные тенденции культурной и общественной жизни страны. Наиболее ярко и многообразно это проявилось в эпоху Эдо (1603—1867), когда за сравнительно короткий срок возникло несколько новых живописных течений. Одним из них и стала школа Укиё-э («картины повседневной жизни»). Термин «укиё» первоначально был связан с буддийской философией и понимался как «суетный мир», «горестный мир». С XVII века возникло другое толкование - «изменчивый мир», свидетельствующее об ином мировосприятии, при котором для человека ценна каждая мимолетность настоящего, и он «живет мгновением, весело покачиваясь на волнах неведомого, как тыква на воде».  

В начале XVII века сёгун (военный правитель) Иэясу Токугава завершил начатое его предшественниками объединение Японии. После многолетних опустошительных феодальных междоусобиц в стране наступил длительный период мира и процветания. Все большее значение м общественной н культурной жизни государства начали приобретать интенсивно растущие города, ставшие центрами развития торговли и ремесел. Горожане считались третьим сословием, занимая после самураев м крестьян самую низкую ступень в общественной иерархии. В эту категорию входили представители других социальных слоев, которые в силу определенных обстоятельств оседали в городах и становились купцами, мелкими торговцами, ремесленниками, а также деятелями интеллектуальных профессий — учеными, художниками, писателями, актерами. По мере роста материального благосостояния роль третьего-сословия кардинально менялась, и все более усиливалось его влияние на экономическое состояние страны. Обретая уверенность в своем положении, но по-прежнему лишенные возможности политической деятельности, горожане стали активно проявлять свои вкусы и жизненную позицию в культуре, достигшей к концу XVII —началу XVIII века выского расцвета. Общая демократизация культуры привела к появлению и жанровой живописи, целиком связанной с жизнью и бытом третьего сословии.


Школа Утамаро Пойманная рыбка Свиток. Шелк. тушь. цв. краски.Школа Утамаро Пойманная рыбка Свиток. Шелк. тушь. цв. краски

 Однако Укиё-э возникла не на пустом месте. Бытовые сценки встречаются уже на свитках мастеров национальной школы Ямато-э («картины Ямато») XII—XIII веков, но там они выступают как незначительные, второстепенные элементы. Только начиная со второй половины XVI века появились произведения, в которых повседневная жизнь народа стала главной темой. Самыми распространенными сюжетами были изображения императорской столицы Киото и его окрестностей в сочетании со сценами из народной жизни. Это направление создавали главным образом художники декоративной школы Кано (возникла в XV веке), в меньшей степени к нему имеют отношение живописцы другой старой школы — Тоса (возникла в XIV веке). Чаше всего подобные работы выполнялись в виде больших ширм. К числу наиболее значительных принадлежит, например, ширма Кано Хидэёри (ум. 1575 г.) «Любование осенними кленами на горе Та-као», где изображена группа горожан, развлекающихся в окружении прекрасного осеннего пейзажа.

С 1615 года фактической столицей страны становится Эдо (современный Токио) с находившейся там резиденцией Иэясу Токугава. Эдо, приняв эстафету у Киото, утратившего свое ведущее положение, явился центром формирования городской культуры. Именно здесь и началось становление жанровой живописи, в которой произошли существенные перемены. Так, большие ширмы, предназначавшиеся для просторных интерьеров резиденций придворной и военной знати, теперь сменились вертикальными свитками, которые легко могли поместиться в любом доме. Одновременно с увлечением массовыми сценами и действиями все чаще появляются трактованные более конкретно, чем прежде, изображения людей крупным планом, преимущественно женщин. Интерес к женским персонажам не случаен. Важную роль в жизни города играли так называемые «веселые кварталы», бывшие единственным местом, где любой горожанин мог ощутить себя свободным, независимым человеком, которому доступны все земные радости. Особый мир, где не существовало житейских проблем и сложностей и уравнивались все сословия. Украшали этот «земной ран» беззаботные красавицы, известность некоторых из них соперничала со славой популярных актеров театра Кабуки.


Пусть в ином перерожденье

Буду я иной.

А сейчас любовь земная

Властна надо мной.

Что мне проку от учений.

Данных на века,

Если жизнь моя — росинка

В чашечке вьюнка.

(Из народной поэзии). Мосты Саммайбаси в Уэно. Тёбунсай Эйси (Хосода Эйси, 1756−1829 гг.) Мосты Саммайбаси в Уэно. Тёбунсай Эйси (Хосода Эйси, 1756−1829 гг.)

Портреты гейш пользовались большим спросом у горожан. Таким образом, сложился жанр «бидзинга»—изображение красавиц,— занимающий в живописи Укиё основное место. Считают, что утверждению бидзинга во многом способствовало творчество Оку-мура Масанобу (1686—1764), одного из наиболее представительных мастеров Укиё-э. В ГМИНВ имеется свиток Масанобу — «У полога», где изображена типичная для Укиё-э сцена — отдыхающая гейша у москитной сетки и две служанки около клетки со сверчком.

Наряду с красавицами из «веселых кварталов» художники изображали и девушек из чайных домиков и магазинов, пользовавшихся известностью у горожан. Так, в изданной в 1770 году книге Сокусандзина «История торговца сладостями Добэя» чрезвычайно восхваляется очаровательная Осэн, дочь владельца чайного магазина, которая послужила моделью для известного графика Судзукн Харунобу (1724—1770). Знаменитые красавицы, запечатленные в живописи, утрачивали свою индивидуальную прелесть, поскольку художники стремились к созданию поэтичсски-возвы-шенных образов, выделенных из обыденности реальной жизни и соответствующих идеализированным представлениям о прекрасном. Но, несмотря на это, их произведения отличались большим разнообразием. Например, произведениям художников Киото были свойственны изящество и рафинированности, а эдосские мастера бидзинга нередко акцентировали энергию, даже деловитость своих более простонародных моделей. Женщины изображались в различных интерьерах, среди лаконично трактованных пейзажей, а чаше всего -на гладком цветном фоне, который выгодно подчеркивал грациозные позы, красоту линейных ритмов и декоративную эффектность нарядных костюмов. Несмотря на то, что эстетические идеалы эпохи Хэйан (IX-XII ев.) во многом отличались от идеалов горожан эпохи Эдо, высказывание Сэй Сёиагон, автора «Записок у изголовья» (X в.), не утратило верности и в отношении бидзинга Под заголовком «То. что радует сердце» она написала: «Прекрасное изображение женщины на свитке в сопровождении многих искусно написанных слов». Музейный триптих Утагава Тоёхару «Утро. Любование цветами. Прогулка под снегом» представляет один из примеров эдоcской эстетизации женского образа.

Живопись выполнялась на шелке или бумаге яркими красками, что отвечало вкусам горожан. Наряду с профессионалами в Укиё-э работало много народных городских художников («мати-эси») Их творчество считалось второстепенным, они не подписывали свои произведения, и в Укиё-э, особенно на начальном этапе, много анонимных работ. В музейном собрании имеется любопытный свиток «Пойманная рыбка». На нем
стоит подпись Утамаро, но печати нет. Эта работа значительно отличается от стиля подлинной живописи Утамаро, подтвержденной печатью мастера. Ей свойственны большая мягкость, нежность линий и форм, поэтичный, несколько созерцательный характер. Возможно, что это работа талантливого матн-эси, подписавшего ее именем знаменитого художника.

Одним из основоположников школы долгое время считался Иваса Матабэй (1578—1650). Обладая ярко выраженной индивидуальной манерой, непохожей на школы Кано и Тоса, он работал в области исторической и жанровой живописи, иллюстрировал книги. В его творчестве уже во многом определились черты Укиё-э. Однако окончательное сложение нового стиля связывается с деятельностью Хисикава Моронобу (16181694). Именно в связи с его работами впервые

в 1682 году появляется термин «укиё». Талантливым художник, много работавший в области иллюстрации, он брал свои темы преимущественно из жизни «веселого квартала» и театра Кабуки. Почти все его живописные произведения относятся к жанру бидзинга. Силуэты женщин, показываемых исключительно в профиль, отличаются тяжеловесностью. В этих работах, ограниченных в использовании цвета, еще нет виртуозности и блеска, которые появятся в бидзинга позднее, но уже ощутимо стремление к условно-отвлеченной передаче женских образов.

Живописные свитки, выполнявшиеся в основном для состоятельных горожан, не могли удовлетворит!» растущий интерес широких масс к жанровым картинам На это была способна только ксилография с ее вол можностямн тиражирования живописных произведений. Гравюра, становление которой начинается в первой половине XVIII века, полностью заимствовала круг тем и художественную стилистику живописи Укиё, расширив со временем тематику и выработав собственную систему средств выразительности. Были художники, занимавшиеся исключительно ксилографа ей, но многие из них, как уже упоминалось, создавали одновременно и живописные свитки, в которые привносили черты, свойственные их графической манере, Один из таких мастеров — Тёбунсай Эйси (1756— 1829), наиболее плодотворно работавший в области живописи, в жанре бидзинга. Его манере свойственна особая изысканность, даже аристократичность, что объясняется японскими специалистами происхождением художника из самурайской семьи. По скорее всего это можно отнести за счет влияния школы Кано, к которой Эйси принадлежал до тридцатилстиего возраста. Живопись Эйси с элегантными персонажами, плавными, текучими линиями, мягкими драпировками считается одной из лучших в Укис-э.

Триптих Эйси из коллекции ГМИНВ «Снег. Цветы Луна» представляет синтез школ Кано и Укиё-э. Два боковых свитка, чисто пейзажные, наполненные глубоким поэтическим чувством, усиливают гармоническое звучание центрального, где изображена изящная женщина, любующаяся цветущей вишней. Этот триптих, с его возвышенным духовным настроением, выполненный с тонким пониманием композиционного строя, где имеют значение каждая линия, каждый штрих, каж дое пятно, представляется своеобразным живописным воплощением виртуозного музыкального произведения Исключительно в живописи работали немногие ху дожинки. Наиболее известными являются Андо Кай гэиудо (первая половина XVIII в.) и Миягава Тёсюн (1683—1753), специализировавшиеся также в жанре бидзинга. Кайгэцудо и его последователи (около двадцати художников) создали легко узнаваемый женский тип — крупнофигурный, оконтуренный толстыми мерными линиями, с характерным округлым лицом Глав ной особенностью творчества представителей школы Кайгэцудо является насыщенная декоративность кос-шма, которая создает как живописную эффектность, так и определенный эмоциональный настрой. Среди
коллекции Укиё-э ГМИНВ находятся два свитка Кайгэцудо, полностью отвечающие этим качествам. Интересно, что не сам человек, а именно костюм придает образу психологический аспект. Ограниченная тематика, неразработанность портретного жанра в японской живописи и привели к тому, что столь большое внимание мастера Укиё уделяли разработке пространственного, линеарно-ритмического и колористического решений, за счет чего создавались достаточно разнообразные произведения с типологической индивидуализированностью.

Произведения Миягава Тёсюна отличают утонченность (несколько иного рода, чем у Эйси), нежный колорит и лиричность. В отличие от Кайгэцудо, разрабатывавшего однотипные образы стоящих фигур, у Тёсюна встречаются и более развитые в сюжетном отношении работы. На одной из них, к примеру, представлена сцена изящного досуга. Очищенная от бытовых подробностей, она выражает благородный характер таких занятий, как любование природой, музицирование, чаепитие на свежем воздухе. В музее Тёсюн представлен свитком «На скамейке», на котором изображена миловидная молодая женщина с распущенными волосами. Художнику удалось передать редко встречающееся в Укиё-э индивидуальное настроение — грустную задумчивость, что придает сцене особое обаяние.

Как ни парадоксально, живопись Укиё, начав свое существование как демократическое явление в японском искусстве, довольно быстро обрела элитарный характер (в рамках городской культуры). По сравнению с массовой гравюрой, постоянно развивавшейся и более непосредственно и разнообразно передававшей жизнь горожан, живопись осталась практически в замкнутом кругу узкой тематики и нарядно-изысканной отстраненности. К концу XVIII — началу XIX века в ней стали повторяться типы и художественные разработки гравюры. Однако в лучших своих образцах живопись Укиё представляет свежее, оригинальное, художественно цельное и чрезвычайно привлекательное явление, ярко отражающее некоторые стороны эстетики городской культуры XVII- XVIII веков.