Родятся замки из грезы лунной,
В высоких замках тоскуют девы,
Златые арфы так многострунны,
И так маняще звучат напевы.
5 января 2019 года канал «Культура» показал юбилейный концерт
У «живого» концерта и телевизионного эфира есть недостатки и преимущества. «Живое» представление ценно тем, что сразу поднимает зрителя «на гребень волны». Эффект сопереживания, осознание того, что это происходит непосредственно здесь и сейчас порождает волшебный эффект присутствия. Волнение артистов, эмоциональная погруженность в сюжет соединяются с волнением зрителей, - рождается смыкание энергетических потоков, и скоро пространство концертного зала со всеми участниками охватывает пик эмоциональной и ментальной вовлеченности, в которой присутствуют радость, удивление, сопереживание, благодарность, восторг.
На время концерта возникает своеобразная телепортация зрителей, пришедших из мира обыденности, в мир артистический, в пространство визуально-музыкальных образов, где властвует эфир творчества. При этом начало концерта становится своеобразной первой ступенью лестницы, по которой зритель поднимается с каждым новым номером, чтобы в определенный момент достичь экстаза-кульминации, где разрешаются загадки замысла, и все герои-участники сходятся в единой точке сюжета.
Неопровержимым достоинством тв-записи является возможность действие происходящее он-лайн путем монтажа заключить в строгие рамки эфира и телевизионной драматургии, - а также, благодаря разным приемам съемки (отъезд-наезд, панорамирование, круговой проход камеры, съемка с операторского крана, макроплан, общий план, детализация) «заглянуть в лица» артистам, выделить определенные моменты драматического эпизода, предъявив их зрителю с наиболее выгодного ракурса. Человеческий глаз, увы, на это не способен, особенно в масштабах столь обширной концертной площадки, какой является
Получается, что на всем протяжении живого концерта зрители видят, максимум, два плана: общий (всю сцену) и "поющие головы" некоторых артистов на боковых экранах, но лишь тех из них, кого показывают трансляционные камеры в зале. Выражение лица
В то же время к недостаткам телеверсии можно отнести трансформацию голоса артистов, которая, несомненно, заметна. Не погрешу против истины, если скажу, что на концерте в Кремле 22 декабря голос Олега Евгеньевича звучал чище и объемнее. Все эти моменты работают за или против главного: донесения артистом до зрителя идейного замысла спектакля через соответствующий аудио-визуальный ряд, подчиненный образному драматургическому решению. И здесь нужны не холодный ум и логарифмическая линейка алгебраиста, но архитектурное чувство композиции и следование законам искусства.
В живом выступлении все сложнее: с одной стороны – это свобода экспромта, с другой, важно удерживать эстетическое равновесие, не терять смысловую идейность, быть в контакте с каждым участником разворачивающейся истории! Смысловая идейность концерта обусловлена рамками конкретной эпохи, - в «Серебряном веке» их несколько - XIX век (представленный творчеством
Каждая из этих эпох обладает своей стилистикой и идеями. Историческая канва времени обуславливает особенности существования в ней характеров, поэтических метафор, музыкальных жанров. Выйти из одной эпохи и войти в другую всегда непросто, а свести все эпохи в одном пространстве под силу лишь самым мудрым и чутким. Олег Погудин делает немыслимое – за 3,5 часа ему удается породнить противоречивые, подчас противоположные друг другу временные потоки, создать мелодически единое и образно точное художественное произведение, в котором нет грубых монтажных склеек, каждый переход от истории к истории плавно смикширован его артистическими этюдами. Объединив все эти элементы судьбой своего лирического героя, путешествующего по эпохам, Погудин создает повествование о людях, временах и свершениях. Четыре времени переплетаются, четыре бурных метафизических потока, нашедших выражение в образах искусства, становятся общим целым.
Именно на спектакле 22 декабря 2018 года перед зрителями предстает вся драматургическая панорама замысла. Олег Погудин и его коллеги работают на всех уровнях сцены, - на авансцене, просцениуме, в середине, и в глубинном пространстве, которые фактически отражают далекую старину, приближенное к нам прошлое и день нынешний. Основная линия сюжета дополняется тематически соответствующими иллюстрациями на проекционном экране в центре сцены. Костюмы, декорации, музыкальные инструменты. Тона и полутона, чувства явные и затаенные. Проявления души на языке песенном, поэтическом и балетном. Стихотворные отточия в исполнении
И там, и там Олег Погудин ни на секунду не выпадает из пространственно-временной структуры повествования. Исполнив романс, он не подходит, как обычно на концерте, к авансцене, чтобы взять цветы, но сохраняя эмоциональную погруженность в действие, переходит от мизансцены к мизансцене, сохраняя связь между ними через смысловые паузы, или с помощью «внутреннего монолога» его героя. И именно в контексте данного спектакля раскрывается главная кода артиста, - он единственный из всех современных эстрадных исполнителей поднимает романс до значения драматургического произведения.
Первое отделение, или вернее сказать, акт спектакля более всего посвящен русскому Серебряному веку. Звучат лучшие классические и городские романсы («Гори, гори, моя звезда», «Звезды на небе», «Я помню вальса звук прелестный», «Только раз», «Ночь светла», «Не уходи», «Две розы», «Капризная, упрямая», «
Переходом от Серебряного века к времени советскому становится романс из фильма «
Кульминация первого акта спектакля - не финальная «Мелодия» в исполнении Олега Погудина и Александры Николаевны Пахмутовой, хотя и в ней содержится доминантная идея «Стань моей Вселенною, смолкнувшие струны оживи, сердцу вдохновенному верни мелодию любви». В контексте тематики «Серебряного века» отражением его трагической сути становится романс на стихи
Заключительные строки есенинского стихотворения – это ностальгическое прощание с Серебряным веком «..И если время ветром разметая, сгребет их всех в один ненужный ком… Скажите так, что роща золотая отговорила милым языком…». В этом сказанно-пропетом сквозит тоска лирического героя Олега Погудина по погибшей красоте, смирение с естественным ходом времени и признание в любви эпохе, говорившей с нами на «милом языке».
Второе отделение «Серебряного века» в телеверсии претерпело существенные изменения. Из оригинала выпали семь ярчайших номеров – стихотворение «На мотивы
Тематически во втором отделении спектакля на смену русскому Серебряному веку приходит европейская Прекрасная эпоха. Те же хронологические границы, но совсем иной стиль повествования. Если русский и городской романс это чувственно-сдержанный дух аристократизма, в котором звенит струна любовной тоски, то европейская
Между тем, окончательную гибель Серебряного века провозглашает стихотворение
В телеверсии после этого поэтического «некролога» следует Попурри из кинофильма «
Концерт-спектакль, сыгранный Олегом Погудиным и его коллегами 22 декабря 2018 года на сцене