культурный-портал.рф

Уход за картинами древних мастеров - Реставрация Тайной вечери

Картины — самые хрупкие произведения искусства, доставшиеся нам в наследство от прошлого. Издавна хранителей музеев занимал вопрос о том, как уберечь картины от воздействия времени, как их сохранить и реставрировать. Много произведений искусства пострадало в прошлом от неуклюжих стараний реставраторов. Работа некоторых реставраторов была даже осуждена как «святотатство». До недавнего времени вопрос ухода за старыми полотнами вызывал яростные споры. И сейчас некоторые повреждения мы не в силах устранить, но мы по крайней мере достаточно компетентны для того, чтобы при реставрации картин не нанести им ущерба. Теперь признано, что каждая картина нуждается в индивидуальном подходе при исследовании и консервации; для этого существуют хорошо оборудованные лаборатории — «художественные клиники», в которых при помощи современной техники искусство реставрации достигло наивысшего эстетического уровня. С 1946 года Международный совет музеев собирает информацию о всех новейших достижениях в теории и практике реставрации в различных странах. Это дает возможность реставраторам повысить свое мастерство и сохранить для человечества многие шедевры живописи.


 

В 1959 году копия «Тайной вечери» работы Соларио покинула аббатство Тонгерло и прибыла в лабораторию, где ее «лечат». На нижнем снимке: одна из сотрудниц института устраняет повреждения, нанесенные картине предыдущими реставраторами.

«Тайная вечеря» — прославленная фреска Леонардо да Винчи — была скопирована на холсте учеником великого мастера Андреасом Соларио. Это огромное полотно из Италии попало во Францию, а потом нашло пристанище в Бельгии, в аббатстве Тонгерло. Картина сильно пострадала в своих скитаниях, особенно во время французской революции, когда она была спрятана под землей. Попытки восстановить ее не увенчались успехом. Наконец в 1959 году было решено обратиться за помощью к реставраторам из Института художественного наследия Бельгии. Бригада опытных специалистов трудится над картиной уже пять лет, но реставрация ее все еще не закончена. Однако уже сейчас видно, как в результате продолжительного и кропотливого декапирования сквозь наслоения предыдущих поправок проступают первоначальные краски и линии великого творения Леонардо да Винчи.

Декапирование предыдущей реставрации — дело чрезвычайно тонкое, требующее большой тщательности и терпения. Надо удалить все лишнее, не повредив при этом оригинал. Декапирование выявляет и все повреждения, причиненные предыдущими реставрациями. Фотографирование картины в инфракрасных лучах (в центре) обнаруживает следы старой реставрации. После очистки лица на этой детали «Тайной вечери» обрели прежнюю выразительность.